Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:24, реферат
Внутриорганизационные коммуникации - важный фактор эффективности бизнеса. Однако в процессе обмена информацией между членами коллектива нередко возникают различного рода барьеры, из-за которых ухудшается межличностное и межгрупповое взаимодействие, искажается смысл передаваемых сообщений. Рассмотрим причины и типологию коммуникационных барьеров, способы их преодоления и профилактики на примерах из практики менеджмента отечественных компаний.
Министерство Образования Российской Федерации
ТНУ им. Вернадского
Кафедра глубинной психологии и психотерапии
Реферат
На тему: Психологические барьеры в коммуникационном процессе в организации
Выполнила ст.3 курса ЦДПО ТНУ
Каширина К.С.
Проверил: Малкин В.М.
Симферополь 2014
Внутриорганизационные коммуникации - важный фактор эффективности бизнеса. Однако в процессе обмена информацией между членами коллектива нередко возникают различного рода барьеры, из-за которых ухудшается межличностное и межгрупповое взаимодействие, искажается смысл передаваемых сообщений. Рассмотрим причины и типологию коммуникационных барьеров, способы их преодоления и профилактики на примерах из практики менеджмента отечественных компаний.
Под коммуникативным барьером принято понимать помехи, препятствующие достижению цели общения, которая заключается в том, чтобы донести до аудитории сведения в той или иной форме (в виде сообщений-фактов, сообщений-действий), побудить к конкретным поступкам, передать эмоции и т. д. При этом происходит получение обратной связи, в частности, сотрудниками от начальства и, наоборот, руководителями от подчиненных, а также решаются задачи изменения мнений, установок и, в конечном итоге, поведения адресата.
Кризис
усиливает роль коммуникаций в управлении
персоналом. В успешных компаниях руководство
доводит до сотрудников актуальные сведения
об изменении стратегии, разработке и
внедрении новой политики (производственной,
маркетинговой, финансовой) и т. д. Причем
цель - не просто информировать исполнителей,
но и заручиться их поддержкой при проведении
организационных преобразований. Сотрудники,
со своей стороны, сообщают начальству
о текущих производственных проблемах,
своем отношении к политике компании,
предлагают идеи по решению бизнес-задач.
Такое общение предусматривает передачу
информации следующим образом:
• со стороны руководства - путем организации
и проведения собраний как для управленцев,
так и для персонала департаментов, а также
электронных рассылок, размещения новостей
и статей в интрнете, корпоративной прессе;
• со стороны сотрудников - через использование
так называемых «ящиков предложений»,
подготовку служебных записок начальству,
описания своих идей в интранете, выступления
на производственных совещаниях, заседаниях
рабочих проектных групп, личные встречи,
отчеты о проделанной работе и т. д. Некоторые
компании берут на вооружение такой метод
сбора информации от сотрудников, как
анкетирование.
Коммуникационные барьеры усложняют внутриорганизационное взаимодействие, из-за них информация может быть воспринята и усвоена большинством не так, как было задумано инициатором коммуникации (сотрудником или руководителем).
Выявление внутрикорпоративных коммуникационных барьеров
Чтобы
определить наличие коммуникационных
барьеров в организации, необходимо понять,
кто именно выступает получателем информации
(сотрудник или руководитель), поскольку
от этого зависит его реакция. Так, в случае
когда сообщения адресуются работникам,
определить наличие коммуникационных
барьеров можно по следующим признакам:
• бездействие подчиненного в ответ
на конкретные указания начальника. Возникает,
когда информация не доводится до адресата
должным образом, либо он не понимает или
неосознанно искажает ее смысл;
• осознанное бездействие - отсутствие
энтузиазма и мотивации к работе, формальное
отношение к распоряжениям как пассивная
форма сопротивления;
• вербальное и поведенческое противодействие
- активные формы сопротивления персонала.
Могут проявляться в игнорировании указаний
руководителя вплоть до объявления забастовок;
отказе от предоставления запрашиваемой
начальством информации, участия в корпоративных
мероприятиях; в агрессивных неконструктивных
высказываниях на совещаниях; целенаправленных
действиях по распространению слухов,
негативных настроений в коллективе, создании
конфликтогенной среды и т. д.
Когда
получатель информации - руководство компании,
коммуникационный барьер, как правило,
заключается в следующем:
• игнорирование или блокирование информации,
поступающей «снизу». Иначе говоря, сообщения,
предложения и вопросы сотрудников остаются
без ответа, без должного внимания либо
подвергаются жесткой критике со стороны
начальства;
• принятие неэффективных управленческих
решений вследствие некорректного
восприятия и обработки сведений, поступающих
от персонала. Доказано, что наибольшее
искажение информации происходит при
вертикальных восходящих коммуникациях.
