Психология переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 00:39, реферат

Краткое описание

К сожалению, в нашей стране в течение долгого времени той стороне делового общения, которая связана с психологией и технологией ведения деловых бесед и переговоров вообще не уделяли внимания, полагая, что здесь и учить-то нечему.
Сейчас времена изменились. Во-первых, значительно расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнерами. Чтобы успешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы. Во-вторых, становясь частью единого делового мира, мы все в большей мере переносим существующие общие закономерности на нашу действительность, требуя и от отечественных партнеров цивилизованного общения.

Содержание

Введение 3
Ведение деловых переговоров
Технология переговоров
Общая характеристика переговоров,
их основные стадии 4
Основные этапы переговоров, способы
подачи позиции 7
Психология переговоров
Подходы и типы поведения на переговорах 13
Практические рекомендации по ведению
Переговоров 20
Заключение 24
Используемая литература 25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Ведение деловых переговоров.docx

— 49.48 Кб (Скачать файл)

При реализации сторонами партнерских отношений  центральным звеном становится совместный анализ проблемы, совместное творчество. Чем полнее и глубже будет проанализирована проблема, тем больше шансов найти разрешение имеющих место противоречий. Поэтому любые действия, направленные на изучение проблемы, играют положительную роль. Информация о положении дел должна быть доступна участникам переговоров6.

При ориентации на совместный с партнером анализ проблемы надо высказать свою точку  зрения, выслушать партнера, сопоставить  их. !В большинстве случаев начинать целесообразно с анализа общих  интересов и моментов, а через  них выходить на определение возможной  общей зоны решения. Даже если стороны, вступившие в переговоры, находятся  в состоянии конфликта, необходимо постараться избежать подчеркивания  различия на начальном этапе ведения  переговоров.

Одной из продуктивных тактик ведения переговоров  может быть «постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов». Эта тактика предлагает сначала обсудить наиболее легкие вопросы. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров, демонстрирует возможность достижения договоренностей. Использование приема «постепенного повышения сложности» может быть весьма продуктивным. Решение сначала более легких вопросов создает благоприятную психологическую атмосферу на переговорах, показывает, что проблемы, в принципе, решаемы.

К изложенному  приему примыкают действия, направленные на поиск общей зоны решения, т.е. стороны сначала приходят к согласию относительно содержания совместного документа, иными словами определяется зона возможных решений или общая формула решений. Итак, достигнув договоренности по принципиальным вопросам, стороны отрабатывают детали соглашения. Такое двухступенчатое ведение переговоров позволяет значительно экономить время.

Заслуживает одобрения разработка и внесение таких предложений, которые бы способствовали реализации обоюдных интересов, т.е. предложений, на которые партнер мог бы ответить утвердительно. Иногда, партнер по переговорам  согласен с существом предложений, но находит сами формулировки неприемлемыми.

Конечно, совместный анализ разногласий не предполагает обмен одними комплиментами. Возможны и необходимы возражения. Однако их смысл принципиально отличен  от разногласий в условиях торга.

Иногда  действия партнера нельзя отнести к  тому или иному подходу. Похожие  внешне они могут иметь различный  смысл. В качестве примера может  быть приведен хорошо известный прием  «пакетирования», когда несколько предложений или вопросов увязываются и предлагаются к рассмотрению в виде «пакета», т.е. обсуждению подлежат не отдельные предложения или вопросы, а их комплекс. В процессе переговоров используются два вида «пакета», но один из них отражает концепцию торга, другой - совместный с партнером анализ проблемы.

Использование «пакета» в рамках торга предполагает увязывание привлекательных и малопривлекательных предложений в один «пакет». Автор «пакета» исходит из крайней заинтересованности партнера в нескольких предложениях из этого «пакета» и надеется на одобрение всего пакета. Тем самым автор «пакета» открывает свою позицию. После дискуссии стороны приходят к какому-либо решению.

Другой  прием характерен для многосторонних переговоров и предполагает разработку «блоковой тактики», заключающейся в согласовании действия с партнерами, выступающими единым блоком. При большом числе сторон, участвующих в переговорах, сначала предлагается найти решения для части из них и тем самым облегчить поиск конечного решения. В других случаях этот прием используется в прямо противоположных целях, а именно: не дать провести решение путем, например, выдвижения альтернативного предложения от блока.

Приведенные примеры показывают, что внешне одинаковые действия для участников переговоров  могут иметь различный смысл. Если партнер прибегает к подобным действиям, то необходимо прежде всего  понять, какие цели он при этом преследует.

Одно  из основных правил при ведении переговоров  с партнером, применяющим подобного  рода приемы, - не отвечать взаимностью. Второе, что имеет смысл сделать - это проанализировать причины, по которым партнер ведет себя недостаточно честно7. В зависимости от результатов анализа следует в дальнейшем строить и свою линию поведения. Возможно в данной ситуации целесообразно обратиться к иной альтернативе и решать проблему либо на односторонней основе, либо совместно с другим партнером. При этом не стоит резко прерывать переговоры. Поведение, ориентированное на хлопанье дверьми, не лучший выход из данной ситуации. Оно осложняет в дальнейшем продолжение диалога.

Наиболее  разумное поведение в условиях конфронтационного  подхода - попытаться изменить игру, показав, что в интересах обеих сторон отказаться от концепции торга и направить совместные усилия на поиск решения проблем. Делать это необходимо без излишних демонстраций, рационально и аргументировано.

 

    1. Практические рекомендации по ведению переговоров

Следует заметить, что в последние годы, как бы парадоксально это ни звучало, не было открыто ни одного нового фундаментального принципа ведения деловых бесед, хотя заметен существенный прогресс в разработке техники и тактики  их ведения.

