Психология менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

В работе даны несколько определений понятия "стресс". Наиболее широко употребимым определением является следующее:" Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Стресс жизни. Основные причины……………………………….…...4
1.1. Причины стресса………………………………………………………….…4
1.2. Стрессовое напряжение …………………………………………………...10
Глава 2. Способы борьбы со стрессом …………………………………….….12
2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс ………………………..12
2.2. Релаксация…………………………………………………………………..13
2.3. Концентрация……………………………………………………………….14
2.4. Ауторегуляция дыхания……………………………………………………16
Глава 3. Методы профилактики стресса ……………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Психология менеджмента 2 лучше.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

     Итак, обозначим примерный порядок выполнения концентрационных упражнений.

     1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

   2. Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

  3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы - никакой визуальной информации).

  4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.       

   5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

 а)  концентрация на счете.

Мысленно  медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь  на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

 б)  концентрация на слове.

Выберете  какое-нибудь короткое (лучше всего  двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или  же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет  имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в  детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - на выдохе.

Сосредоточьтесь на "своем" слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному  результату - релаксации всей мозговой деятельности.

6. Выполняйте  релаксационно-концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

7. Закончив  упражнение, проведите ладонями  по векам, не спеша откройте  глаза и потянитесь. Еще несколько  мгновений спокойно посидите  на стуле. Отметьте, что вам  удалось победить рассеянность.

     Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посреди комнаты или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде - на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) прийдет в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

2.4. Ауторегуляция дыхания.

    В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

    Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

   Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

    Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:

1. С  помощью глубокого и спокойного  ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При  смехе, вздохах, кашле, разговоре,  пении или декламации происходят  определенные изменения ритма  дыхания по сравнению с так  называемым нормальным автоматическим  дыханием. Из этого следует, что  способ и ритм дыхания можно  целенаправленно регулировать с  помощью сознательного замедления  и углубления.

3. Увеличение  продолжительности выдоха способствует  успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание  спокойного и уравновешенного  человека существенно отличается  от дыхания человека в состоянии  стресса. Таким образом, по  ритму дыхания можно определить  психическое состояние человека.

5. Ритмичное  дыхание успокаивает нервы т  психику; продолжительность отдельных  фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6. От  правильного дыхания в значительной  мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность  жизни. И если дыхание является  врожденным безусловным рефлексом,  то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем  медленнее и глубже, спокойнее  и ритмичнее мы дышим, чем  скорее мы привыкнем к этому  способу дыхания, тем скорее  он станет составной частью  нашей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Методы профилактики стресса.

    Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

    Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

    Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка"дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1) М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. -         

     М.: "Дело ЛТД", 1994. - 702 с. 

2)Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.  

    (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) –

    Спб, ТОО "Лейла", 1994. - 384 с. 

3) Г.С. Никифорова.»Психология менеджмента»:Изд: Питер.: 2004. – 639 с. 

4) Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:

     ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Профессиональное образование»). 

5) Менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л.

    Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с. 
 


Информация о работе Психология менеджмента