Большое
число коммуникационных барьеров приводит
к появлению рисков финансового, социально-психологического,
правового характера. Их последствиями
могут стать:
• ухудшение социально-психологического
климата в коллективе (снижение эффективности
социального аспекта системы управления);
• возникновение трудовых споров;
• повышение текучести кадров, увольнение
ключевых сотрудников;
• утечка конфиденциальной информации;
• материальный ущерб (в том числе из-за
упущенной выгоды);
• снижение показателей производительности
труда;
• ухудшение качества производимого продукта
(появление брака, увеличение числа рекламаций
от клиентов) и т. д.
Как следствие, стратегические и тактические цели бизнеса остаются недостигнутыми.
Устранение психологических барьеров
Чтобы повысить результативность обмена информацией в компании и, следовательно, эффективность бизнеса, необходимо регулярно проводить проверку коммуникаций на наличие барьеров и своевременно их устранять. В реализации этих функций значимая роль отводится службе персонала. HR-менеджеры должны своевременно проводить диагностику коммуникационной среды, выделять основные причины сложностей, возникающих при обмене информацией, предлагать руководству программу действий по их профилактике и устранению.
Отметим, что диагностика невозможна без знания природы и причин появления изучаемого явления. В связи с этим выделим основные группы коммуникационных барьеров:
1. Психологические барьеры возникают вследствие отрицательного отношения получателя информации к тому, от кого она исходит (например, неприязнь, недоверие), каналу передачи сведений и способу коммуникации, форме или содержанию сообщения. По своей природе психологический барьер - это механизм защиты от нежелательной (неинтересной, опасной) информации. Такие препятствия тесно связаны с межличностными, межгрупповыми конфликтами, а также с противостоянием отдельного сотрудника и коллектива в целом. Причем психологический барьер может быть как причиной, так и следствием развивающегося конфликта на предприятии.
Назовем
факторы, влияющие на появление психологических
барьеров:
• несовместимость интересов и целей
участников коммуникации - как только
вскрывается это несоответствие, стороны
перестают «слышать» друг друга. Например,
предлагая организационное изменение,
главы компании стремятся повысить эффективность
ее деятельности, однако оно может не согласовываться
с личными целями сотрудника, его системой
ценностей и мотивов. К тому же последние
часто носят латентный (скрытый) характер
и недоступны постороннему наблюдателю,
что усложняет диагностику психологических
барьеров;
• психологическая несовместимость участников
коммуникации. Чтобы ее выявить, можно
провести диагностику психотипов (скажем,
на основе известных типологий личностей,
предложенных К. Юнгом, Э. Берном, Г. Айзенком,
К. Леонгардом и С. Шмишеком). Она нужна,
например, при подборе сотрудника (в том
числе при внутреннем перемещении) в подразделение
к тому руководителю, у которого наиболее
часто возникают конфликты с подчиненными;
• психологические особенности личности
участников коммуникации, накладывающие
отпечаток на восприятие ими поступающей
информации (повышенная агрессивность,
эмоциональная неустойчивость, тревожность
и т. д.). Так, сотрудники с заниженной и
завышенной самооценкой могут воспринять
одно и то же сообщение по-разному;
• искажение / утаивание информации в
личных, корыстных целях;
• низкий уровень коммуникативной культуры
у одной или нескольких сторон делового
общения (грубость, безапелляционность,
незнание или отрицание элементарных
норм этикета);
• дефицит информации, приводящий к сильным
негативным эмоциям получателя. Отметим
также, что яркая эмоциональная окрашенность
(как положительная, так и отрицательная)
способна кардинально менять смысл сообщения.
Излишняя эмоциональность участников
вредна для процесса общения;
• неодинаковая степень знания предмета
коммуникации;
• последствия организационных изменений,
принятие непопулярных управленческих
решений (изменение графика работы, сокращение
штата, снижение затрат на персонал и т.
д.), ситуация кризиса в компании;
• неэффективный стиль руководства, слабый
уровень развития управленческих компетенций
начальника - неспособность самостоятельно
принять верное решение, несклонность
к делегированию полномочий, непоследовательность
действий, стремление утвердиться любой
ценой, низкий авторитет и страх перед
потерей авторитета;
• расхождение позиций относительно зоны
приемлемости контроля у руководителей
и подчиненных - часто первые заинтересованы
в его возможном увеличении, тогда как
вторые, напротив, стремятся к автономии
в своей деятельности;
• внутриличностные конфликты, переживаемые
членами организации (ролевые конфликты,
личные проблемы, проявления фрустрации,
тревожности, напряженности и т. д.).
В
пределах данной группы барьеров коммуникации
можно отдельно рассматривать психофизиологические.
