Процесс принятия решения методом «мозгового штурма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих далекие друг от друга области научных и технических знаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2 1.Методы генерации альтернатив управленческих решения……………3
2. Сущность и принципы метода «мозгового штурма»…………………...6
3. Процесс принятия решения методом «мозгового штурма»… .……….7
3.1 Этапы проведения «мозгового штурма»……………………….…………..7
3.2. Достоинства и недостатки метода «мозгового штурма»……………… .10
3.3. Модификации метода «мозгового штурма»……………………………...11
4. Методы ассоциаций и аналогий..................................................................12
5. Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота………….15
6.Метод матриц открытия и синектику…………………………….………16
7.Список литературы…………………………………..……………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая робота Microsoft Word.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

свобода ассоциаций и творческого воображения

творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания

обязательная фиксация всех высказанных идей

время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку)

Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Заключительный этап – подведение итогов мозгового штурма

Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить.

Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

Составляется окончательный список практически используемых идей.

3.2. Достоинства и недостатки метода мозгового штурма.

 

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.

«В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи» (4, С. 209).

Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

 

3.3. Модификации метода мозгового штурма

 

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

 

 

 

 

 

4. Методы ассоциаций и аналогий.

 

Методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека. К этим методам относятся метод фокальных объектов и метод гирлянд случайных ассоциаций.

Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых совершенно необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, новых способов управления.

Метод генерирования случайных ассоциаций формализован двумя алгоритмами.

Алгоритм 1. Перед началом работы алгоритма задается следующая информация: А — список объектов; В — список признаков; С — матрица связей А и В, причем Сij = 1, если i-й объект обладает j-м признаком, в противном случае Сij = 0.

Работа алгоритма заключается в случайном выборе объекта из списка А и всех его признаков из списка В. В результате получается случайная ассоциация "объект — признаки". Следующая ассоциация получается независимо от предыдущей.

Алгоритм 2. Входная информация в этом алгоритме совпадает с входной информацией алгоритма 1.

Выполняются следующие процедуры:

1. Случайный выбор из списка  А объекта а.

2. Выбор из списка В всех  признаков объекта а. Результат  — список Ba.

3. Случайный выбор из списка Ba признаков b.

4. Выходные данные: а, Ba, b.

5. Выбор из списка А всех  объектов, обладающих признаком b. Результат  — список Аb.                                                                                                                         6. Случайный выбор из списка Аb объекта а.

7. Перейти k раз к процедуре 2.

8. Конец.

 

На каждой итерации алгоритма пользователю выводится очередная случайная ассоциация "объект — признаки — случайный признак". Результатом работы является гирлянда ассоциаций длины k. Последовательность объектов в гирлянде характерна тем, что соседние объекты имеют общий признак.

Оригинальность и допустимость идей, получаемых на основе случайных ассоциаций, существенно зависят от входных списков А и В. При этом, чем больше пересечение признаков фокального объекта со списком В, тем больше вероятность получения допустимой идеи и меньше — оригинальной.

Рассмотрим пример генерирования случайных ассоциаций при решении задач по созданию нового потребительского товара.

Исходная информация:

 

А = {а1 — авторучка, а2 — фонарь, a3 — радиоприемник, a4 — часы}.

В = {b1 — стеклянный, b2 — светотеплоизлучающий, b3 — многоцветный, b4 — плавающий, b5 — встроенный, b6 — гигантский, b7 — миниатюрный, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека}.

Матрица С связей А и В для рассматриваемого примера имеет следующий вид:

Выполняемые процедуры:

1. Случайный выбор из списка  А объекта:

a2 — фонарь.

2. Выбор из списка В всех  признаков объекта а2.

= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.

3. Случайный выбор из списка  признака b:

b4 — плавающий.

4. Выходные данные:

 

a2 — фонарь;

= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.

b4 — плавающий.

5. Выбор из списка А всех  объектов, обладающих признаком b.

= {а1, a2, a3, a4}.

6. Случайный выбор из списка  объекта:

a3 — радиоприемник.

После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, в4 — плавающий, a3 — радиоприемник.

Признак b4 является общим для объектов а2 и а3.

7. Переход к процедуре 2.

