Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:09, практическая работа
Для России юг Западной Сибири (фактически, являющийся зоной геометрического центра Евразии – Heartland) является одним из важнейших регионов – геополитическим фокусом разнонаправленных потоков и векторов влияния, позволяющим России удержать равновесие в эпоху постоянного возникновения дисбалансов и кризисов и давления разнонаправленной социально-экономической и политической экспансии.
Удержание этого региона требует организации его социально-демографического развития и обеспечения комплексного роста его экономики. Ключевым механизмом для решения этой задачи должно стать создание Новосибирского коридора развития Томск – Новосибирск – Бийск с перспективными ответвлениями Горно-Алтайск – Ташанта – Ховд, обеспечивающим выход в Монголию, и Рубцовск – Семипалатинск с дальнейшим выходом в Китай.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
Институт управления и
Кафедра «Логистика и
Практическое задание
По дисциплине «Стратегический менеджмент»
На тему: «Развитие кластеров Новосибирска»
Выполнил: студент УЛП-312
Будан.В.М
Москва 2012
Оглавление
Введение
Для России юг Западной Сибири
(фактически, являющийся зоной геометрического
центра Евразии – Heartland) является одним
из важнейших регионов – геополитическим
фокусом разнонаправленных потоков и
векторов влияния, позволяющим России
удержать равновесие в эпоху постоянного
возникновения дисбалансов и кризисов
и давления разнонаправленной социально-экономической
и политической экспансии.
Удержание этого региона требует
организации его социально-демографического
развития и обеспечения комплексного
роста его экономики. Ключевым механизмом
для решения этой задачи должно стать
создание Новосибирского коридора развития
Томск – Новосибирск – Бийск с перспективными
ответвлениями Горно-Алтайск – Ташанта
– Ховд, обеспечивающим выход в Монголию,
и Рубцовск – Семипалатинск с дальнейшим
выходом в Китай.
Этот коридор станет первым
российским коридором развития и обеспечит
передовое развитие региона, сделав центр
и ключевую точку коридора – город Новосибирск
– мировым лидером.
Предпосылкой для создания
Новосибирского коридора развития является
происходящее переструктурирование пространства,
связанное с изменением векторов развития
вокруг основных направлений транспортно-коммуникационных
потоков. Переход с субмеридионального
направления (восток-запад) на наиболее
перспективное субширотное, в направлении
на юг, на огромные рынки Китая, ЦАР и Южную
Азии делает Новосибирск тем фокусом,
в котором эти два транспортно-коммуникационных
потока сливаются воедино и трансформируются.
В начале 2000-х годов произошел коренной перелом в динамике социально-
экономического развития – начались процессы восстановления объемов
производства и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного
периода. 7
За период с 2000 по 2009 год в Новосибирской области:
обеспечено удвоение валового регионального продукта (в сопоставимой
оценке), темпы роста валового регионального продукта в 2000-2009 годах
превышали темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации и
стали одними из самых высоких среди субъектов Сибирского федерального
округа;
сформирована нормативная правовая база по стимулированию
инвестиционных процессов и развитию инновационной деятельности;
более чем в 4 раза вырос объем инвестиций в основной капитал
(в сопоставимой оценке);
более чем в 2 раза увеличился объем промышленного производства, индекс
промышленного производства превысил среднероссийский и средний по
Сибирскому федеральному округу;
уровень общей безработицы снизился с 13,3% до 10% (в 2008 году – 7,3%),
в результате роста деловой активности предприятий значительно сократились
масштабы неполной занятости;
в 3,8 раза выросла реальная заработная плата, в 3,2 раза – реальные
располагаемые денежные доходы населения, среднедушевые доходы превысили
величину прожиточного минимума почти в 3 раза, до 16,6% сократилась
численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума.
Важнейшим результатом реализации демографической политики
за последнее десятилетие стал рост численности населения области в 2008 году;
увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения (в 2000 году она
составляла 66,5 лет, в 2009 – 68,9).
