Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:10, курсовая работа
В работе будет дано определение процесса принятия решений, приведена классификация решений в зависимости от вида проблемы, подробно рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса. Большое внимание будет уделено технологиям, развившимся в рамках системного подхода, а также математическим построениям в этой области. Отдельно будут раскрыты особенности изучаемого процесса в сложных ситуациях (т.н. проблема выбора в уникальных ситуациях), характерных для административной деятельности. Понимая всю важность и разнообразие этих аспектов, я попытаюсь сосредоточить свое внимание как на теоретическом рассмотрении, так и сточки зрения практической пригодности процесса принятия управленческих решений на примере организации ОАО «Путь».
Содержание………………………………………………………………….. 2
Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Понятие процесса принятия решения …………………………………... 5
1.1 Общее понятие………………………………………………………… 5
1.2 Классификация проблем и решений………………………………….. 6
1.3 Проблемы выбора в уникальных ситуациях………………………….. 9
2.Технология принятия управленческого решения………………………. 12
2.1 Подходы к принятию управленческого решения…………………… 12
2.2 Системный подход…………………………………………………….. 13
2.3 Особенности технологии принятия решения в уникальных ситуациях. …………………………………………………………………………………18
2.4 Организационные системы решения проблем в уникальных ситуациях. …………………………………………………………………………………19
2.5 Информационные системы для принятия решений……………….... 21
2.6 Математические модели……………………………………………….. 23
3.Роль руководителя в процессе принятия решений …………………….. 26
4. Проблема универсальности технологии процесса принятия решений……………………………………………………………………….27
4.1. Технология процесса принятия решений в ОАО «Путь»……………28
Заключение………………………………………………………………….. 30
Литература………………………………………......................................... 31
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1.Понятие процесса
принятия решения …………………………………
1.1 Общее понятие…………………………………………………………
1.2 Классификация
проблем и решений…………………………………
1.3 Проблемы выбора в уникальных ситуациях………………………….. 9
2.Технология
принятия управленческого
2.1 Подходы к принятию управленческого решения…………………… 12
2.2 Системный подход…………………………………………………….. 13
2.3 Особенности
технологии принятия решения в уникальных
ситуациях. ………………………………………………………………………………
2.4 Организационные
системы решения проблем в
уникальных ситуациях.
………………………………………………………………………………
2.5 Информационные
системы для принятия решений……
2.6 Математические модели……………………………………………….. 23
3.Роль руководителя в процессе принятия решений …………………….. 26
4. Проблема универсальности
технологии процесса принятия решений……………………………………………………………
4.1. Технология процесса принятия решений в ОАО «Путь»……………28
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………….....
Данная работа носит название «Процесс принятия управленческого
решения». Актуальность данной работы очевидна. Принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов.
Тема работы охватывает широкий круг внутриорганизационных процессов, однако, внимание в большей степени будет скоординировано на понятии технологии процесса.
Принятие
решений, наряду с
Круг вопросов, относящихся к термину «решение», достаточно велик, что делает невозможным их полное рассмотрение в рамках данной работы. Основное внимание будет уделено термину «управленческое решение». В настоящей работе решение рассматривается и как процесс, и как продукт процесса.
Объектом
исследования выступает
Предметом исследования является непосредственно процесс принятия
решений с технологической точки зрения, то есть, как совокупность поэтапно применяемых процедур и методов по выработке и реализации решений.
Цель
данного исследования
процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи, которую мы и называем технологией. В данном контексте термины «подход» и «технология» в определенном смысле являются синонимами.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: не смотря на
многообразие методов и способов принятия решений не может существовать единственная, лучшая технология осуществления этого процесса. Природа изучаемого процесса – это информационный обмен. Именно информационная природа его (степень возможности получения полной и своевременной информации, степень риска) и многие другие факторы делают невозможным ввести его (процесс) в «четкие рамки». Однако это не исключает возможности создания более-менее универсальной технологии принятия управленческих решений.
В работе будет дано определение процесса принятия решений, приведена классификация решений в зависимости от вида проблемы, подробно рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса. Большое внимание будет уделено технологиям, развившимся в рамках системного подхода, а также математическим построениям в этой области. Отдельно будут раскрыты особенности изучаемого процесса в сложных ситуациях (т.н. проблема выбора в уникальных ситуациях), характерных для административной деятельности.
Понимая всю важность и разнообразие этих аспектов, я попытаюсь
сосредоточить
свое внимание как на теоретическом
рассмотрении, так и сточки зрения
практической пригодности процесса
принятия управленческих решений на примере
организации ОАО «Путь».
1.Понятие процесса принятия решения
1.1 Общее понятие.
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо обстановкой, в которой совершается выбор.
Однако в управлении принятие решений – это более систематизированный процесс. Принятие решений в организации представляет собой сознательный выбор из имеющихся альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы,
цели, альтернативы и решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации [8,с 303]. Принятие решений – это “центр”, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Таким
образом, принятие решений
Принятие
решений в организации
. Это сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая
человеком;
.
Это поведение, основанное на
фактах и ценностных
. Это процесс взаимодействия членов организации;
.
Это выбор альтернатив в
. Это часть общего процесса управления;
. Это важно для выполнения всех других функций управления.
Принятие решений – это наука и искусство. Роль принятого решения
огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается в том, как организация может выявлять свои проблемы и решать их. Каждое решение нацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, которое максимально обеспечивает цели организации. Тем не менее, “определение цели, еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях.”[12, с 296]. Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознанными. Установление неправильных целей означает, следовательно, и решение неправильно сформулированных проблем, что может привести к гораздо большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированных проблем. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь решение не только процесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Его характеризуют такие признаки:
. Возможность выбора из множества альтернативных вариантов (если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения);
. Наличие цели
(бесцельный выбор не
. Необходимость волевого акта лица, принимающего решение (ЛПР), так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений [3,с 3].
В этом плане, роль руководителя состоит в умении вырабатывать
правильное суждение, правильно осмысливать реальные (а не взятые из заранее составленного перечня) проблемы и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Но именно о роли руководителя подробнее речь пойдет в главе. Следует отметить, что выявление проблем является не только одним из этапов процесса принятия решения, но и постоянно действующей функцией управления в любой организации.
В
менеджменте понятие «проблема»
Таким образом, нами установлен тот факт, что чем точнее определена
проблема, тем
правильнее может быть принято
решение. Но необходимо еще учесть
и влияние ситуативных факторов на процесс
принятия решений. Условия ситуации
и другие факторы оказывают влияние
на саму технологию принятия
решения, предопределяют ее. Поэтому далее
рассмотрим классификацию проблем
и соответствующих им решений.
1.2 Классификация проблем и
Решения классифицируют, руководствуясь различными классификационными признаками.
Наиболее полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков:
. по содержанию решения разделяют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.д.;
. по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – оперативные, тактические, стратегические;
. по виду лица принимающего решение – индивидуальные и коллективные (организационные);
. по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие;
. по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной
определенности) и в условиях неопределенности [3,с 4].
Информация о работе Процесс принятия управленческого решения