Результат — список  = {b4, b5, b6, b7, b8}.

8. Случайный выбор из списка  признака: b8 — источник энергии — тепловая энергия.

9. Выходные данные:

а3 — радиоприемник;  = {b4, b5, b6, b7, b8}; b8 — источник энергии — температура тела человека.

10. Выбор из списка А всех  объектов с признаком b8:

= {a2, a3, a4}.

11. Случайный выбор из списка  объекта: a4 — часы. После второй  итерации гирлянда случайных  ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, b4 — плавающий, а3 —  радиоприемник, b8 — источник энергии  — температура тела человека, a4 — часы.

В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара:

• фонарь для подводного плавания;

• радиоприемник для плавания с источником энергии от температуры тела человека;

• часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека.

 

5. Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота.

 

 

Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, например при "мозговом штурме". Один из широко распространенных вопросников А. Осборна включает девять групп вопросов: 1. Какое новое применение системе можно предложить? 2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать? 3. "Какие возможны модификации путем изменения функций? 4. Что можно в системе увеличить? 5. Что можно в системе уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)? 6. Что можно в системе заменить? 7. Что можно в системе преобразовать (схему, порядок работы и т.д.)? 8. Что можно сделать в системе наоборот? 9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?

В данных вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизация и т.д.) для решения поставленной задачи.

Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом.

Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие по рассматриваемой проблеме идеи, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования на последующем этапе работы. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения.

Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществляется руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение — всеми членами группы. Выбор окончательного решения проводится методом "мозгового штурма"

 

6.Метод «матриц открытия» и синектику.

Этот метод разработан в 1955 г. во Франции. Его автор А. Моль  в СССР до настоящего времени широкого признания не получил. В данном обзоре информация по методу приведена по работе .

Метод матриц открытия близок к известному морфологическому методу Ф. Цвикки, но имеет свои специфические особенности. Как и в методе Ф. Цвикки, он преследует цель систематически исследовать все мыслимые варианты, вытекающие из закономерностей строения (морфологии) усовершенствуемого объекта и изучения поля возможных технических решений. Но метод А. Моля дает возможность гораздо проще ограничить рассматриваемые варианты приемлемым их числом. В наиболее простом виде суть метода матриц открытия заключается в построении матрицы, в которой пересекаются два ряда характеристик (вертикальный и горизонтальный). Ряды могут быть упорядоченными и неупорядоченными, выражены количественно и качественно. Если в морфологическом ящике все выбранные характеристики относятся к объекту, то у А. Моля часть из них может относиться, например, к условиям производства, потребления, эксплуатации и т. п.

Имеет смысл перечислить основные этапы метода матриц открытий.

 

 

 

 

1. Составление перечней элементов, свойств, объектов, фактов, идей и  т. п.

2. Выработка поля анализа. Сначала  определяют проблему в наиболее  общей, абстрактной форме и уточняют ее. Затем строят структуру этого поля, т. е. производят размещение характеристик выбранных элементов, свойств и т. п. по рядам.

3. Определение пересечения рядов  и обнаружение возможных комбинаций. Выясняют поле возможных решений, что является целью исследования. Каждая ячейка матрицы представляет связь двух характеристик.

4. Рассмотрение всех возможных  решений с целью обнаружения  новых допустимых комбинаций.

5. Изучение выбранных комбинаций  и выбор рациональных решений. Сам по себе метод матриц  открытия еще не дает сколько- нибудь законченных технических решений. Комбинация двух характеристик может быть решением лишь очень простых задач. Чаще всего этот метод служит для системной организации имеющегося материала и дает отправные пункты для дальнейшего исследования, определяя имеющиеся резервы и узкие места. Комбинации характеристик дают простор для плодотворных ассоциаций, постановки проблем. А. Моль считает, что метод матриц открытия является всеобщим, приемлемым во всех областях познания и деятельности. Наибольшие практические результаты от его применения получены при разработке новых видов продукции. Следует отметить, что в СССР развивают и используют похожие методы (например, метод десятичных матриц поиска Р.П. Повилейко и метод фантограмм Г. С. Альтшуллера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синектика

 

Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп специалистов и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации.

Информация о работе Процесс принятия решения методом «мозгового штурма»