Развитие и становление территориального общественного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях модернизации экономики важными элементами местного самоуправления выступают инициатива граждан, самоорганизация населения, формирование структур гражданского общества, разработка и внедрение механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Значимость рассматриваемой темы определяется анализом практики развития и становления территориального общественного самоуправления, раскрытием ее особенностей и путей совершенствования как составной части исследования процессов реформирования системы местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТОС) 5
1.1. Понятие, сущность и система территориального общественного самоуправления 5
1.2. Особенности правовой природы территориального общественного самоуправления 12
1.3. Полномочия, функции и принципы органов территориального общественного самоуправления 18
Глава 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 22
2.1. Особенности ТОС в г. Красноярске 22
2.2. Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

3-0711_Развитие и становление территориального общественного самоуправления в Российской Ф% (1).doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

4) имеют право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Наряду с перечисленными, к вопросам обеспечения жизнедеятельности населения, право на участие в решении которых имеют члены территориального сообщества и избранные ими органы, могут быть отнесены и иные вопросы, в том числе делегированные территориальному общественному самоуправлению органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований.

Очевидно, что органы ТОС на территории сообщества могут  выполнять разные роли (или несколько ролей одновременно).

На рис. 1.3 представлена совокупность ролей и функций, выполняемых органами территориального общественного самоуправления.

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим гражданам, проводить общественные мероприятия.

Как посредник между жителями и местной властью может представлять и защищать интересы жителей своей территории.

Как хозяйствующий субъект ТОС может принимать участие в содержании и ремонте жилищного фонда, благоустройстве и застройке территории, заниматься торговой и строительной деятельностью, участвовать в коммерческих организациях, сдавать в аренду земельные участки, нежилые помещения, рекламные площади, принадлежащие ТОС, и др.

Рис. 1.3. Роли и функции территориального общественного самоуправления

 

Функции органов ТОС могут быть самыми разнообразными [8, c. 100]:

- Информационные (информирование населения, проведение опросов, сбор предложений и т. п.);

- Представительные (согласование от имени населения планов развития, кадровых назначений, землеотводов и др.);

- Распорядительные (определение направлений расходования средств, которые предусмотрены на благоустройство, социально- экономическое развитие территории);

- Исполнительные (организация непосредственного выполнения работ по благоустройству, досуг подростков и т.п.);

- Контрольные (контроль за деятельностью муниципальных служб, торговлей и т.д.).

Также функции ТОС включают:

- обеспечение участия жителей территории в решении местных вопросов,

- управление собственностью и финансовыми средствами ТОС,

- участие в обеспечении охраны общественного порядка,

- участие в обеспечении комплексного развития собственной территории,

- защита интересов и прав ТОС,

- участие в обеспечении удовлетворения потребностей жителей в товарах и услугах.

Принципы осуществления ТОС заключаются в:

- широком участии населения в разработке, принятии и реализации решений касательно вопросов местного значения,

- самостоятельности ТОС в пределах своих полномочий,

- выборности органов ТОС, их подконтрольности и подотчетности населению,

- открытости и публичности деятельности органов ТОС, учета ими общественного мнения,

- законности их деятельности,

- сочетании интересов ТОС с интересами муниципального образования,

- защите прав и интересов населения.

 

Глава 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Особенности ТОС в г. Красноярске

 

В соответствии с Уставом  Красноярского края [5] на территории края граждане реализуют свое право на осуществление местного самоуправления в муниципальных образованиях. Местное самоуправление организуется в соответствии с общими принципами, которые установлены соответствующим федеральным законом.

Для решения вопросов местного значения в соответствии с законодательством РФ и уставом муниципального образования органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями.

Право граждан на местное  самоуправление осуществляется непосредственно – посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, в других формах, допускаемых федеральными законами. Условия обладания гражданами правами на участие в местных референдумах и выборах не должны ограничиваться более, чем условия обладания правами на участие в краевых референдумах и выборах.

В пределах отдельных  частей территорий муниципальных образований  может осуществляться территориальное  общественное самоуправление в соответствии с федеральными законами и законами края.

Органы государственной  власти Красноярского края и другие государственные органы края обеспечивают государственные гарантии прав населения на реализацию местного самоуправления.

Органы государственной  власти края могут осуществлять правовое регулирование местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных федеральными законами, а исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия – лишь в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами края, принимаемыми в соответствии с ними.

Для организации взаимодействия и взаимосвязи органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуются Совет муниципальных образований Красноярского края и Ассоциация по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.

В соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Красноярске [6] ТОС в г. Красноярск основывается на следующих принципах:

- гласности и учета общественного мнения;

- выборности и подконтрольности органов ТОС;

- сочетания интересов населения соответствующей территории с интересами населения всего города;

- участия граждан в разработке и принятии решений по вопросам, которые затрагивают их интересы;

- взаимодействия с органами городского самоуправления;

- учета исторических и местных традиций.

