Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Введение.............................................................................................................................3
Глава I Процессный подход к управлению.....................................................................4
§1. Особенности применения процессного подхода......................................................4
1.1 Концепция процессного подхода...............................................................................4
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса.................................................................7
1.3 Понимание процессного подхода.............................................................................10
§ 2. Реализация процессного подхода к управлению...................................................12
2.1 Эффективность процессного подхода.....................................................................12
2.2 Уровни описания процессов.....................................................................................13
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода..........................................................14
Вывод................................................................................................................................18
Глава II Системный подход............................................................................................19
§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи..................................................19
§ 2. Современное представление о системном подходе...............................................23
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.........................23
2.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению.........................24
Вывод................................................................................................................................25
Глава III Ситуационный менеджмент............................................................................26
§1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту................................................................................................................................26
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению............................27
1.2. Основные положения ситуационной теории управления.....................................28
§2. Ситуационные теории и модели управления..........................................................30
2.1. Теория «7 – S»...........................................................................................................30
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера.........................................................30
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда........................................31
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла.............................................33
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.......................................34
§3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.........................................................................35
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению.....35
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте..........................35
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории...............................................36
Вывод................................................................................................................................37
Заключение.......................................................................................................................39
Список использованной литературы..............................................................................41 Приложение 1...................................................................................................................42
Приложение 2...................................................................................................................42
Приложение 3...................................................................................................................42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономики и предпринимательства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему:
«Процессный, системный и ситуационный
подходы к управлению»
Калининград
2011
Содержание
Введение......................
Глава I Процессный подход к
управлению....................
§1. Особенности применения
процессного подхода...........
1.1 Концепция процессного
подхода.......................
1.2 Ресурсная база и
декомпозиция процесса.........
1.3 Понимание процессного
подхода.......................
§ 2. Реализация процессного
подхода к управлению..........
2.1 Эффективность процессного
подхода.......................
2.2 Уровни описания процессов.....
2.3 Поэтапная реализация
процессного подхода...........
Вывод.........................
Глава II Системный подход........................
§ 1. Системный подход к
управлению и его корифеи.................
§ 2. Современное представление
о системном подходе...........
2.1. Понятие системного
подхода, его основные черты
и принципы....................
2.2. Отличия традиционного
и системного подходов к
Вывод.........................
Глава III Ситуационный менеджмент....................
§1. Теоретические и методологические
подходы к ситуационному менеджменту...................
1.1 Истоки возникновения ситуационного
подхода к управлению....................
1.2. Основные положения
ситуационной теории
§2. Ситуационные теории и модели
управления....................
2.1. Теория «7 – S»................
2.2. Ситуационная модель
руководства Фидлера...........
2.3. Модель ситуационного
лидерства Херси и Бланшарда.....................
2.4. Модель лидерства «путь
– цель» Хауза и Митчелла......................
2.5. Модель ситуационного
лидерства Стинсона-Джонсона...
§3. Совершенствование ситуационных
инструментов менеджмента как фактор
эффективного решения управленческих
задач.........................
3.1. Условия эффективного
применения ситуационного
3.2. Алгоритм принятия
решений при ситуационном
3.3. Ограничения в применении
ситуационной теории...........
Вывод.........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложение 2..................
Приложение 3..................
Введение
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться
в самостоятельную область
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. Вопрос о принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей античности. В частности, Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. В свою очередь Аристотель указывал на необходимость разработки “господской науки”, обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. При этом Аристотель замечал, что дело это довольно хлопотное, и поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией. Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 г. английский математик Ч. Бэббидж разработал проект “аналитической машины” – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
История научной мысли
показывает, что теоретическое осмысление
управленческих процессов протекало
неравномерно. Причем успехи в теории
управления всегда завысили от развития
промышленности, успехов в других,
связанных с управлением
К настоящему времени известны четыре
важнейших подхода к выделению научных
направлений, которые внесли существенный
вклад в развитие теории и практики управления:
1. Подход с позиций выделения 4 различных
школ. Здесь выделяют школы научного управления,
административного управления, человеческих
отношений и науки о поведении, науки управления
или количественных методов.
