Психологические и этические основы делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы этики деловых отношений, предпринимательства имеют столь же давнею историю, как и само предпринимательство и служила объектом изучения, еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведениях, обеспечивающих подготовку кадров для рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы 5
1.1 Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении 5
1.2 Взаимодействие личности и коллектива современного предприятия 8
1.3 Этика делового общения 12
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования (развития) деловой этики в современном бизнесе 18
Глава 3. Рекомендации вступления в деловые отношения 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

«Чувашский  государственный университет им.И.Н.Ульянова»

 

 

Факультет управления и психологии

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Психологические и этические основы делового общения»

 

 

 

 

Выполнила: ст.гр. ЗУП-51-09

Ильина Анастасия

Проверил: доцент Порфирьев Н.А

 

 

 

 

 

Чебоксары-2013

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы 5

1.1 Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении 5

1.2 Взаимодействие  личности и коллектива современного  предприятия 8

1.3 Этика делового  общения 12

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования (развития) деловой этики в современном бизнесе 18

Глава 3. Рекомендации вступления в деловые отношения 23

Заключение 24

Список использованной литературы 26

 

 

Введение

 

Проблемы этики  деловых отношений, предпринимательства  имеют столь же давнею историю, как  и само предпринимательство и  служила объектом изучения, еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведениях, обеспечивающих подготовку кадров для рынка.

Участники делового общения выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Практика показывает, что без умения устанавливать  деловые связи, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и  самим собой добиться коммерческого успеха чрезвычайно трудно. Между тем у большинства наших предпринимателей не достаточно высокий уровень культуры общения, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.

В России, в последнее  время проблемы этики деловых отношений также вышли на передний план, поскольку стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего в предпринимательстве.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения  в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

 

 

Глава 1. Теоретическая основа

 

1.1 Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении

 

Прежде чем  ответить на поставленный вопрос наверно  стоит отвлечься на само определение, что значит личность. Понятие личности относится к числу наиболее сложных, в русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.

На данный момент выделяют четыре теории личности:

1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность  формируется и развивается в  соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

2. Социологизаторская - личность это продукт, который  полностью формируется только  в ходе социального опыта, биологическая  наследственность не играет при этом значительной роли.

3. Психоаналитическая  теория Фрейда - личность это совокупность  желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил  следующую структуру личности:

а) “Ид” (“оно”) - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) “Эго” (“Я”) - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) “Суперэго” - осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4. Идоническая  теория Г. Юнга - личность это  система реакций на различные  стимулы внешней среды. Главным  мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

Что ж с каждой из теорий можно поспорить или  опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах, что ж попробуем сделать выводы:

Личность - это  социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые  появляются в ходе социального опыта, которая формируется и развивается  в процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

1. Биологическая  наследственность - она создает изначальное  отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

2. Физическое  окружение - означает, что особенности  в поведении людей во многом  определяются особенностями климата,  географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

3. Культура общества - т.е. каждое общество дате  всем своим представителям особые  культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить  не могут.

4. Групповой  опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я - образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

5. Индивидуальный  опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

Целый ряд проведенных  в Росси и за рубежом исследований показал, что для результативности бизнеса первостепенное значение имеет  безупречное с точки зрения этики  и культуры проведение деловых контактов и деловых взаимоотношений. От умения, способности вести дела - деликатно, строго соблюдая общепринятые нормы правила, от характера поведения, состояния коллектива зависит результат хозяйственных взаимоотношений с партнерами, а следовательно и финансовое благосостояние компании. Как показала практика самореализация личности в деловом поведении, например для менеджера, может выражаться в умении наиболее рационально вести любые деловые переговоры, добиваться намеченного с соблюдением всех установленных этических порядков и в тоже время производя на партнеров максимально благоприятное впечатление, формируя тем самым имидж свой собственный и компании, представителем которой он является.

Кроме того, творческая самореализация личности в деловом поведении на предприятии, может помочь диагностика личности, ее интеллекта, а также межличностных отношении в коллективе. Для этого широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Естественно, что  наиболее высокие требования предъявляются к психической организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально - психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного мнения, и многие другие. Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущная потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.

Но при этом нельзя забывать, любой личности для  творческой реализации необходима поддержка, или хотя бы отсутствие помех, а это  в сою очередь позволяет перейти  ко второй теме реферата.

 

1.2 Взаимодействие личности и коллектива современного предприятия

 

Основа успеха любой современной коллективной деятельности - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту  и конфронтации. Поведение, ориентирующееся  на совместную деятельность личности и коллектива, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:

- свобода и  открытость информационного обмена;

- взаимная поддержка  действий, убеждение в их оправданности;

- доверие, дружелюбие  в отношениях сторон.

В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие  взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях  другого; личностные особенности участников взаимодействия и их роль в коллективе.

Психология  группы - это совокупность определенных социально психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления  внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.

Существует 5 типов  взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально - психологического климата.

1. Невмешательство:  низкий уровень заботы руководителя  о производстве и о людях.  Руководитель много делает сам,  не делегирует своих функций,  не стремится к серьезным достижениям. Главное для него - сохранить свою должность.

2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях,  стремление к установлению дружеских  отношений, приятной атмосферой, удобного для сотрудников темпа  работы. При этом руководителя  не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3. Задача: внимание  руководителя полностью сосредоточено  на решении производственных  задач. Человеческий фактор либо  недооценивается, либо просто  игнорируется.

4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. Команда: наиболее  предпочтительный тип взаимоотношений  в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.

Не менее  интересные исследования динамики межличностных  отношений в системе «руководитель - подчиненный», предложенная двумя американцами - Херси и Бланчардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. Вместе с тем с достижением среднего уровня зрелости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со стороны шефа.

Информация о работе Психологические и этические основы делового общения