Цели территориального общественного самоуправления в г. Красноярск заключаются в привлечении населения к активному участию в решении вопросов местного значения и расширении возможностей этого участия; объединении усилий органов ТОС и городского самоуправления для решения проблем развития соответствующей территории; улучшении социальных условий жизни населения.

Задачи ТОС состоят в осуществлении населением собственных инициатив в решении вопросов благоустройства территории общественного самоуправления, организации содержания муниципального жилищного фонда, создании условий для организации досуга, организации охраны общественного порядка, иных вопросов городского значения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории, в соответствии с Уставом города Красноярска, Положением о ТОС в городе [6], другими нормативными правовыми актами г. Красноярска.

Органы ТОС взаимодействуют с Красноярским городским Советом депутатов, Главой города Красноярска, администрацией города с целью реализации инициатив по вопросам городского значения.

Органы ТОС имеют право обращаться в органы городского самоуправления для получения финансовой, имущественной, информационной, консультационной и методической поддержки по вопросам организации и осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, содействия выполнению решений собраний (конференций) граждан и органов ТОС, принятых в пределах их компетенции.

Организация территориального общественного самоуправления проводится по инициативе граждан, которые достигли шестнадцатилетнего возраста и постоянно или преимущественно проживают на территории, где планируется осуществлять территориальное общественное самоуправление.

Для организации территориального общественного самоуправления гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на соответствующей территории, создается инициативная группа по подготовке и проведению учредительного собрания (конференции) граждан в составе не менее 10 человек.

Инициативная группа должна направлять в городской Совет, администрацию города уведомление о намерении организовать территориальное общественное самоуправление.

Вместе с уведомлением инициативная группа должна представить копии паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, уполномоченных представителей инициативной группы, а также письменные заявления граждан о согласии быть уполномоченными представителями указанной группы.

Уведомление должно быть подписано всеми членами инициативной группы.

Количество и состав уполномоченных представителей инициативной группы определяется самостоятельно (но не менее одного). В качестве уполномоченных представителей инициативной группы могут  выступать как члены инициативной группы, так и иные граждане, обладающие правом на осуществление территориального общественного самоуправления.

Инициативная группа вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного  представителя, направив уведомление о прекращении полномочий уполномоченного представителя в городской Совет, администрацию города.

В соответствии с Положением о ТОС в г. Красноярск [6] после направления в городской Совет, администрацию города уведомления о намерении организовать территориальное общественное самоуправление инициативная группа может приступить к организации проведения учредительного собрания (конференции) граждан по вопросу организации ТОС.

В процессе подготовки к учредительному собранию (конференции) и во время его (ее) проведении инициативная группа должна исходить из указанных в уведомлении границ территории, на которой будет осуществляться создаваемое территориальное общественное самоуправление.

На учредительном собрании (конференции) граждан подлежат обязательному рассмотрению с принятием по ним решений следующие вопросы:

- о правомочности проведения учредительного собрания (конференции) граждан;

- о направлении в городской Совет предложения об определении границ территории ТОС;

- об установлении структуры органов территориального общественного самоуправления;

- о принятии устава ТОС;

- об избрании органов территориального общественного самоуправления;

- об определении основных направлений деятельности ТОС;

- о назначении лица, ответственного за направление в городской Совет документов для определения границ территориального общественного самоуправления и регистрации устава ТОС

Устав территориального общественного самоуправления принимается учредительным собранием (конференцией) граждан и подлежит регистрации городским Советом.

При установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС, должны быть соблюдены следующие требования:

1) границы территории, на которой осуществляется ТОС, не могут выходить за пределы территории города;

2) территория, на которой реализуется ТОС, должна быть единой, если в ее состав входит более одного жилого дома;

3) территория, на которой реализуется ТОС, не может включать территорию, на которой осуществляется другое правомочно учрежденное территориальное общественное самоуправление.

В соответствии со ст. 19 Положения о ТОС в г. Красноярск [6] полномочия собраний (конференций) граждан, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, определяются уставом ТОС в соответствии с федеральным законом.

Исключительными полномочиями собрания (конференции) граждан являются:

1) установление структуры  органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов ТОС;

4) определение основных  направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы  доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение  отчетов о результатах деятельности органов ТОС.

7) решение иных вопросов, которые отнесены уставом ТОС к исключительной компетенции собраний (конференций) граждан.

Органы ТОС наделены следующими полномочиями:

1) представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами городского самоуправления с использованием средств бюджета города;

4) внесение в органы городского самоуправления, должностным лицам городского самоуправления, предусмотренным Уставом города Красноярска, проектов правовых актов города, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами городского самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;

Информация о работе Развитие и становление территориального общественного самоуправления в РФ