Процесс адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение процесса адаптации новых сотрудников на предприятии.
Задачи работы:
 Изучить основные направления и виды адаптации;
 Рассмотреть этапы адаптации ее основные технологии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты адаптации 4
1.1 Основные направления адаптации 4
1.2 Виды адаптации 11
2. Основные технологии адаптации 15
2.1 Этапы адаптации 15
2.2 Процедура адаптации 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

адаптация персонала.docx

— 61.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По окончании процесса подбора, работа с персоналом не заканчивается, а только начинается. В 50 % случаев сотрудники срываются именно в процессе адаптации. И почти 80 % сотрудников, увольняющихся в первый год работы, принимают это решение сразу же после выхода на рабочее место. Адаптация сотрудника – многоплановый процесс его приспособления к той должности, на которую его взяли. Но работа в данном направлении требует усилий не только от самого работника, но и от компании, его коллег, наставников и, в первую очередь, от менеджера по персоналу.

Любая работа с персоналом на выходе имеет одну цель – повышение производительности труда и в итоге снижение затрат компании. Чем быстрее сотрудник войдет в должность, тем быстрее повысится эффективность его производительности труда, уменьшится количество допущенных ошибок. При успешной адаптации происходит сокращение текучки кадров, это означает, что уменьшается время на обучение новых сотрудников.

Для нового сотрудника адаптация - это ответственный и зачастую болезненный период привыкания к новому месту работы, новым коллегам и даже новым обязанностям. Другими словами, адаптация - это методика, основной задачей которой является эффективное вовлечение нового члена команды в процессы, происходящие в компании, и подготовка в срок лояльного сотрудника с акцентом на необходимых для успешной работы знаниях и навыках.

Целью данной работы является рассмотрение процесса адаптации новых сотрудников на предприятии.

Задачи работы:

  • Изучить основные направления и виды адаптации;
  • Рассмотреть этапы адаптации ее основные технологии.

1. Теоретические аспекты адаптации

1.1 Основные направления адаптации

 

Адаптация - это приспособление, привыкание организма к изменяющимся условиям среды. Одни адаптируются быстрее, другие медленнее. В любом случае это время, когда организм менее эффективен и более уязвим1. Именно в таком положении находится новый сотрудник, пришедший в компанию. Процесс адаптации происходит, независимо от того, знаем ли мы о нем, помогаем ли мы сотруднику или нет.  
Во многом процесс адаптации персонала обусловлен кадровой политикой компании. Какой может быть кадровая политика и как она влияет на процесс адаптации? 

1. Отсутствие  кадровой политики - адаптация стихийная, бессистемная; все происходит как  бы само собой (какими окажутся  результаты - неизвестно). Приведенный  выше пример наглядно демонстрирует  подобный вариант адаптации;

2. «Спартанское  воспитание» - новичку не только  не облегчают процесс вхождения  в новый коллектив, но и специально  создают трудности; т.е. адаптация  по принципу «выплыл - молодец, утонул - твои проблемы»; зато выжившим  в таких условиях уже ничего  не страшно (если они, конечно, не  предпочтут другую работу);

3. «Берем суперкадры» - принимаем на работу высококлассных  специалистов, стараемся обеспечить  им все условия для работы, и ждем максимальной отдачи (вопрос  в том, что каждый такой сотрудник  предпочитает солировать, а вот  с «хоровым пением» могут возникнуть  проблемы);

4. «Выращиваем  суперкадры» - принимаем на работу  выпускников или просто новичков  в нашей сфере деятельности  и обучаем их всему тому, что  требуется знать. Хороший способ, только очень затратный - обучение на первом этапе занимает массу времени не только у новичка, но и у наставника, не говоря уже о материальных расходах. Но дело того стоит. 

Здесь представлены варианты кадровой политики в чистом виде. Но далеко не все компании могут позволить себе «супер-кадры» или растить сотрудников «с нуля», и в тоже время не считают нужным устраивать для новичков курс выживания. Существует так называемая смешанная кадровая политика. Она свойственна большому числу компаний. В основном, это средние и небольшие компании. Цель адаптации персонала компаний со смешанной кадровой политикой заключается в оптимальном соотношении затрат времени, средств и сил на адаптацию и сокращении периода врабатываемости новых сотрудников. Именно в этом контексте, мы будем рассматривать построение системы адаптации персонала.

Адаптация персонала - это процесс приспособления потребностей, ценностей и профессиональных компетенций новых сотрудников к требованиям, предъявляемым к ним организацией в соответствии с ее стратегическими целями и ценностями2.

Что дает компании наличие хорошо организованного, результативного процесса адаптации персонала?

