Процесс проектирования организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:40, реферат

Краткое описание

Организационная деятельность по своим целям и сущности вынуждена все время связывать и собирать разнородные образования, соотносить разноуровневые элементы и единицы деятельности: акты и ситуации деятельности, знаки, понятия, термины, цели и средства деятельности человека с его ориентациями, пользоваться личными знаниями и способностями, установками и ориентациями, группы и коллективы разного типа, институты, места, статусы, отношения и взаимоотношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятия и сущность организационного проектирования…………….4
2. Элементы организационного проектирования:
2.1. Миссия организации……………………………….5
2.2. Цели организации…………………………………9
2.3. Организационная структура управления…………………13
2.4. Организационная культура………………………………16
Заключение…………………………………………..19
Список использованных источников…………20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по менеджменту КЕМЕЖУК.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Запорожский национальный технический  университет

 

Кафедра управления персоналом и экономики труда

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

с дисциплины

«Менеджмент»

 

на тему: «Процесс проектирования организационной структуры»

 

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 3 курса,  группы  МТУ-230              Сеник Оксана Игоревна

дневного отделения   

 

 

 

 

 

 

 

Запорожье, 2012

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………3

1. Понятия и сущность организационного проектирования…………….4

2. Элементы организационного проектирования:

     2.1. Миссия организации……………………………….5

     2.2. Цели организации…………………………………9

     2.3. Организационная структура управления…………………13

     2.4. Организационная культура………………………………16

Заключение…………………………………………..19

Список использованных источников…………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организационная деятельность по своим целям и сущности вынуждена  все время связывать и собирать разнородные образования, соотносить разноуровневые элементы и единицы  деятельности: акты и ситуации деятельности, знаки, понятия, термины, цели и средства деятельности человека с его ориентациями, пользоваться личными знаниями и способностями, установками и ориентациями, группы и коллективы разного типа, институты, места, статусы, отношения и взаимоотношения.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих  субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

 

В ходе организационного проектирования создается особая действительность, в которой собираются все планы: люди, взаимодействия и взаимоотношения, группы, нормы культуры и конвенциональные нормы, кооперативные схемы организации деятельности с соответствующими “местами” для индивидов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия и сущность организационного проектирования.

 

Проектирование связано  с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут быть модели машин и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы управления, организационные системы.

Проектирование рассматривается  как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса. Однако следует иметь в виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта.

Цель проектирования — положить начало изменениям в  окружающей человека искусственной  среде. Результатом же проектирования является описание будущего объекта и тех изменений, которые возникнут в мире после его появления.

Приведенные трактовки  понятия и целей процесса проектирования указывают на то, что этот процесс  охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других работников проектного профиля, но и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность.

Организационное проектирование как процесс — это упорядочение организационно-структурных характеристик  системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования в низовом звене  народного хозяйства — на предприятии, в учреждении — является система  организации производства, труда  и управления в организации в  целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных  систем или предложений по изменению  существующих систем, а результатом  — комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.

 

2. Элементы организационного проектирования.

2.1. Миссия организации.

Миссия придает  фирме оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

Миссия определяет сферу деятельности фирмы, а также  те услуги, которые она будет предоставлять своим клиентам. «Миссия фирмы определяет ее роль и главную функцию в перспективе, ориентированной на потребителя». Формулировать миссию своей фирмы надо не в технических терминах, а в общих понятиях, т.е. в терминах «решения», устраивающего покупателя.

 В идеале  миссия должна быть сформулирована  в терминах, достаточно конкретных, чтобы дать практические указания, и в то же время достаточно широких, чтобы стимулировала творческий подход, например в отношении возможностей расширения производимого ассортимента или диверсификации в смежные товарные области.

 Миссия  — это цель, для которой организация  существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние (например, повышение производительности), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности организации, выражая, таким образом, суть того успеха, которого должна добиться организация. Миссия дает общее направление деятельности организации.

В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.

В узком понимании  миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Значение миссии проявляется  в следующем:

  1. миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет фирма, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа фирмы в представлении субъектов внешней среды;

2) миссия способствует единению внутри фирмы и созданию корпоративного духа.

3) миссия создает возможность для более действенного управления организацией.

