Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:34, курсовая работа
Проблемы этики деловых отношений, предпринимательства имеют столь же давнею историю, как и само предпринимательство и служила объектом изучения, еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведениях, обеспечивающих подготовку кадров для рынка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы 5
1.1 Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении 5
1.2 Взаимодействие личности и коллектива современного предприятия 8
1.3 Этика делового общения 12
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования (развития) деловой этики в современном бизнесе 18
Глава 3. Рекомендации вступления в деловые отношения 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение
высшего профессионального
«Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова»
Факультет управления и психологии
Заочное отделение
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Психологические и этические основы делового общения»
Выполнила: ст.гр. ЗУП-51-09
Ильина Анастасия
Проверил: доцент Порфирьев Н.А
Чебоксары-2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы 5
1.1 Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении 5
1.2 Взаимодействие
личности и коллектива
1.3 Этика делового общения 12
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования (развития) деловой этики в современном бизнесе 18
Глава 3. Рекомендации вступления в деловые отношения 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Проблемы этики деловых отношений, предпринимательства имеют столь же давнею историю, как и само предпринимательство и служила объектом изучения, еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведениях, обеспечивающих подготовку кадров для рынка.
Участники делового
общения выступают в
Практика показывает, что без умения устанавливать деловые связи, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и самим собой добиться коммерческого успеха чрезвычайно трудно. Между тем у большинства наших предпринимателей не достаточно высокий уровень культуры общения, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.
В России, в последнее время проблемы этики деловых отношений также вышли на передний план, поскольку стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего в предпринимательстве.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Глава 1. Теоретическая основа
1.1 Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении
Прежде чем ответить на поставленный вопрос наверно стоит отвлечься на само определение, что значит личность. Понятие личности относится к числу наиболее сложных, в русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.
На данный момент выделяют четыре теории личности:
1. Биологизаторская
- по данной теории каждая
2. Социологизаторская
- личность это продукт, который
полностью формируется только
в ходе социального опыта,
3. Психоаналитическая
теория Фрейда - личность это совокупность
желаний, импульсов,
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а) “Ид” (“оно”)
- бессознательное поведение
б) “Эго” (“Я”) - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) “Суперэго” - осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.
4. Идоническая
теория Г. Юнга - личность это
система реакций на различные
стимулы внешней среды.
Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах, что ж попробуем сделать выводы:
Личность - это
социальная сущность человека, совокупность
социальных характеристик, которые
появляются в ходе социального опыта,
которая формируется и
Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):
1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.
2. Физическое
окружение - означает, что особенности
в поведении людей во многом
определяются особенностями
3. Культура общества
- т.е. каждое общество дате
всем своим представителям
4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я - образ”, который появляется в результате оценок окружающих.
5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.
Целый ряд проведенных в Росси и за рубежом исследований показал, что для результативности бизнеса первостепенное значение имеет безупречное с точки зрения этики и культуры проведение деловых контактов и деловых взаимоотношений. От умения, способности вести дела - деликатно, строго соблюдая общепринятые нормы правила, от характера поведения, состояния коллектива зависит результат хозяйственных взаимоотношений с партнерами, а следовательно и финансовое благосостояние компании. Как показала практика самореализация личности в деловом поведении, например для менеджера, может выражаться в умении наиболее рационально вести любые деловые переговоры, добиваться намеченного с соблюдением всех установленных этических порядков и в тоже время производя на партнеров максимально благоприятное впечатление, формируя тем самым имидж свой собственный и компании, представителем которой он является.
Кроме того, творческая самореализация личности в деловом поведении на предприятии, может помочь диагностика личности, ее интеллекта, а также межличностных отношении в коллективе. Для этого широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.
Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к психической организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально - психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного мнения, и многие другие. Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущная потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.
Но при этом
нельзя забывать, любой личности для
творческой реализации необходима поддержка,
или хотя бы отсутствие помех, а это
в сою очередь позволяет
1.2 Взаимодействие личности и коллектива современного предприятия
Основа успеха любой современной коллективной деятельности - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность личности и коллектива, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:
- свобода и
открытость информационного
- взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия и их роль в коллективе.
Психология
группы - это совокупность определенных
социально психологических
Существует 5 типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально - психологического климата.
1. Невмешательство:
низкий уровень заботы
2. Теплая компания:
высокий уровень заботы о
3. Задача: внимание
руководителя полностью
4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
5. Команда: наиболее
предпочтительный тип
Не менее
интересные исследования динамики межличностных
отношений в системе «
Информация о работе Психологические и этические основы делового общения