Развитие и становление территориального общественного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современных условиях модернизации экономики важными элементами местного самоуправления выступают инициатива граждан, самоорганизация населения, формирование структур гражданского общества, разработка и внедрение механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Значимость рассматриваемой темы определяется анализом практики развития и становления территориального общественного самоуправления, раскрытием ее особенностей и путей совершенствования как составной части исследования процессов реформирования системы местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТОС) 5
1.1. Понятие, сущность и система территориального общественного самоуправления 5
1.2. Особенности правовой природы территориального общественного самоуправления 12
1.3. Полномочия, функции и принципы органов территориального общественного самоуправления 18
Глава 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 22
2.1. Особенности ТОС в г. Красноярске 22
2.2. Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

3-0711_Развитие и становление территориального общественного самоуправления в Российской Ф% (1).doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

5) реализация иных полномочий в соответствии с уставом ТОС, не противоречащих федеральным законам, Уставу города, Положению о ТОС и другим нормативным правовым актам города.

Территориальное общественное самоуправление, которое является юридическим лицом, может иметь в собственности денежные средства, здания, транспортные средства, оборудование, инвентарь и другое имущество, необходимое для обеспечения его уставной деятельности.

Органы ТОС ответственны перед населением муниципального образования города Красноярска, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами.

 



 

2.2. Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом

 

Под территориальным  общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [2, ст. 27].

ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное  сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления. Территорию ТОС могут составлять: сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, городские микрорайоны, кварталы, улицы, дворы, многоквартирные жилые дома или группы таких домов и др.

Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования. В систему ТОС входят формы прямого участия граждан, органы и должностные лица ТОС.

Высшими органами ТОС  являются собрания и конференции граждан, которые могут избирать различные органы и должностных лиц для исполнения функций ТОС.

В состав органов ТОС  в крупном городском микрорайоне с многоэтажной застройкой могут входить совет или комитет самоуправления во главе с председателем, исполнительный орган во главе с директором, ревизионная комиссия (ревизор), домовые комитеты, старшие по подъездам, советы общежитий.

По отдельным вопросам деятельности ТОС избираются общественные комиссии (например, по работе с подростками, по благоустройству, по общественному порядку и др.). Все органы и должностные лица ТОС должны быть подотчетны собранию (конференции) жителей. ТОС в малых сельских населенных пунктах может состоять из старосты и совета из 3-5 человек, избираемых на сходе жителей [12].

Финансовые ресурсы  ТОС включают имущество, переданное в управление ТОС, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства местного бюджета, переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество.

В соответствии с зарубежным опытом развитие местного самоуправления невозможно без пропаганды правовых знаний, информирования граждан о содержании нормативных правовых актов о местном самоуправлении, создания правовых возможностей для эффективного участия населения в местном самоуправлении.

Решение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования. Кроме того, данная форма участия граждан в региональном управлении приобретает особую актуальность и в связи реализацией антикризисных мер в стране.

Первоочередной задачей  органов местного самоуправления должно стать обеспечение условий, при которых каждый человек будет иметь реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления [17, с. 12].

По нашему мнению, выполнение функций ТОС по работе с населением предполагает проведение следующих мероприятий.

1. Размещение в местных  средствах массовой информации  и на сайте муниципального образования сообщений о тематике предстоящих заседаний представительного органа с указанием места и времени его проведения.

2. Опрос общественного мнения по вопросам повестки предстоящего заседания представительного органа.

3. Привлечение активных представителей населения к подготовке вопросов, выносимых на обсуждение представительного органа муниципального образования.

Отечественный опыт организации  ТОС предлагает и такие формы  организации, как введение в структуру  муниципальных властей подразделений, которые обеспечивают взаимодействие органа исполнительной власти с формированиями ТОС. Так, в г. Калининграде распоряжением главы г. Калининграда, мэра города, от 19 мая 2006 г. № 308-р утверждено Положение об организационном отделе мэрии г. Калининграда [7]. Организационный отдел является структурным подразделением мэрии и находится в оперативном подчинении руководителя аппарата, управляющего делами мэрии. Основными задачами названы организационное обеспечение взаимодействия мэрии с общественными и религиозными объединениями, политическими партиями, воинскими формированиями и правоохранительными органами; организационное содействие развитию органов ТОС в г. Калининграде и др.

Основными функциями  отдела являются: содействие развитию органов ТОС, оказание методической и организационно-технической помощи в их работе; проведение организационной и методической работы с организаторами публичных мероприятий, проводимых на территории города.

4. Проведение регулярных (не реже 1 раза в месяц) отчетов депутатов, главы местной администрации, руководителей структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов, контрольных органов перед населением муниципального образования и органами общественной самодеятельности населения.

5. Организация совещаний по обмену опытом и практикой работы с представителями самодеятельных организаций населения.

6. Уведомление населения о содержании нормативных правовых актов о местном самоуправлении, широкое распространение текста устава муниципального образования в различных общественных местах (в библиотеках, в школах, на почте и т.п.).

7. Организация общественных приемных при органах местного самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи местному населению и консультаций по вопросам местного значения, разъяснения законодательных положений о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан.