Из имеющегося в этой области опыта выделяется пять основных принципов, которые являются универсальными и могут быть применены в любой ситуации:

  1. Привлечь внимание собеседника. Если вы не в состоянии сделать это, если партнер вас не слушает, зачем вам вообще что-то говорить? (Начало беседы).
  2. Пробуждение в вашем собеседнике заинтересованность. Когда партнер проявит желание к беседе, потому что уверен, что ваши предложения будут ему полезны, это означает, что он вас будет с удовольствием слушать (Передача информации).
  3. Принцип детального обоснования. На основе вызванного интереса надо убедить партнера в том, что он поступит разумно, согласившись с вашими идеями и предложениями, так как их реализация принесет ему и его предприятию пользу (Аргументация).
  4. Выявление интересов и устранение сомнения вашего партнера. Если партнер ведет себя осторожно и не видит возможности применения ваших идей и предложений на своем предприятии, хотя и понимает их целесообразность, вы должны выяснить и разграничить его желания (нейтрализация, опровержение замечаний).
  5. Преобразование интересов партнера в окончательное решение (Принятие решения).

Наряду  с этими пятью принципами нужно  запомнить несколько следующих  рекомендаций по ведению деловых  бесед. Их универсальный характер основывается на таком простом факте, что в  любой беседе вы должны искусно приспособиться к своему партнеру в данный момент, независимо от того, о каких деловых  или личных отношениях идет речь.

Рекомендации  эти следующие:

  1. Составление  плана беседы, обработка наиболее важных формулировок.
  2. Применение положения психологии о периодическом воздействии на партнера в ходе беседы, а именно:
  • неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными;
  • начало и конец - только положительные фразы.
  1. Необходимо помнить о постоянно движущих мотивах партнера:
  • его ожиданиях;
  • преимуществах, которых он добивается посредством этой беседы;
  • его позиции;
  • его желании самоутвердиться;
  • его чувстве справедливости;
  • его самолюбии.
  1. Не задавайте вопросы, на которые собеседник может ответить «Нет», необходимо облегчить ему «Да – ответ».
  1. Повторение в ходе переговоров основные мысли вашего партнера, следите за своими мыслями и высказываниями, не повторяйтесь.
  2. Избегайте отклонений от предмета переговоров и превосходной степени сравнения.
  3. Внимательно выслушивайте собеседника до конца, ведь слушать с должным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, - это не только знак внимания к нему, но и профессиональная необходимость.
  4. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений вашего партнера. Вспомним свой собственный опыт: часто ваше мнение складывается до того, как вы тщательно взвесили все факты. И для вас, и для вашего партнера будет лучше, если вы вместе осознаете это.
  5. Избегайте недоразумений и неверных толкований! Ваше изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным. При любой неясности сразу же безо всякого смущения прямо спрашивайте у партнера, что он все же подразумевает?
  6. Уважайте своего партнера! Ведь техника ведения переговоров - это общения с людьми. Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы, даже если они слабы.
  7. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Помните, что вежливость не снижает определенности просьбы или предложения, но во многом препятствует появлению у партнера внутреннего сопротивления. Вежливость должна быть в меру, без лести и подхалимажа. Дипломатичное же поведение предполагает осторожность, сообразительность и простую учтивость.
  8. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается.
  9. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений, учтя внутреннюю борьбу между его желаниями и реальными возможностями, чтобы он мог сохранить свое лицо. Дайте ему время, чтобы он сам постепенно убедился в правильности ваших положений.
  10. Подумайте о тактических приемах ведения переговоров.
  11. Попытайтесь в ходе беседы достичь своей цели или же найдите приемлемый компромисс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Деловые переговоры предполагают наличие несовпадащих или даже противоположных интересов  участвующих сторон и требуют  от участников умения достигать разумного  соглашения. Разумное соглашение максимально  отвечает законным интересам обеих  сторон, справедливо регулирует сталкивающиеся интересы, является долговременным, принимает  во внимание интересы общества, не портит отношений между сторонами. Достигнуть разумного решения сложно, необходимо осуществлять сотрудничество сторон, когда происходят сближение интересов  и поиск обоюдной выгоды, на основе взаимоприемлемого и взаимовыгодного  варианта решения спорного вопроса.

Не осознав  общие закономерности, присущие процессу переговоров, невозможно правильно, с  учетом целей и задач организации, построить взаимодействие с партнером. На начальных этапах, приступая к ведению переговоров, не стоит жалеть время на анализ того, что произошло и происходит на данных переговорах, как строится процесс их ведения. В дальнейшем это будет сведено до автоматизма и не понадобится столь подробного разбора. Появится то, что обычно называется опытом ведения переговоров. Однако, чтобы это действительно произошло, придется потратить немало усилий.

Нельзя  научиться вести переговоры, не участвуя в них. Поэтому при наличии  любой возможности, имеет смысл  ее использовать. С каждыми новыми переговорами приобретается опыт, оттачиваются навыки.

Представляется, что за переговорами - как средством урегулирования конфликтных и кризисных ситуаций, а также средством, обеспечивающим сотрудничество различных социальных субъектов большое будущее. Они приходят на смену силовым и командным методам, обеспечивая наиболее гармоничное развитие социальной и экономической жизни.

 

 

Используемая  литература:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М, 2006.
  2. Вердербер Р. Вердербер К. Психология общения. – М.: Олма-Пресс, 2007.
  3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  4. Рева В.Е. Деловое общение. – Пенза: ПГУ, 2006.
  5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

1 Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – С. 93.

2 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – С. 174.

3 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – С. 182.

4 Рева В.Е. Деловое общение. – С. 169.

5 Бороздина Г.В. Психология делового общения. – С. 180.

6 Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – С. 94.

7 Бороздина Г.В. Психология делового общения. – С. 196.

 


Информация о работе Психология переговоров