Психологические барьеры в коммуникационном процессе в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:24, реферат

Краткое описание

Внутриорганизационные коммуникации - важный фактор эффективности бизнеса. Однако в процессе обмена информацией между членами коллектива нередко возникают различного рода барьеры, из-за которых ухудшается межличностное и межгрупповое взаимодействие, искажается смысл передаваемых сообщений. Рассмотрим причины и типологию коммуникационных барьеров, способы их преодоления и профилактики на примерах из практики менеджмента отечественных компаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по менеджменту.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Отдельно выделены коммуникативные барьеры, возникающие в управленческом общении:

• фонетический и стилистический барьеры, связанные с качеством дикции, темпом, скоростью и громкостью вещания;

• интеллектуальный барьер, связан с логико-грамматическим оформлением вещания и особенностями мышления;

• семантический барьер, который отражает индивидуальность жизненного опыта человека и актуализирует задачу «поиска общего языка»;

• эмоциональный барьер связан с разным эмоциональным состоянием партнеров;

• мотивационный барьер, связан с различными целями, установками и мотивацией;

• барьер, связанный с социальными ролями «руководитель», «подчиненный» и иерархией их взаимоотношений;

• барьер управленческой позиции руководителя (например, авторитарной).

Также психологами выделены коммуникативные барьеры, возникающие в определенных коммуникативных контекстах в процессе выполнения профессиональных задач в организациях - во время важных переговоров, общения редактора с автором или директора школы с учителем.

Так, в процессе переговоров в организации могут возникнуть такие коммуникативные барьеры:

1. Партнеры вступают в переговоры, не достаточно обдумав свои  цели и задачи. Это можно назвать  барьером «холодного запуска»  на начала переговоров.

2. Отсутствие программы. У партнеров  нет четкого плана действий в рамках максимальных и минимальных требований. Переговоры вести легче, если существуют разработанные варианты и программы действий.

3. «Главное, чтобы это меня удовлетворяло» - партнер соблюдает только собственных  интересов, что может блокировать собеседника, лишить желания вести переговоры.

4. Неправильное коммуникативное поведение  одного из партнеров негативно  сказывается на атмосфере переговоров, их участники в ответ на  неадекватное поведение партнеров  ведут себя эмоционально и  несдержанно, не аргументируют, а эгоистично отстаивают только свою позицию, недооценивают значение психологических моментов (например, готовности другой стороны пойти навстречу партнеру). Неумение слушать. Монолог - типичный барьер в переговорах.

5. Барьер «пустить все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о конкретных предложениях, потребностях и критериях оценки предмета переговоров, позиций и ожидаемой реакции противоположной стороны.

Оригинальный подход к пониманию причин (факторов) возникновения коммуникативных барьеров во всех сферах жизнедеятельности людей предложил выдающийся российский ученый Б.Ф. Поршнев. Изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, автор пришел к выводу, что в своей первоначальной сути вещание может выступать средством мощного внушения или суггестии, очень сильным средством влияния в арсенале человечества. Прямое внушение очень опасно, в большинстве случаев оно встречает сопротивление в виде противостояния, что является главной причиной возникновения барьеров на пути коммуникации.

Анализируя механизм контрсуггестия (противостояния), исследователь выделил такие ее виды, как «избежания», «авторитет» и «непонимание».

Избежания - это отклонение, предотвращение контактов с партнером, при котором ни одно общение невозможно. Человек определяет партнера как «врага», «чужого» - человек невнимательна к партнеру, не слушает его, «пропускает мимо ушей» все, что партнер говорит, не смотрит на собеседника, находит различные основания для окончания разговора.

Действие авторитета как вида контрсуггестия заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетних, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Таким образом, все, что говорят неавторитетные коммуникаторы, не имеет никакого значения («яйца курицу не учат»). Только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.

Непонимание как вид контрсуггестии заключается в том, что часто некая потенциально опасная для человека информация может поступать из авторитетного источника, а потому защитой будет непонимание самого сообщения. Автор выделяет четыре уровня непонимания - фонетический, семантический, стилистический и логический. Все они связаны с выделением некоторых качеств сообщение - «чужих» и «угрожающих», от которых человек должен защищаться с помощью механизма контрсугестии.

Коммуникативные барьеры в общении является одной из «реальных» проблем в процессе общения, ее решение требует использования организационными психологами специальных диагностических методик и тренинговых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические барьеры в коммуникационном процессе в организации