8. Проведение информационных встреч с жителями муниципального образования по правовым вопросам деятельности ТОС.

9. Размещение на официальном web-представительстве муниципального образования информации об органах местного самоуправления, правовых основах местного самоуправления, возможностях населения по участию в управлении; организация работы населения с депутатами и представителями органов местного самоуправления в online режиме.

10. Создание при органах муниципальных образований молодежных центров для приобщения широкого круга молодых людей к местному самоуправлению.

Планомерная и систематическая деятельность со стороны органов власти может оказаться результативной, если основной интерес к местному самоуправлению будет исходить от самого населения. При этом «одной из главных проблем становления отечественного местного самоуправления на протяжении всей его истории выступало практическое отсутствие сплоченных организованных добровольных общественных союзов и ассоциаций, способных к самостоятельному решению вопросов на муниципальном уровне» [22, с. 76].

Анализ зарубежного опыта доказывает, что деятельность органов местного самоуправления становится эффективной и отвечающей потребностям населения только в том случае, если сформированы и на постоянной основе действуют разнообразные общественные организации, выражающие интересы местного самоуправления, и если кроме действий со стороны государственной власти существует взаимодействие и со стороны самих жителей. Для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планирование и проведение ряда согласованных мероприятий как со стороны государственных, так и со стороны муниципальных органов власти при активном участии в этом процессе самих граждан.

В начале лета 2009 г. в Госдуме  России прошли парламентские слушания «Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления» [23]. Дискуссию организовал Комитет по вопросам местного самоуправления, в ней приняли участие руководители министерств и ведомств, ученые, представители муниципалитетов. Из доклада председателя профильного комитета В. Тимченко ясно, что федеральная власть настоятельно предлагает городам и селам использовать общественную активность жителей для решения вопросов местного значения.

Территориальное общественное самоуправление может активно содействовать органам местного самоуправления в вопросах повышения качества решения тех или иных вопросов местного значения. Министерство регионального развития Российской Федерации в рамках ежегодного мониторинга хода реализации Федерального закона № 131-ФЗ отмечает динамику развития в субъектах Российской Федерации этой формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении.

Несмотря на то, что ТОС по своим качественным характеристикам является очень важным связующим звеном местного самоуправления как формы публичной власти с гражданским обществом, это не единственная возможность их взаимодействия и интеграции. Гораздо более широкие возможности взаимоотношений предусмотрены законодательством между органами местного самоуправления, формами прямого волеизъявления граждан и институтами гражданского общества.

Воздействовать и влиять на органы местного самоуправления могут и другие институты гражданского общества (предпринимательские организации и союзы, некоммерческие организации, негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения и т.п.). Допустим, что местное самоуправление осуществляется в муниципальном образовании, где имеется, например, градообразующее частное предприятие. Ясно, что члены выборных органов местного самоуправления, если даже они не составляют большинства представителей этого предприятия, по меньшей мере, будут очень лояльны к руководству этого предприятия, что может быть объяснено финансово-экономической зависимостью муниципального образования от предприятия. Отсюда неизбежна трансформация интересов местного населения в интересы градообразующего предприятия, что не исключает их частичного совпадения. Неизбежны и негативные последствия такой интеграции, выражающиеся в определенных уступках и исключениях, которые муниципальная власть вынуждена делать применительно к реализации производственных и коммерческих интересов градообразующего предприятия, которые находятся в противоречии с интересами всего местного населения.

Не рассматривая в  отдельности влияние каждой разновидности института гражданского общества на органы местного самоуправления, можно, судя по вышеприведенным примерам взаимодействия органов местного самоуправления с коммерческими организациями, понять, что чрезмерная зависимость органов местного самоуправления от этих институтов отнюдь не способствует полноте и эффективности осуществления интересов местного населения. Отсюда вывод: рафинированное представление интересов местного населения в деятельности органов местного самоуправления возможно только при условии более жесткой привязки самих органов местного самоуправления к местному населению.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление вызывается тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества между властью и народом, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения.

В современной литературе идут споры о сущности территориального общественного самоуправления, его  ошибочно относят то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям

ТОС – максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. ТОС сочетает в себе прямое волеизъявление граждан и деятельность органов ТОС, избираемых жителями. Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования.

Со времен советской  власти осталось приоритетным направление  создания органов ТОС «сверху», необходимо, чтобы подобные инициативы в современный период не снижали эффективность деятельности объединений граждан по месту жительства.

Являясь элементом гражданского общества и частью системы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление представляет собой форму непосредственного участия населения в реализации местного самоуправления. При этом ядро территориального общественного самоуправления как формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления составляет общественное самоуправление граждан. Следует напомнить, что история становления и развития института территориального общественного самоуправления началась с деятельности органов общественной самодеятельности и до принятия Конституции РФ 1993 года органы территориального общественного самоуправления являлись общественными объединениями. В настоящее время федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление отнесено к институту муниципального права, но при этом территориальное общественное самоуправление сохранило свою общественную природу. Общественная деятельность граждан в территориальном общественном самоуправлении является первостепенной в решении вопросов местного значения.

Информация о работе Развитие и становление территориального общественного самоуправления в РФ