Разбор стратегического менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Стратегический менеджмент в современной России является принципиально новым видом управленческой деятельности, использующей специфические методы и приемы.
Стратегический менеджмент призван расширить горизонты прогнозирования деятельности организации и создать предпосылки для адекватной ответной реакции фирмы на изменения, происходящие в нестабильной внешней среде.

Содержание

1. Введение

2. SWOT-анализ деятельности ЗАО «НАКС»

3. Анализ конкуренции ЗАО «НАКС» используя модель М.Портера «Пять сил»

4. Базовая конкурентная стратегия «Фокусированная дифференциация»

5. Структура стратегического анализа внутренней среды организации

6. Разработать стратегию Вашей организации

6.1. Характеристика организации

6.2. Миссия организации

6.3. Анализ внешней среды

6.4. Макросреда

6.5. Ближайшее окружение

6.6. Количественный анализ

6.7. Анализ внутренней среды

6.8. Выбор стратегии

7. Заключение

8. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Накс.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

6.4.          
Макросреда

 
К факторам макросреды обычно относят: 
 
§      экономическое состояние страны; 
 
§      политико-правовой аспект; 
 
§      социальное и культурное окружение; 
 
§      научно-техническое и технологическое развитие общества. 
 
Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов. 
 
Для компании ЗАО «НАКС» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения. 
 
Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы. 
 
Политико-правовая составляющая для данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в г. Москве, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков. 
 
Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п. 
 
Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом. 
 
Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания. 

6.5.          
Ближайшее окружение

 
Основу анализа ближайшего окружения  фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании  так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил: 
 
§      конкурентная борьба внутри отрасли; 
 
§      угроза появления товаров и услуг-субститутов; 
 
§      способность поставщиков диктовать свои условия; 
 
§      угроза появления новых конкурентов; 
 
§      способность покупателей диктовать свои условия. 
 
В настоящее время на территории г. Москвы и всей России в целом, действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей мебелью. Среди них можно выделить: 
 
-    конкурентов-гигантов (таких как мебельный салон «Гранд»), занимающихся продажей различных видов мебели, как импортной, так и отечественной; 
 
-    фирмы, занимающиеся реализацией только одного вида продукции (например, фирма «Корина», занимающаяся продажей только кухонной мебели);  
 
-    магазины, реализующие продукцию только одного производителя (например, магазин АО «Сходня-мебель»), часто они подотчетны фирме-производителю, либо мебельной фабрике принадлежит часть акций или уставного капитала таких фирм; 
 
-    средние фирмы, как ЗАО «НАКС», имеющие разносторонние интересы на рынке; 
 
-    выставочные организации; 
 
-    фирмы, которые сами занимаются производством мебели, и сами ее реализуют; для таких фирм характерна работа на заказ и под размеры клиента с выездом мастеров на дом для замерки помещений и в последующем установки мебели. 
 
Таким образом, мебельных производителей можно подразделить: 
 
-    по принципу географического местоположения на: 
 
-    отечественных (чаще всего Москва, Московская область и Санкт-Петербург); 
 
-    стран СНГ (Белоруссия); 
 
-    зарубежных (Италия, Испания, Польша, Чехия); 
 
-    в зависимости от используемого сырья: 
 
-    производящие мебель из натурального дерева; 
 
-    использующие ДСП, МДФ и искусственные материалы. 
 
-    в зависимости от производимой продукции: 
 
-    узко специализированные на одном виде продукции; 
 
-    производители большого разнообразного ассортимента. 
 
Структуру потребительского рынка мебели в России составляют все семьи, имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную и надежную мебель. Их предпочтения представлены на рисунке 2, при этом: 
 
§      1/3 часть покупателей мебели – предпочитают продукцию импортного производства; 
 
§        
2/3 покупателей мебели – приобретают мебель отечественного производства, ориентируясь на ее относительную дешевизну. 
 

 
 


 
При этом более половины всех покупателей  мебели предпочитают приобретать не гарнитуры целиком, а комплектовать  набор по своему вкусу и в соответствии с площадью помещений. Объемы покупок  таких комплектуемых наборов представлены на рисунке 3. 
 
