Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:29, дипломная работа
Целью работы является пути повышения производственных результатов организации.
Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:
- освоить теоретические основы производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- изучить показатели и факторы роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО….
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, понятие и критерии производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.2. Производственная программа, ее обоснованность и выполнение
1.3. Факторы, влияющие на результаты работы предприятия
1.4. Анализ использования производственных мощностей
Формирование производственной программы может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход исходит из имеющихся ресурсов, а второй - из потребности в продукции. Если производственная программа строится исходя из первого подхода, то необходимо определить, выпуск какого объема продукции (работ, услуг) может быть обеспечен на основе имеющихся производственных мощностей, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При втором подходе расчет начинают с определения, сколько продукции нужно произвести, и далее уточняют, сколько для этого потребуется различных ресурсов.
Обоснование производственной программы со стороны трудовых ресурсов требует проведения расчета необходимой численности занятых, со стороны финансовых ресурсов - предполагает разработку сметы затрат, со стороны материальных ресурсов - означает определение необходимых материалов. Производственная программа должна базироваться на определении максимальной емкости рынка с учетом средних норм потребления, оценке конъюнктуры рынка, и конкуренции на рынках сбыта.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия включает разнообразные производственные программы и циклы. Производственный цикл охватывает весь процесс изготовления продукции - от принятия решения о ее выпуске до выхода готовой продукции. Технологический цикл характеризуется временем выполнения технологических операций, операционный цикл - временем на выполнение каждой отдельной операции.
Производственный цикл подразделяется на технологические циклы, а технологический цикл - на операционные. Длительность производственного цикла зависит от вида (типа) организации производства.
Оперативное планирование
и регулирование выполнения производственной
программы предприятия предпола
проектирование
проектирование структуры управляющей системы; проектирование процессов управления (разработка положений об отделах и службах, функционально-должностных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и процедур, технологии процессов управления данным звеном производства в целом и схем отдельных технологических циклов управления и т. п.
Организационное проектирование
требует соответствуюшей
Производственная программа предприятия - это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.
Производственная программа включает в себя три раздела:
объем производства продукции в натуральных единицах измерения;
объем производства продукции в стоимостном выражении;
объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.
Объем производства продукции
в натуральном выражении
Номенклатура - это укрупненный перечень выпускаемых предприятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.
Ассортимент характеризует состав продукции внутри одной номенклатуры, т.е. продукции одного и того же потребительского назначения, но отличающихся между собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и т.д.). Для оценки объемов производства продукции в ассортиментном разрезе в натуральном выражении используются такие физические единицы, как тонны, погонные метры, квадратные и кубические метры, штуки и др. Расчет объемов производства продукции в натуральном выражении по номенклатуре производится в условно-натуральных единицах измерения (условные тонны, условные штуки и т.д.).
Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки общего объема производства и продаж в целом по предприятию с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены. Необходимость определения так называемых объемных показателей в денежной форме обусловлена возможностью расчета таких показателей по предприятию в целом, как:
объем производства продукции и его структуру;
объем реализации продукции (валовый доход предприятия);
сумму прибыли предприятия от реализации продукции.
Объем производства в стоимостном выражении по предприятию в целом оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.
Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:
Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб.
где ГП - стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации, млн. руб.; ПФ - стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.; РУ - стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны, млн. руб.; ПС - стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам данного предприятия, млн. руб.
Товарная продукция
Vвп = Vтп + (О2 – О1), млн. руб.
где О1, О2 - стоимость остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства на начало и конец календарного периода, соответственно, млн. руб.
Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избежания повторного счета продукция отдельных цехов, предназначенная для последующей ее переработки внутри данного предприятия.
Как товарная, так и валовая продукция не обеспечивают объективной и достоверной оценки собственного вклада данного предприятия в результаты его деятельности. Объясняется это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и других материальных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой в себестоимости продукции достигает порой 80% и более. При росте стоимости этих ресурсов увеличивается объем как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия в формирование величины этого объема может и не изменяться.
Для оценки собственного вклада предприятия в результат его деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и добавленной стоимости.
Объем чистой продукции (ЧП) - это сумма вновь созданной на данном предприятии стоимости. В ее состав включаются:
фонд оплаты труда по предприятию в целом (ФОТ);
сумма отчислений на социальные нужды (Онс);
прибыль предприятия (Пб), т.е.:
ЧП = ФОТ + Онс + Пб , млн. руб.
Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом - часть стоимости товаров, приращенная непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:
фонд оплаты труда по предприятию в целом;
сумму отчислений на социальные нужды;
амортизационные отчисления (Ао);
прибыль предприятия, т.е.:
ДС = ФОТ + Онс + Ао + Пб , млн. руб.
Важнейшим показателем производственной программы является объем реализованной продукции (объем продаж, доход предприятия), оценивающий стоимость продукции (работ, услуг), которая не только завершена производством, но уже продана и поступила в сферу потребления, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия.
Объем дохода предприятия от реализации продукции, работ и услуг (Vpп) может быть рассчитан по выражению:
, млн. руб.
где – объем реализации j-то вида продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, н.е.; Цj - цена реализации (оптовая цена предприятия) единицы j-й продукции (работ, услуг), руб./н.е.
Особенно важным показателем деятельности предприятия является сумма полученной им от всех источников прибыли. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, полученный от всех видов его деятельности и определяемый разницей между его совокупным доходом и совокупными расходами. Основными источниками образования общей суммы прибыли предприятия являются прибыль от реализации и прибыль от внереализационных операций.
Прибылью о/и реализации (Прп) признается такая прибыль, которая получена от продаж:
продукции (работ и услуг) собственного производства;
ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
покупных товаров;
собственных основных фондов;
товаров и услуг собственных обслуживающих производств и хозяйств.
В прибыль от внереализационных, операций (Пвр) включаются:
дивиденды по акциям, вложенным в другие предприятия;
доходы по облигациям;
суммы процентных денег, полученных от числящихся на банковских счетах средств предприятия;
выручка от реализации излишних материальных ценностей и других активов;
средства, полученные в виде безвозвратной финансовой помощи;
другие доходы, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции.
Общая сумма прибыли, полученной из всех этих источников, называется валовой (балансовой) прибылью (Пб), т.е.:
Пб = Прп + Пвр , млн. руб.
Основной составной частью балансовой
прибыли предприятия является прибыль
от реализации произведенной продукции
(работ и услуг), удельный вес которой
в сумме валовой прибыли
, млн. руб.
где Срп - полная себестоимость всего реализованного объема продукции (работ, услуг), млн. руб.; Cj - себестоимость единицы j-го вида продукции (работ, услуг), руб./н.е.
Прибыль - главный побудительный мотив собственников, менеджеров и работников предприятия в его успешной деятельности по производству и реализации продукции и удовлетворения на этой основе рыночного спроса в ней. Это обусловлено теми ролью и значением, которые играет прибыль в условиях рыночной экономики, поскольку:
во-первых, прибыль обеспечивает собственнику имущества предприятия не только уровень его благосостояния, но и приводит к увеличению стоимости этого имущества в результате капитализации части прибыли;
Информация о работе Пути повышения производственных результатов организации