Процессы принятия решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 03:29, контрольная работа

Краткое описание

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Вложенные файлы: 1 файл

прцессы принятия решений.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)



Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический  институт

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

 

Процессы принятия решений в организации.

Вариант 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Седлецкий

Александр Викторович

 

Студент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза – 2010 г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реальные ситуации, которые  складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений.

Если при разработке управленческого решения менеджер и его команда не спрогнозировали достаточно точно стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности будущего товара, изменения компонентов внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой банкротства. "Будущее начинается сегодня".Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  принятия решения в процессе управления

Управленческое  решение— это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого  решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта(явления) к желаемым, прогнозным.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности)?
  • Как делать (по какой технологии)?
  • С какими производственными затратами делать?
  • В каком количестве?
  • В какие сроки?
  • Где (место, производственное помещение, персонал)?
  • Кому поставлять и по какой цене?
  • Что это даст инвестору и обществу в целом?

Комплексные проблемы следует  формализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей. [10, с.16]

Решение — это выбор альтернативы. Любому поведению индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп, эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их подготовка и принятие в процессе управления организацией существенно отличаются от решений, принимаемых в частной жизни.

Управленческие решения  отличаются, прежде всего, следующими чертами:

  • Цели. Субъект управления, известный нам как один из основных элементов системы управления, принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
  • Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее персонала. Такие решения могут повлиять на жизнедеятельность многих людей.
  • Разделение труда. Если в частной жизни человек принимает решение и, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: менеджеры заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а исполнители — реализацией уже принятых решений.
  • Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений — это более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий специальной профессиональной подготовки.

Таким образом,  управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

 

 

 

 

Классификация управленческих решений

В организации принимается большое  количество самых разнообразных  решений, обладающих различными характеристиками. Они разнятся по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т. д. С помощью классификации можно выделить классы решений, требующих различного подхода к процессу и методам их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов (Табл. 1).

Табл. 1. Классификация управленческих решений [9 , с.6]

 

Функциональная направленность определяется общей функцией управления, которая инициирует разработку управленческих решений. Решения могут разрабатываться для осуществления плановых мероприятий – планирующие решения. Большая группа управленческих решений посвящена организационным проблемам правления организации– это организационные управленческие решения. Для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников организации –активизирующие решения. Координирующие управленческие решения необходимы для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды для обеспечения координации в деятельности организации. Контролирующие управленческие решения направлены на обеспечение своевременного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития. Информирующие управленческие решения направлены на упорядочение информационного поля для работников организации и предоставления им необходимой информации.

Процесс организации  разработки и реорганизации управленческих решений базируется на выборе приоритета в индивидуальном или коллегиальном (групповом) подходе. Индивидуальный подход требует от руководителя уверенности в своих силах, профессионализма и творческого подхода. Групповой подход к разработке управленческих решений характеризуется большей обоснованностью, разработкой оригинальных подходов, причастностью разработчиков к его выполнению. Корпоративными называют решения, которые принимаются как отдельными лицами, так и коллегиально (т.е.часть решения принимается отдельным лицом).

Причины, влияющие на разработку управленческих решений, весьма разнообразны, но сводятся к двум группам :неожиданные и плановые. К неожиданным управленческим решениям относятся ситуационные и инициативные, а к плановым – решения по предписанию, программные и сезонные.

Повторяемость выполнения управленческих решений важна для  правильной установки нормы управляемости в организации. Традиционные решения – это решения, встречавшиеся ранее в практике управления. В данном случае необходимо лишь произвести выбор из уже имеющихся альтернатив. Нетрадиционными называют такие решения, для решения которых необходим поиск новых альтернатив. Инновационные решения обычно касаются процесса реструктуризации и реформирования организации для повышения ее конкурентоспособности.

Масштаб воздействия  управленческих решений может ограничиваться одним человеком, одним коллективом или это весь коллектив организации. Каждое решения имеет целевую направленность, которая и определяет объекты управленческих решений.

Время действия решения  определяется его важностью. Выделяют стратегические, тактические и оперативные управленческие решения.

По срокам реализации существуют долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные решения.

Характер разработки и реализации управленческих решений  сильно зависит от личностных характеристик человека. Их можно подразделить на следующие группы: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные.

По методам обработки  информации решения подразделяются на алгоритмические и эвристические. Алгоритмические решения предполагают строгую формализацию выполнения процедур и операций на основе правил, алгоритмов, формул, статистических данных (например, расчет экономической эффективности нового производства должен осуществляться по разработанным алгоритмам).Обработка и оценка информации из интуиции, обобщений, представлений, опыта, ассоциаций путем беседы, обсуждения, задавания наводящих вопросов – эвристические решения.

Определение числа критериев  для оценки вариантов (альтернатив) управленческих решений – трудная  задача. В качестве критериев могут быть такие параметры, как комфортность на рабочем месте: свет, тепло и т.п. Простые управленческие решения обычно сравниваются по одному критерию и называются однокритериальными, а сложные – по нескольким и называются соответственно многокритериальными.

По направлению воздействия  управленческие решения подразделяются на решения нацеленные, на внутреннюю или внешнюю среду организации, т.е. внутренние и внешние решения.

По форме принятия управленческие решения могут быть единоличными и коллегиальными.

По сфере воздействия  подразделяют управленческие решения  на глобальные и локальные. Решения, которые сказываются на каком-либо одном подразделении организации или нескольких, называется локальным, а решения, влияющие на работу организации в целом, называются глобальными.

Способ фиксации управленческих решений может быть устный или письменный. Письменные решения руководители предоставляют для правовой экспертизы и в дальнейшем для исполнения. Устные управленческие решения тоже имеют правовую силу, и их можно обжаловать в суде, если имеются хотя бы два человека, слышавших эти решения.

В зависимости от степени  полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) или вероятностными (принятыми в условиях неопределенности и риска). Детерминированные решения принимаются при наличии полной достоверной информации в отношении решаемой проблемы. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, их вероятность известна и измеряется от 0 до 1. Если нет информации о проблеме, то можно попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. Когда не хватает времени и/или средств то сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию. [9, с.6-8]

 

 

 

 

 

 

Критерии принятия решений и факторы, влияющие на процесс  принятия решения

Решения, особенно в крупных  организациях, затрагивают интересы множества людей. Это требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств.

Тем не менее успеха достичь  удается далеко не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат (например, непредсказуемость поведения исполнителей), и воздействовать на них.

Эффективное решение  должно быть:

  • простым и логичным;
  • приемлемым для большинства членов организации;
  • экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);
  • своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);
  • ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);
  • устраняющим причины, а не следствия проблемы.

На эффективность решения  оказывают влияние следующие  факторы:

  • понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое отнюдь не является лучшим);
  • характер взаимоотношений внутри организации;
  • занимаемая автором решения должность;
  • личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);
  • наличие времени;
  • степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);
  • основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм (правда, не ясно, каких); действия исходя из пользы большинства (проблема, в чем она); приближение к цели (ее бывает трудно определить); достижение выгоды (вопрос, чьей).
  • четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной
  • ответственности на конкретных лиц;
  • наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций проч.;
  • учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм и др.

Информация о работе Процессы принятия решений в организации