Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:22, контрольная работа
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению психологического климата коллектива. Актуальность темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Введение
1. Трудовой коллектив
2. Психологический климат трудового коллектива
3. Структура социально-психологического климата
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
«Деловые коммуникации»
Контрольная работа
Вариант № 18
Содержание
Введение
1. Трудовой коллектив
2. Психологический климат трудового коллектива
3. Структура социально-
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях современной научно-
Эффективность совместной деятельности
во многом зависит от оптимальной
реализации личностных и групповых
возможностей. Благоприятная атмосфера
в группе не только продуктивно влияет
на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые
возможности и проявляет
Целью работы является изучение психологического климата трудового коллектива и влияние его на деловые отношения.
Задачи работы: анализ понятия психологического климата коллектива, его формирование и влияние на отношения.
1. Трудовой коллектив
Испытывая потребность в
каком-либо виде деятельности, общество
создает соответствующие
Технологический тип определяется особенностями технологического цикла. Жесткие технологические связи приводят к наиболее тесным контактам (не только деловым, но и личным) между работниками, рабочие места которых находятся рядом. Контакты с другими членами коллектива затруднены. Поэтому возникают отдельные подгруппы наиболее тесно связанных между собой людей.
Функциональный тип связан
с разделением
Экономический тип объединяет людей распределением коллективного заработка между ними. Здесь основной проблемой является точная оценка индивидуального вклада каждого члена бригады. Особое значение приобретают коллективность решения вопросов материального вознаграждения, высокий авторитет руководителя и доверие к нему, уровень развития в коллективе отношений взаимного контроля и ответственности.
Социально-психологический тип - особый тип взаимоотношений, возникающий на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность.
Формально-организационный тип - характеризует те коллективы, где реально никакой общности не возникает. Между работниками нет взаимозависимости, фактически отсутствуют контакты, деловое общение, психологическое единство.
Н.В. Гришина считает, что «общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения» Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - с.105. Взаимоотношения - это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально- психологического климата в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Лениздат, 1987. - с.27.
В сложной системе
Общение в трудовом коллективе - это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения - это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
В условиях рыночной экономики
с характерными для нее организационно-
2. Психологический климат трудового коллектива
Формирование благоприятного
социально-психологического климата
трудового коллектива является одним
из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество
выпускаемой продукции. Вместе с
тем, социально-психологический
Существуют несколько
определений понятия социально-
В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии «три «климатические зоны»:
1) социальный климат, который
определяется тем, насколько
2) моральный климат, который
определяется моральными
3) психологический климат,
то есть неофициальная
Р.Х. Шакуров рассматривает
понятие психологического климата
с двух его сторон: психологической,
которая раскрывается в эмоциональных,
волевых, интеллектуальных состояниях
и свойствах группы и социально-психологической,
которая проявляется в
По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, «социально-психологический климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой» Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979 - с.132.
Психологический климат (от греч klima (klimatos) - наклон) - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Психологический климат чаще всего определяется как целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений. Несмотря на широкую практику исследования психологического климата, операционализация этого понятия затруднена; различные исследователи понимают под психологическим климатом различный набор характеристик целостного состояния коллектива, чаще всего преобладающее эмоциональное состояние, умонастроение членов коллектива проявляются в их удовлетворенности работой именно на данном предприятии, данном коллективе. Следовательно, раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений:
Информация о работе Психологический климат трудового коллектива