Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа
проблема принятия и реализации решений является
основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды Нобелевская
премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию
общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону за
исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в
экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж.
Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических
решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в
этом процессе лиц.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 4
1.1. Теория принятия решений 4
1.2. Содержание процесса принятия управленческого решения 5
1.2.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения 5
1.2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения 7
1.3. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия
решений 8
1.4. Процедура принятия решений 12
1.5. Краткая классификация управленческих решений 13
1.6. Анализ как составная часть процесса принятия решения 15
1.6.1. Анализ и принятие управленческих решений в условиях
определенности 15
1.6.2. Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска. 16
1.6.3. Анализ и принятие управленческих решений в условиях
неопределенности. 16
1.6.4. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта.
16
1.7. Стадии процесса принятия решения 16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения 23
2.1. Основные подходы 23
2.2. Механизм принятия управленческих решений 25
2.3. Характерные особенности управленческого решения 28
2.3.1. Особенности коллективного решения 28
2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте 29
2.3.3. Особенности реализации управленческого решения 31
2.4. Советы по принятию управленческих решений 32
заключение 34
Список используемой литературы 35
к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с
максимальной ответственностью.
инициативы в работе. Философия управления в американских фирмах строится на
том, что цели работника совпадают с целями фирмы. Такой подход обусловил
принцип "управляющий должен знать каждого работника в лицо", а это в свою
очередь выдвинуло задачу постоянного изучения персонала и выдвижения кадров
по профессиональным навыкам и инициативности.
Важнейшими областями принятия решений являются определение политики
капиталовложений и внедрения новой продукции. Принятие решений в области
капиталовложений в США предполагает проведение предварительных расчетов их
окупаемости и эффективности.
На практике применяются различные способы определения целесообразности
капиталовложений. К ним, в частности, относятся расчеты: по срокам
окупаемости; по влиянию инвестиций на дивиденды; по акциям текущего года;
по сравнению данной нормы окупаемости с общей нормой по фирме в целом.
Независимо от
того, какой метод для
выработки решения
фирмой, каждое решение о
капиталовложениях должной
планирования и утверждения капиталовложений. Большинство фирм США
разрабатывают годовые финансовые планы, которые содержат перечень уже
принятых проектов или ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план
подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений,
разработанных на низовых уровнях.
На основе финансового плана принимаются решения о распределении
ресурсов с учетом их сбалансированности. Значительно более гибкая система
принятия решений применяется к специальным проектам и уточнению ранее
принятых проектов.
Процесс принятия решений о внедрении новой продукции в американских
компаниях можно разбить на четыре последовательные стадии.
. На первой стадии
для новых товаров
и новых сфер
от всех подразделений фирмы, а также от покупателей (заказчиков) в отдел
новых товаров (или отдел маркетинга), где специалисты проводят оценку
спроса на рынке
и технических и
положительной оценке
перспектив нового товара
предложение, которое рассматривается наряду с предложениями по другим
товарам для изучения и определения приоритетности. Такой комитет обычно
создается на уровне высшего руководства фирмы и обеспечивает общее
руководство всем процессом инновации по новым товарам.
. На второй стадии, если
предложение получило
товарам, ведется разработка изделия силами специалистов-маркетологов и
технических специалистов. Предварительная конструкция изделия изучается
инженерами по производству
по таким показателям, как
долговечность, и при необходимости в конструкцию вносятся изменения.
Окончательный вариант
изделия анализируется для
изделия, продажной цены, прибыли, объема продаж и потенциальной чистой
окупаемости (рентабельности) на несколько лет вперед. Затем вариант
изделия и план практической реализации идеи вновь поступают в комитет по
новой продукции
для окончательного
. На третьей стадии проводятся испытания нового изделия, как лабораторные,
так и "полевые" (на рынке). По результатам испытаний вносятся необходимые
изменения в изделие и разрабатывается подробный план внедрения его на
рынок. Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовое
производство изделия исходя из объемов рынка.
. На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному
производству изделия на регулярной основе. На этой стадии особое внимание
уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию
запасов сырья,
материалов и комплектующих
изделия на рынке;
созданию системы оптового
продаж.