Из всего  сказанного можно выделить, что миссия фирмы предназначена для решения следующих основных задач:

- представить в явном виде то, для чего существует фирма, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей;

- определить, чем данная фирма отличается от других фирм, действующих на том же рынке;

- создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых на фирме;

- согласовать интересы всех лиц, связанных с фирмой (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.);

- способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.

Миссия должна включать в себя следующие основные пункты:

Определение области конкуренции. Отраслевое направление включает в себя перечень сфер хозяйственной деятельности, в которых собирается работать фирма. Потребительское направление определяет круг клиентов, которых будет обслуживать фирма. Географическое направление характеризует страны и регионы, в которых могла бы работать компания, будет ли она многонациональной или будет работать в одной географической нише.

Стратегическое намерение или видение. Стратегическое видение фирмы предполагает определение таре ключевых показателей, которых стремится достичь фирма в будущем. Обычно это формулируется так: «Мы стремимся...» Стратегическое видение может описывать как количественные, так и качественные показатели, определяющие основные направления развития фирмы. Как правило, стратегическое видение служит для мотивации работников фирмы. Кроме того, стратегическое видение позволяет субъектам внешней среды (клиентам, партнерам, контрагентам) оценить намерения фирмы относительно дальнейших действий на рынке и перспективы развития взаимоотношений.

Компетентность  персонала и конкурентные преимущества. Миссия определяет суть общекорпоративных ценностей. К ним относятся специальные знания и навыки, которыми обладает персонал фирмы и которые позволяют предложить клиентам лучшие товары и услуги. Например, акцент на технологических нововведениях, высокое качество продукции и услуг, ценообразование, инженерные решения.

Основные  заинтересованные группы. Миссия определяет группы лиц и организаций, сотрудничество с которыми способствует процветанию фирмы, устанавливает их требования и формулирует приоритеты работы менеджеров.

Кроме того, при расширенной  формулировке миссии можно рассматривать:

  • перечень основных видов деятельности;
  • основные конкурентные преимущества, которые планируется достичь;
  • основные конкурентные недостатки, которые планируется устранить в первую очередь.

Миссия может быть сформулирована как в одной фразе, так и в многостраничном программном заявлении руководства фирмы, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики фирмы. В широком смысле слова миссия как философия и предназначение фирмы, как смысл ее существования, формулируется и закрепляется в различных управленческих документах и доводится до заинтересованных лиц посредством специальных PR-акций и в процессе обычных коммуникаций. Сокращенный и расширенный варианты могут использоваться для различных целей — как представительский документ для включения в годовой отчет фирмы перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ и т.п. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать фирме. Она задает основные направления движения фирмы и отношение ее к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне.

Важной составляющей миссии являются принципы работы организации, которые разделяют сотрудники. Миссия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия должна быть официально сформулирована, и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений.

 Факторы, учитываемые  при выработке миссии:

  • история фирмы;
  • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
  • состояние внешней и внутренней среды фирмы;
  • ресурсы, которые фирма может привести в действие для достижения целей фирмы;
  • отличительные особенности, которыми обладает фирма»

Иногда оказывается  трудно, а подчас и невозможно сформулировать миссию фирмы. Это может свидетельствовать о том, что фирма не сбалансирована, т.е. не существует единых целей внутри фирмы, интересы различных групп вступают в противоречие между собой и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. Такая ситуация может сложиться также в том случае, если существует несколько подразделений фирмы, двигающихся в различных направлениях.

Если руководство компании серьезно заинтересовано в правильном формировании миссии, нужно преодолеть возникающие трудности, подойдя творчески к процессу ее создания.

2.2. Цели организации.

Определение конкретных целей помогает перейти  от обшей формулировки миссии к отдельным видам работы, с помощью которых фирма может добиться успеха. Определению целей предшествует не только выбор миссии, но и, как правило, формулировка принципов деятельности фирмы. Именно в это время определяется суть рыночной ориентации фирмы и закладывается база взаимоотношений с партнерами, включая конкурентов.

Наиболее  употребляемо понимание цели как планируемого результата.

Цель выступает  как единство мотивов, средств и  результатов:

1.Цель есть определенный мотив (потребность). Одна цель может удовлетворять несколько потребностей, как отдельная потребность может удовлетворяться через разные цели;

2.Цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), т.е. при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности;

    1. Понятие «цель» не тождественно понятию «результат», ибо

Информация о работе Процесс проектирования организационной структуры