80 % от группы потребителей мебели (см. рисунок 4), составляют семьи высокооплачиваемых специалистов: 
 
-    предпринимателей; 
 
-    банковских служащих; 
 
-    чиновников. 
 

 
Рисунок 4. Стоимостные соотношения рынка мебели в 1999 г.


 

 
 
 
Существенно, что мебельный сегмент  рынка в России постоянно растет, особенно доля мебели средней стоимости, что обусловлено: 
 
-    стабильным качеством мебели; 
 
-    особенностями структуры потребительского рынка; 
 
-    доступной ценой. 
 
Рассматриваемая компания ЗАО «НАКС» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятиях-изготовителях представителями компании. 
 
В целом, мебельная отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли. 
 
Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, т.к. отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании ЗАО «НАКС». 
 
Для преодоления такой негативной ситуации, крупные «фирмы-лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести: 
 
§      экономию средств при крупномасштабных поставках; 
 
§      создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней; 
 
§      объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях. 
 
Такой фактор внешней среды как возможность создания товаров-субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т. д. Уровень конкуренции с товаром-субститутом определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Здесь решающим является такой показатель, как «стоимость переключения покупателя». 
 
Способность покупателей диктовать свои условия в компании ЗАО «НАКС» выражается как: 
 
-    продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по желанию заказчика; 
 
-    осуществление доставки и монтажа; 
 
-    предоставление товарного кредита. 
 
Для улучшенного понимания запросов покупателей; выявления направленности моды; покупательной способности населения; интереса, проявляемого к продукции нашей фирмы, в деятельности фирмы используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей мебельного салона компании, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы. 
 
Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними.  
 
Любая фирма в данной отрасли стремится к снижению действия рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.

6.6.          
Количественный анализ

 
Для проведения подобного анализа  можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы). 
 
Такие матрицы приведены в виде таблицы 1 и таблицы 2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое. 
 
Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды.

 
Вероятность 
 
Воздействие

 
Высокая

 
Средняя

 
Слабая

 
Сильное

 
Улучшение уровня жизни населения;  
 
Изменение рекламных технологий

 
Появление новых поставщиков

 
Снижение налогов и пошлин

 
Умеренное

 
Разорение и уход фирм-продавцов; 
 
Развитие информационной отрасли

 
Снижение цен на сырье и готовую продукцию; 
 
Совершенствование менеджмента

 
Уменьшение императивных норм законодательства; 
 
Снижение безработицы

 
Слабое

 
Неудачное поведение конкурентов; 
 
Изменения моды

 
Совершенствование технологии производства

 
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей


 
Однако для получения более  дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется  метод взвешенной оценки воздействия  факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой. 
 
 
Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды.

 
Вероятность 
 
Воздействие

 
Высокая

 
Средняя

 
Низкая

 
Сильное

 
Изменение правил ввоза продукции

 
Сбои в поставках продукции; 
 
Рост темпов инфляции; 
 
Появление товаров-субститутов

 
Увеличение конкурентных преимуществ  со стороны конкурентов; 
 
Скачки курсов валют

 
Умеренное

 
Снижение уровня жизни населения; 
 
Рост налогов и пошлин

 
Изменение покупательских предпочтений; 
 
Ужесточение законодательства

 
Появление принципиально нового товара; 
 
Появление новых концернов

 
Слабое

 
Изменение уровня цен; 
 
Рост безработицы

 
Появление новых фирм на рынке; 
 
Усиление конкуренции

 
Национализация бизнеса; 
 
Ухудшение политической обстановки


 
Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку: 
 
Таблица 3. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды.

 
Факторы среды

 
Вес

 
Оценка*

 
Взвешенная оценка

 
Макроэкономические

 
4

 

 
3,47

 
Экономические

 
1

 

 
-2,16

 
Рост темпов инфляции

 
0,25

 
-8

 
-2

 
Скачки курсов валют

 
0,17

 
-7

 
-1,19

 
Рост налогов и пошлин

 
0,12

 
-7

 
-0,84

 
Снижение налогов и пошлин

 
0,17

 
7

 
1,19

 
Рост безработицы

 
0,06

 
-4

 
-0,24

 
Снижение безработицы

 
0,23

 
4

 
0,92

 
Политико-правовые

 
1

 