1. Сокращение  издержек на период врабатываемости. 
Благодаря продуманному, организованному процессу адаптации сокращается период врабатываемости сотрудников. Они раньше выходят на заданный уровень продуктивности деятельности, и начинают приносить прибыль компании. 

2. Сокращение  текучести кадров и издержек  на их восполнение. 
Факт ухода большого количества только что набранных сотрудников в первые полгода работы - общеизвестен. Причины могут быть разные. С одной стороны - это упущения при подборе персонала. Сотрудники не подходят по профессиональным компетенциям, личностным особенностям, ценностям, и компания их отвергает. С другой стороны - это несовпадение ожиданий сотрудника от работы в компании и реальности. В результате уходит сам сотрудник. 

Налаженная система адаптации персонала позволяет лучше узнать нового сотрудника, его способности, ожидания, подтянуть его профессиональный уровень, определить зоны ближайшего развития и перспективы работы в компании. Это взаимовыгодный процесс, как для компании, так и для сотрудника. 

3. Экономия  времени непосредственного руководителя  и рядовых работников.

Частым анти-аргументом необходимости проведения адаптации персонала является недостаток времени («Итак времени нет, а тут еще новеньких привели…»). На самом деле организованный, продуманный процесс адаптации сотрудников экономит время руководителей и рядовых работников. Каким образом? Как обычно, путем распределения функций и ответственности. Просто при стихийной адаптации никто не замерял, сколько времени своего и сотрудников тратит новенький, чтобы получить информацию по какому-либо вопросу. Он отрывает от работы сотрудников, пока не найдет более свободного и терпеливого. И так по каждому вопросу. 

4. Возникновение  у нового члена коллектива  чувства удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности. 
Естественно, когда новому сотруднику все объясняют, показывают, проверяют понимание, тренируют и только подготовленным включают в самостоятельную работу, ошибок в его работе меньше, а удовлетворенности собой и работой больше. Успехи, поддержка, внимание постепенно снижают тревожность и повышают уверенность нового члена коллектива в себе.

5. Основа для  формирования приверженности сотрудника  компании. 
Иметь приверженцев среди клиентов мечтает каждая компания. А среди сотрудников? Это раньше было принято работать всю жизнь на одном месте, а сейчас модно чуть ли не каждый год менять работу. Квалифицированные, профессиональные специалисты ищут работу в компаниях отвечающих их ожиданиям - это уже устойчивая тенденция не только будущего, но и настоящего в управлении персоналом. Квалифицированный персонал является конкурентным преимуществом любой компании. Процесс адаптации - это «второе» впечатление сотрудника от компании, после подбора. Оно более объективное, взвешенное, рациональное. А с рациональным проще работать, чем с эмоциями. Главное, знать какие у нового сотрудника ожидания по отношению к компании, как он оценивает свое соответствие требованиям компании, как видит свое дальнейшее развитие, возможные перспективы. Все это в сочетании с успехами, вниманием, поддержкой и уверенностью в себе - хорошее основание для формирования приверженности сотрудника.

Для разработки системы адаптации необходимо хорошо представлять сам процесс адаптации с его стадиями, направлениями.

Процесс адаптации включает в себя следующие стадии3:

1. Ознакомление: на этой стадии происходит  первичное знакомство сотрудника  с компанией, со своими непосредственными  обязанностями, с особенностями  корпоративной культуры;

2. Привыкание: на этой стадии происходит  усвоение сотрудником норм и  правил, принятых в компании;

3. Ассимиляция: основная задача этой стадии - включение человека в новую  среду, взаимопринятие;

4. Идентификация: завершающая стадия адаптации, характеризующаяся  максимальным сближением целей  сотрудника и организации.

Если первые две стадии по сути своей конечны, т.е. новые условия рано или поздно становятся знакомыми, привычными, то принятие и идентификация происходят далеко не сразу и нуждаются в постоянном подкреплении. Именно так, медленно, но верно формируется приверженность сотрудников компании.

Процесс адаптации включает в себя три равнозначных и взаимосвязанных направления:

  • организационная адаптация;
  • социально-психологическая адаптация;
  • производственная адаптация. 

Успешное освоение профессиональных знаний и навыков невозможно, если сотрудник не понимает своей роли в организации, не разделяет ее ценностей и установок, не видит перспектив своей работы и испытывает трудности в общении с другими членами коллектива.