2. Процессный подход.
3. Системный подход.
4. Ситуационный подход.
Приверженцы каждого из этих
направлений полагали в свое время,
что им удалось найти ключ к
наиболее эффективному достижению целей
организации. Однако практика управления
показала, что приемы, которые оказались
успешными в одних ситуациях
и в конкретное время, не всегда успешны
в других. В то же время изучение
эволюции управленческой мысли полезно
тем, что позволяет увидеть и
понять логику познания управленческих
отношений. Цель курсовой работы –
изучение процессного, системного и
ситуационного подходов к управлению.
В связи с этой целью были поставлены и
решены следующие задачи: изучить сущность
и историческое развитие теорий процессного,
системного и ситуационного подходов
к управлению. Изучить возможности применения
процессного, системного и ситуационного
подходов к управлению в российской практике.
В процессе работы изучались статистические
и социологические материалы, публикации
в прессе.
Глава I
Процессный подход к управлению
§1. Особенности применения процессного подхода
1.1 Концепция процессного подхода
Процессный подход является
важнейшим признаком
На рынке методология SADT появилась в 1975 г. Позднее этот подход к описанию процессов был оформлен в виде Федерального стандарта США под названием IDEFO. Наибольший интерес к процессам появился после публикаций М. Хаммера, Д. Чампи и др. в середине 80-х. В 1988 г. процессный подход был включен в модель премии Малкольма Болдриджа, а в 1991 г. - в модель совершенного бизнеса Европейской премии по качеству.
Процессом называют совокупность
взаимосвязанных и
Ниже представлены некоторые типичные ситуации в компании, когда процессный подход может быть использован как средство улучшения деятельности.
Вариант 1. У организации
дела идут достаточно хорошо, но руководители
или собственники, прогнозируя снижение
темпов роста организации, усиление
конкуренции на рынке, принимая во внимание
другие факторы риска для
Вариант 2. Рыночная конъюнктура складывается
для организации очень удачно, но скорость
роста размеров и бизнеса организации
опережает скорость развития системы
управления, и собственники, озабоченные
потерей управляемости бизнеса, начинают
искать новые способы удержания ситуации
под контролем путем описания и автоматизации
бизнес-процессов организации.
Как правило, собственники и
руководители ожидают от применения
процессного подхода к
- снижение издержек;
- повышение рентабельности;
- повышение управляемости (улучшение системы отчетности компании, создание прозрачной системы управления, ускорение процедур принятия управленческих решений);
- снижение влияния человеческого
фактора при управлении компанией.
В некоторых случаях руководители создают
у себя рабочие группы (проектные группы)
из наиболее квалифицированных специалистов
для решения своих проблем. В поисках правильного
решения руководители и рабочая группа
начинают производить перестановки в
оргструктуре компании, переподчинять
отделы и подразделения. Со стороны эта
деятельность часто напоминает попытку
добиться слаженной игры оркестра путем
пересаживания музыкантов.
Большинству компаний не удается
добиться серьезных долгосрочных результатов
путем организационных
Довольно часто руководители компаний пытаются построить правильную систему управления в одном, отдельно взятом пилотном процессе, описание и улучшение которого поручается внешнему консультанту.
Однако, опыт показывает, что
такой поход заведомо обречен
на провал, поскольку любая организация
представляет собой сложную систему
взаимодействий, и описание одного
из сегментов деятельности не может
устранить системных проблем
в управлении всей организацией. При
выстраивании системы управления и
взаимодействия в одном процессе
непременно придется захватить взаимодействие
данного пилотного процесса с другими.
При одностороннем описании взаимодействия
возможны следующие ситуации:
Появление эффекта «перетягивания одеяла»,
когда руководитель пилотного процесса
добивается регламентации и последующего
выполнения совместных работ с точки зрения
выгоды и преимуществ своего процесса,
а не всей организации.
Отсутствие необходимого опыта в создании системы регламентации деятельности со стороны руководителей и владельца пилотного процесса приводит к тому, что созданную, согласованную и утвержденную документацию придется корректировать и исправлять каждый раз, когда будет создаваться документация следующего процесса, взаимодействующего с пилотным.
Информация о работе Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению