Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:24, реферат
Внутриорганизационные коммуникации - важный фактор эффективности бизнеса. Однако в процессе обмена информацией между членами коллектива нередко возникают различного рода барьеры, из-за которых ухудшается межличностное и межгрупповое взаимодействие, искажается смысл передаваемых сообщений. Рассмотрим причины и типологию коммуникационных барьеров, способы их преодоления и профилактики на примерах из практики менеджмента отечественных компаний.
Отдельно выделены коммуникативные барьеры, возникающие в управленческом общении:
• фонетический и стилистический барьеры, связанные с качеством дикции, темпом, скоростью и громкостью вещания;
• интеллектуальный барьер, связан с логико-грамматическим оформлением вещания и особенностями мышления;
• семантический барьер, который отражает индивидуальность жизненного опыта человека и актуализирует задачу «поиска общего языка»;
• эмоциональный барьер связан с разным эмоциональным состоянием партнеров;
• мотивационный барьер, связан с различными целями, установками и мотивацией;
• барьер, связанный с социальными ролями «руководитель», «подчиненный» и иерархией их взаимоотношений;
• барьер управленческой позиции руководителя (например, авторитарной).
Также психологами выделены коммуникативные барьеры, возникающие в определенных коммуникативных контекстах в процессе выполнения профессиональных задач в организациях - во время важных переговоров, общения редактора с автором или директора школы с учителем.
Так, в процессе переговоров в организации могут возникнуть такие коммуникативные барьеры:
1.
Партнеры вступают в
2. Отсутствие программы. У партнеров нет четкого плана действий в рамках максимальных и минимальных требований. Переговоры вести легче, если существуют разработанные варианты и программы действий.
3.
«Главное, чтобы это меня удовлетворяло»
- партнер соблюдает только
4.
Неправильное коммуникативное
5. Барьер «пустить все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о конкретных предложениях, потребностях и критериях оценки предмета переговоров, позиций и ожидаемой реакции противоположной стороны.
Оригинальный подход к пониманию причин (факторов) возникновения коммуникативных барьеров во всех сферах жизнедеятельности людей предложил выдающийся российский ученый Б.Ф. Поршнев. Изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, автор пришел к выводу, что в своей первоначальной сути вещание может выступать средством мощного внушения или суггестии, очень сильным средством влияния в арсенале человечества. Прямое внушение очень опасно, в большинстве случаев оно встречает сопротивление в виде противостояния, что является главной причиной возникновения барьеров на пути коммуникации.
Анализируя механизм контрсуггестия (противостояния), исследователь выделил такие ее виды, как «избежания», «авторитет» и «непонимание».
Избежания - это отклонение, предотвращение контактов с партнером, при котором ни одно общение невозможно. Человек определяет партнера как «врага», «чужого» - человек невнимательна к партнеру, не слушает его, «пропускает мимо ушей» все, что партнер говорит, не смотрит на собеседника, находит различные основания для окончания разговора.
Действие авторитета как вида контрсуггестия заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетних, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Таким образом, все, что говорят неавторитетные коммуникаторы, не имеет никакого значения («яйца курицу не учат»). Только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.
Непонимание как вид контрсуггестии заключается в том, что часто некая потенциально опасная для человека информация может поступать из авторитетного источника, а потому защитой будет непонимание самого сообщения. Автор выделяет четыре уровня непонимания - фонетический, семантический, стилистический и логический. Все они связаны с выделением некоторых качеств сообщение - «чужих» и «угрожающих», от которых человек должен защищаться с помощью механизма контрсугестии.
Коммуникативные барьеры в общении является одной из «реальных» проблем в процессе общения, ее решение требует использования организационными психологами специальных диагностических методик и тренинговых программ.
Информация о работе Психологические барьеры в коммуникационном процессе в организации