Многие крупные
американские фирмы имеют
по разработку образцов изделий и проведению их испытаний. В этих отделах
работают инженеры и техники-специалисты по производству и технологии. Часто
на инженера по производству возлагается общее руководство всем процессом
производства нового изделия с подчинением ему функциональных специалистов,
которые связаны с этим процессом. Под его руководством может также
создаваться управленческая группа из числа специалистов, которая
впоследствии может получить статус постоянного подразделения
(производственного отделения).
Функция НИОКР в американских фирмах обычно централизована на высшем
уровне управления, где распоряжаются фондами, средствами и специальными
исследовательскими подразделениями, которые занимаются развитием нового
продукта. Поэтому решения о размерах капиталовложений и сроках разработки и
внедрения новой продукции принимаются на высшем уровне управления.
Производственные отделения и предприятия активно участвуют в разработке
нового продукта, но им отводится важная роль на этапах проверки
технологичности конструкторских идей, освоения нового продукта и запуска
его в производство.
Внедрение новой продукции является одной из наиболее трудных задач,
решаемых в производственных отделениях. Ее выполнение требует координации
усилий работников различных подразделений: по конструированию, технологии,
производству и сбыту. Нередко в группу разработчиков новой продукции входят
и представители заказчика. Члены группы по разработке новой продукции могут
иметь различную заинтересованность. Так, обычно инженеры-конструкторы
заинтересованы в создании технически передового продукта; производственники
стремятся снизить себестоимость продукции в рамках используемой технологии;
заказчики заинтересованы в низкой себестоимости нового изделия и в том,
чтобы оно отвечало их требованиям.
Привлечение заказчика к разработке нового изделия часто оказывается
решающим для его успеха на рынке. Новая продукция, выпускаемая всего одной
фирмой – монополистом на рынке, позволяет ей увеличить объемы продаж за
счет привлечения новых покупателей, поставок новой продукции своим старым
клиентам, переманивая покупателей от других фирм, выпускающих аналогичную
продукцию, но старых образцов. Поскольку инновации и новая продукция резко
повышают
тайны, и фирмы стремятся как можно быстрее их запатентовать.
1.4. Процедура принятия решений
Для того чтобы
принять эффективное
необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно
квалифицированно применять на практике:
. методологию управленческого решения;
. методы разработки
. организацию разработки управленческого решения;
. оценку качества
Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный
для сферы принятия решений.
Методология управленческого решения представляет собой логическую
организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую
формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев
оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки
управленческих решений
приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих
решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора
вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает
упорядочение деятельности
отдельных подразделений и
процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством
регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций,
ответственности.
Технология разработки управленческого решения - вариант
последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям
рациональности их осуществления, использования специальной техники,
квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми
обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере
потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность,
адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность
предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом
принятия решения являются следующие виды деятельности:
. техническое развитие;
. организация основного
и вспомогательного
. маркетинговая деятельность;
. экономическое и финансовое развитие;
. организация заработной платы и премирования;
. социальное развитие;
. управление;
. бухгалтерская деятельность;
. кадровое обеспечение;
. прочие виды деятельности.
Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и
представляет собой
или плана работы.
Правильность и
эффективность принятого
качеством экономической, организационной, социальной и других видов
информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии
решения, можно подразделить:
. на входящую и исходящую;
. обрабатываемую и
. текстовую и графическую;
. постоянную и переменную;
. нормативную, аналитическую, статистическую;
. первичную и вторичную;
. директивную,
Правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной
информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет
немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может
зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего
народа определенного государства. С экономической и управленческой точек
зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения
эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в
каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно
классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия;
прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Выполняя свои
функциональные обязанности,
наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь
поставленной задачи.
1.5. Краткая классификация
Применительно
к управлению все решения
. общие;
. организационные;
. запрограммированные;
. незапрограммированные;
. рациональные;
. нерациональные;
. вероятностные;
. решения в условиях неопределенности;
. интуитивные;
. на основе компромисса;
. альтернативные.
Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения.
Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной
ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение.
Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое
решение.
Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к
тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе
подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная
проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные,
коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие),
Информация о работе Процесс принятия управленческих решений в менеджменте