 
-4,12

 
Изменение правил ввоза продукции

 
0,33

 
-10

 
-3,3

 
Ужесточение законодательства

 
0,20

 
-6

 
-1,2

 
Ухудшение политической обстановки

 
0,15

 
-1

 
-0,15

 
Уменьшение императивных норм законодательства

 
0,17

 
4

 
0,68

 
Национализация бизнеса

 
0,15

 
-1

 
-0,15

 
Социально-культурные

 
1

 

 
2,69

 
Снижение уровня жизни населения

 
0,33

 
-7

 
-2,31

 
Улучшение уровня жизни населения

 
0,33

 
10

 
3,3

 
Изменения моды

 
0,34

 
5

 
1,7

 
Научно-технические

 
1

 

 
7,06

 
Совершенствование технологии производства

 
0,18

 
3

 
0,54

 
Изменение рекламных технологий

 
0,32

 
9

 
2,88

 
Развитие информационной отрасли

 
0,32

 
8

 
2,56

 
Совершенствование менеджмента

 
0,18

 
6

 
1,08

 
Ближайшее окружение

 
4

 

 
-14,28

 
Отрасль

 
1

 

 
-1,45

 
Снижение цен на сырье и готовую продукцию

 
0,25

 
6

 
1,5

 
Усиление конкуренции

 
0,25

 
-3

 
-0,75

 
Изменение уровня цен

 
0,30

 
-4

 
-1,2

 
Появление новых концернов

 
0,20

 
-5

 
-1

 
Товары

 
1

 

 
-7,2

 
Появление товаров-субститутов

 
0,6

 
-8

 
-4,8

 
Появление принципиально нового товара

 
0,4

 
-6

 
-2,4

 
Поставщики

 
1

 

 
-0,88

 
Сбои в поставках продукции

 
0,35

 
-9

 
-3,15

 
Появление новых поставщиков

 
0,24

 
9

 
2,16

 
Появление новых фирм на рынке

 
0,06

 
-2

 
-0,12

 
Разорение и уход фирм-продавцов

 
0,12

 
7

 
0,84

 
Неудачное поведение конкурентов

 
0,07

 
5

 
0,35

 
Увеличение конкурентных преимуществ  со стороны конкурентов

 
0,16

 
-6

 
-0,96

 
Покупатели

 
1

 

 
-4,75

 
Предложения о сотрудничестве со стороны  отечественных предпринимателей

 
0,25

 
2

 
0,5

 
Изменение покупательских предпочтений

 
0,75

 
-7

 
-5,25

 
Итого:

 
8

 

 
-10,81

 
*Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10


 
По итогам данной таблицы видно, что на компанию ЗАО «НАКС» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды. 
 
Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 4.  
 
Таблица 4. Внешние возможности и угрозы.

 
№ п/п

 
Возможности

 
Угрозы

 
1

 
Улучшение уровня жизни населения

 
Изменение покупательских предпочтений

 
2

 
Изменение рекламных технологий

 
Появление товаров-субститутов

 
3

 
Развитие информационной отрасли

 
Изменение правил ввоза продукции

 
4

 
Появление новых поставщиков

 
Сбои в поставках продукции

 
5

 
Изменения моды

 
Появление принципиально нового товара

 
6

 
Снижение цен на сырье и готовую  продукцию

 
Снижение уровня жизни населения

 
7

 
Снижение налогов и пошлин

 
Рост темпов инфляции

 
8

 
Совершенствование менеджмента

 
Ужесточение законодательства

 
9

 
Снижение безработицы

 
Изменение уровня цен

 
10

 
Разорение и уход фирм-продавцов

 
Скачки курсов валют

 
11

 
Уменьшение императивных норм законодательства

 
Появление новых концернов

 
12

 
Совершенствование технологии производства

 
Увеличение конкурентных преимуществ  со стороны конкурентов

 
13

 
Предложения о сотрудничестве со стороны  отечественных предпринимателей

 
Рост налогов и пошлин

 
14

 
Неудачное поведение конкурентов

 
Усиление конкуренции

 
15

 

 
Рост безработицы

 
16

 

 
Ухудшение политической обстановки

 
17

 

 
Национализация бизнеса

 
18

 

 
Появление новых фирм на рынке

Информация о работе Разбор стратегического менеджмента предприятия