Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:31, дипломная работа
Целью дипломного исследования является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональному обучения и дополнительному профессиональному образованию работников, разработка на этой основе предложений по совершенствованию данного вида трудовых отношений.
Задачами дипломного исследования являются:
– раскрыть сущностные характеристики понятия профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
– рассмотреть методы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
– сформировать предложения по совершенствованию оптимальной системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на предприятии;
– рассмотреть опыт по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на примере Производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Сущность, значение профессионального обучения 6
1.2. Права и обязанности сторон по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 16
1.3. Ученический договор 19
1.4. Формы и виды подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 22
2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПО «ТАЛИЦКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» 31
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Организация процесса профессионального обучения и дополнительного профессионального образования персонала на предприятии 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 55
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на переобучение без отрыва от производства. Таким образом, ученический договор может быть заключен как с работниками, так и с лицом, не работающим по трудовому договору.8
Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора.
1.3. Ученический договор
Ученический договор – это соглашение на профессиональное обучение за счет организации, которое можно заключить не только с ее сотрудником, но и с соискателем при условии, что он в дальнейшем обязуется подписать с компанией трудовой договор и отработать в ней определенное время.9
Ученический договор должен содержать:
– наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником;
– обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
– обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
– срок ученичества;
– размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон. Условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.10
Ученический договор расторгается по основаниям, предусмотренным для расторжения трудового договора. Он заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации в письменной форме в двух экземплярах и действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.
Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях. предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами. В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.
Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах. Время ученичества в течении недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.
Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях невыполненного рабочего времени.
В период ученичества работникам установлены дополнительные гарантии:
1. они не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством;
2. ученикам в период ученичества
выплачивается стипендия, размер
которой определяется
Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам. На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда.11 Работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя.
1.4. Формы и виды подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.
Кадровая политика предприятия в части профессионального обучения кадров может иметь различную направленность – от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).12
Многое зависит от объективных и субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства и связанной с ним глубиной оперативного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия.
Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочего – получить полноценную профессиональную подготовку. Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров.13
По профессиям, подготовку по которым предприятие будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки, а по остальным профессиям – о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо на промышленных предприятиях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.
Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 – 6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.
При индивидуальной форме обучения каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.14
При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров – инструкторов.
Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложных профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ. В настоящее время подготовка кадров предприятиями проводится по традиционным профессиям, не связанным непосредственно со спецификой продукции самого базового предприятия.
Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки.15 Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника. В случае заключения тройственного договора (предприятие – работник – учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:
– предприятие - в отношении места работы, организации и оплаты труда, элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривает, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;
– учебное заведение - в отношении сроков обучения;
– работника - в отношении согласия на занятие данного рабочего места и на дополнительное профессиональное образование.
Особенности организации процесса профессионального обучения на предприятии.
Наиболее широко профессиональное обучение и дополнительно
профессиональное образование практикуется
на предприятиях, ориентированных в своей
кадровой политике на собственную рабочую
силу. Необходимость в обучении вызывают
такие процессы, как высвобождение работников
и их плановое продвижение, внутризаводская
текучесть работников, следует иметь в
виду, что профессиональное образование
касается не только высвобождаемых рабочих,
но и рабочей силы при формировании ряда
профессий широкого профиля (например,
наладчики автоматических станков и автоматических
линий). В этом случае профессиональное
образование должно тесно увязываться
с профессионально-
Управление процессом дополнительного профессионального образования работников предполагает:
– определение масштабов дополнительного профессионального образования и факторов, влияющих на него;
–выбор форм дополнительного профессионального образования учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на его проведение;
–проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.
Численность работников, нуждающихся в дополнительном профессиональном образовании, зависит от:
– численность высвобождаемых работников;
– контингента высвобождаемых работников;
– возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства);
– доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на дополнительное профессиональное образование.
Планирование дополнительного профессионального образования кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих.
Дополнительное профессиональное обучение кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для обучения кадров в рамках программ занятости населения на данной территории. При расчете средств, необходимых на дополнительное профессиональное обучение кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения (на оплату педагогов, учебные расходы, на материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников в процессе их обучения.
Система дополнительного профессионального образования, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров и бригадиров.
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создаются в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих разряда, класса.16 Если рабочий осваивает смежные профессии, т.е. находящиеся в тесной связи с основной, относящийся к комплексу взаимосвязанных работ, на выполнении которых начинает специализироваться рабочий, это можно рассматривать как повышение его квалификации. Если же осваиваются далекие друг от друга профессии, как предпосылки внутризаводского движения рабочих, такое обучение ближе к переподготовке кадров.
Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с те, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.
Необходимость дополнительного профессионального образования обусловлена различными причинами, а потому оно может быть организованно в различных формах и занимать различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства, само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный его варианты.