Их основные причины:
• психофизиологические особенности
восприятия информации, связанные с характеристиками
мышления (например, один оппонент обладает
абстрактно-логическим мышлением, а другой
- ярко выраженным наглядно-образным, отсюда,
в зависимости от формы подачи информации,
может возникнуть непонимание);
• уровень интеллекта участников коммуникации;
• ограниченная способность человека
к запоминанию и переработке информации
и т. д.
2. Социальные барьеры связаны с принадлежностью обеих сторон к разным социальным группам (в том числе профессиональным, политическим, религиозным). Отдельно выделяются культурные барьеры (причина их появления - разность национальных групп), что обязательно учитывается в системе управления международных кросскультурных компаний.
Социальные барьеры могут быть вызваны различиями в традициях общения, работы, отдыха, системах норм, ценностей, установок и т. д. Как правило, они с трудом поддаются воздействию извне, их можно лишь учитывать при организации коммуникации. Общее правило в данном случае - уважение к особенностям других социальных групп, адекватное восприятие разнородности современного общества, принятие объективных различий во мнениях, ценностях, сложившихся традициях. Следует отметить, что некоторые причины социальных барьеров вызывают и психологические трудности. 3. Организационные барьеры связаны с неспособностью или отсутствием у руководителей мотивации к эффективной организации внутрифирменных коммуникаций, особенно это критично, например, в крупной компании с развитой филиальной сетью.
Выделим
основные причины, вызывающие организационные
барьеры:
• недостатки организационных структур
- отсутствие единоначалия, высокая норма
управляемости (большое количество подчиненных
у одного начальника), дублирование и наложение
функций либо, наоборот, отсутствие ответственного
исполнителя, противоречия в формулировках
обязанностей, распределении полномочий
и ответственности;
• недостаточная регламентация бизнес-процессов
(неясные схемы взаимодействия сотрудников
и подразделений);
• сложная многоступенчатая иерархия
подчинения, вследствие чего искажается
или теряется информация при ее переходе
с одного уровня на другой;
• недостатки внутрифирменных коммуникаций
(информационная перегрузка или нехватка
данных, неправильный выбор формы и метода
их подачи и т. д.);
• сложный документооборот;
• отсутствие системы распределения ограниченных
ресурсов;
• неравномерная нагрузка;
• отсутствие продуманной кадровой политики
(процедур подбора и адаптации, оценки,
мотивации, обучения и развития персонала);
• наличие явно выраженных субкультур
(зачастую такие подразделения компаний,
как IT, бухгалтерия, производство, имеют
собственный набор ценностей, который
может вступать в противоречие с общекорпоративной
культурой).
3. Языковые барьеры. Встречаются следующие разновидности таких барьеров: семантические, стилистические, фонетические. Они могут быть связаны с различным толкованием значений слов, незнанием языка и диалектов, наличием существенных дефектов речи и дикции, искаженным грамматическим построением высказываний участниками коммуникации.
Обращаем внимание на то, что выделение групп коммуникационных барьеров - достаточно условно, так как границы между ними нечеткие, и возможно пересечение барьеров. Однако практика управления предприятиями показывает, что чаще встречаются психологические и организационные сложности в общении.
Коммуникативные барьеры является одной из причин возникновения и развертывания внутриличностных, межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, которые возникают в организациях. Они также могут приводить к снижению результативности деятельности менеджеров и персонала организаций, влиять на их межличностные отношения, эмоциональное состояние, степень удовлетворенности работой и т.д. Поэтому важность профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организации очевидна, а работа организационного психолога в этом направлении является насущной.
По своему содержанию коммуникативный барьер - это одна из разновидностей психологического барьера, психологического состояния, который оказывается в неадекватной пассивности субъекта, что мешает выполнению тех или иных действий.
В отношении основных видов коммуникативных барьеров в организации следует отметить, что психологами выделено несколько их видов.
Так, некоторые авторы отмечают, что общению в организациях могут препятствовать социальные и чисто психологические барьеры. В первом случае коммуникация оказывается недостаточно развитой из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам, уровням управления и сфер деятельности. Во втором случае барьеры возникают из-за индивидуально-психологических особенностей личности - симпатии или антипатии, открытости или ее отсутствия.
Другие авторы выделяют типы барьеров, препятствующих как отправке, так и получению информации в организации:
а) связанные с восприятием информации;
б) организационные.
Причины барьеров восприятия заключаются в различии во время наблюдения, отбора и организации стимулов, которые постоянно получают участники коммуникации, и интерпретации информации.
Причинами организационных барьеров общения выступают: слишком большое количество звеньев в коммуникационном цепочке; монополия на информацию; отношения, основанные па статусе; обход информации; «зашоренность» начальника или коллеги; защитная реакция кого-то из сотрудников; равнодушие и халатность руководства; невнимательность и т.д.
Информация о работе Психологические барьеры в коммуникационном процессе в организации