Таблица 1. - Направления процесса адаптации персонала

Направление процесса адаптации

Организационная адаптация

Социально-психологическая адаптация

Производственная адаптация

Суть направления адаптации

Усвоение писанных и «неписанных» норм и правил компании

Включение в коллектив компании, отдела

Освоение своих прямых функциональных обязанностей

Цель направления

Принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей

Скорейшее преодоление сотрудником естественной при поступлении на новое место неуверенности

Освоение новым сотрудником системы профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике

Необходимые действия по направлению

- Ознакомить нового сотрудника  с политикой компании (миссией, целями, внутрикорпоративной культурой, традициями, условиями работы, формой оплаты  и т.д.) 
- Ознакомить с организационной структурой, местом, функциями и ролью нового сотрудника в достижении успеха компанией 
- Предоставить информацию о сотрудниках, с которыми будет взаимодействовать новый сотрудник (роль, функции, где их можно найти, как связаться, по каким вопросам обращаться) 
- Предоставить «писанные» правила компании (общие инструкции, стандарты качественного обслуживания, правила внутреннего распорядка и т.д.)

- Представить нового сотрудника  руководству компании и непосредственному  руководству 
- Представить и познакомить нового члена коллектива с сотрудниками отдела 
- Представить и познакомить нового члена коллектива с сотрудниками других отделов, с которыми он будет постоянно сотрудничать 
- Рассказать новичку о сотрудниках, с которыми он работает: характер, увлечения, достижения и т.д. 
- Провести неформальную процедуру вхождения в компанию/отдел 
- Участие нового сотрудника в праздничных, культурных и общественных мероприятиях компании 
- Проводить тренинги с комаднообразующим эффектом

- Объяснить новому сотруднику  основные задачи и непосредственные  обязанности;  
- Ознакомить с должностной инструкцией и другими рабочими инструкциями 
- Обсудить задачи и показатели эффективности на период адаптации и на перспективу 
- Провести обучение нового сотрудника (вводный курс, тренинги, наблюдение и т.д.) 
- Прикрепить нового сотрудника к наставнику и провести стажировку  
- Включить в самостоятельную работу 


 

Это примерный перечень действий. Компании необходимо сформировать свой перечень действий по каждому направлению. В случае прихода нового сотрудника не придется лихорадочно думать, что же сделать еще, кому представить, какие документы дать на изучение. Потребуется только подкорректировать необходимые действия в зависимости от позиции, на которую пришел новый сотрудник.

Большую роль в адаптации нового сотрудника играет управление процессом адаптации. 

Управление процессом адаптации, как и управление чем-либо другим, включает в себя те же функции: планирование и организация, мотивация, контроль, оценка.

План адаптации сотрудников позволяет выстроить все необходимые действия по каждому направлению в определенном порядке, определить формы их проведения, исполнителей и сроки. Это позволяет лучше организовать процесс адаптации, оптимально распределить время и ответственность4. 

Таблица 2. - Пример плана адаптации сотрудников

Мероприятия

Исполнитель

Форма

Сроки

Составление характеристики по результатам собеседования

Менеджер по персоналу

Письменная характеристика

До поступления на работу

Оформление документов (заявление, трудовая книжка, контракт)

Секретарь

Письменно

в течение 5 дней

Ознакомление новичка с политикой компании (миссией, целями, внутрикорпоративной культурой, традициями, условиями труда, формой оплаты и т.д.) 

Непосредственный руководитель

Беседа

на предварительном собеседовании

Объяснение основных задач деятельности и непосредственных обязанностей

Непосредственный руководитель

Беседа

на предварительном собеседовании

Подготовка рабочего места

Секретарь

 

1-ый день работы

Ритуал вхождения: 
- Представление коллегам по работе 
- Помещение информации о сотруднике на стенд 
- Присутствие на совещании 
- Совместное чаепитие

Руководитель

на совещании

1-ая неделя работы

Назначение наставника

Руководитель

Устно

на 1-ом совещании

Ознакомление с видами отчетности (бланки, формы, порядок ведения); ответы на вопросы

Наставник

Пакет документов, 
Беседа

1-ая неделя работы

Правила работы с оргтехникой

Секретарь

Практическая демонстрация

1-ая неделя работы

Знакомство с компьютерной базой данных

Секретарь

Практическая демонстрация

1-ая неделя работы

Введение в рабочую группу, привлечение к участию в проектах

Непосредственный руководитель

на совещании

по мере необходимости

Периодический контроль качества и эффективности деятельности

Наставник

на совещании, личный контакт

по мере необходимости

Проведение промежуточного собеседования по вопросам адаптации, выявление возникающих трудностей

Наставник

Личный контакт

через 1 - 1,5 мес

Проведение предаттестационной беседы (планирование карьеры)

Непосредственный руководитель, менеджер по персоналу

Личный контакт

через 0,5 года

Составление плана-отчета к аттестации

Новый сотрудник (с помощью наставника)

Письменно

 

Проведение аттестации

Руководство

Собеседование

через год

Информация о работе Процесс адаптации персонала