Новосибирская область уверенно лидирует среди субъектов Сибирского
федерального округа по темпам и масштабам жилищного строительства. За 2000-
2009 годы в Новосибирской области введено 8 млн. кв. метров жилья; построено
и реконструировано более 200 объектов социально-культурного назначения.
Эффективность реализации политики в сфере развития общественной
инфраструктуры будет характеризоваться следующими результатами:
1) формирование
системы региональных и
градостроительного проектирования, содержащих расчетные показатели
обеспеченности и пространственной доступности объектов и услуг общественной
инфраструктуры для населения муниципальных образований Новосибирской
области в 2010-2015 годах;
2) темп роста
уровня благоустройства
инфраструктуры – не менее 110% ежегодно;
3) обеспечение безопасности функционирования объектов общественной
инфраструктуры;
4) количество
объектов с нормативным
оснащенности - не менее 70%;
5) обеспеченность
объектами общественной
доступность в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
6) полное
оснащение существующих
приборами учета потребления энергоресурсов, вновь строящихся – приборами
учета и регулирования;
7) снижение
расходов на содержание и
на объектах общественной инфраструктуры не менее чем на 15-20% к 2015 году в
сопоставимых ценах.
Одним из конкурентных преимуществ Новосибирской области является
уникальный научно-образовательный потенциал. Научно-технический и
образовательный комплекс Новосибирской области представлен 55
академическими институтами Российской академии наук, Российской академии
медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук;
Федеральным государственным научным центром вирусологии и биотехнологии
«Вектор» (ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор»), а также более 60 отраслевыми научно-
исследовательскими, конструкторско-
институтами, более 100 крупными и 1700 малыми предприятиями, 46 высшими
учебными заведениями, в том числе 28 государственными вузами и филиалами.
Доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в
Новосибирской области более чем в полтора раза превышает среднероссийский уровень. Новосибирская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном
округе по числу студентов на 10 000 населения. Численность учащихся в
государственных вузах на 10 000 населения составляет 590 человек, что на 36%
выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Перспективы дальнейшего динамичного развития Новосибирской области
связаны с решением ряда проблем, среди которых наиболее значимыми являются:
1) низкий уровень инновационной
активности промышленных
недостаточное использование научного потенциала, низкая производительность
труда и устаревшие основные фонды в экономике Новосибирской области, что
выдвигает на первый план задачу преодоления технологического отставания ряда
секторов и сфер производства;
2) высокий уровень
экономического потенциала на территории Новосибирской области,
концентрация экономической активности в Новосибирской агломерации при
относительно слабом развитии остальных территорий Новосибирской области;
3) недостаточный уровень
развития энергетической и
инфраструктуры на территории Новосибирской области (в частности – серьезное
отставание Новосибирской области от среднероссийского уровня в области
газификации жилья и коммунальной сферы);
4) неразвитость транспортной инфраструктуры с точки зрения соответствия
автодорожной сети современным мировым стандартам;
5) потенциал развития
сельской экономики
используется недостаточно, она недостаточно диверсифицирована, не
обеспечивается полный цикл переработки сельскохозяйственной продукции, не в
полной мере используются современные инновационные технологии в сельском
хозяйстве;
6) сокращение численности трудовых ресурсов области, в том числе в связи
с отрицательным естественным приростом населения, несоответствие структуры
спроса и предложения на рынке труда, дефицит высокопрофессиональных кадров;
7) относительно низкий уровень доходов населения на фоне высокой
дифференциации населения по доходам и высокой доли населения с доходами
ниже прожиточного минимума;
8) отставание от
ряде муниципальных образований Новосибирской области, низкий уровень
качества жилищных условий во многих муниципальных образованиях.
Транспортный комплекс в совокупности с географическим положением
Новосибирской области является важнейшим конкурентным преимуществом,
которое должно быть сохранено, развито и максимально эффективно
использовано.
Транспортный комплекс является одной из отраслей специализации
экономики области, его доля в валовом региональном продукте составляет 12,1%,
что на 4,5 процентных пункта выше, чем общероссийские показатели (доля
транспорта в ВВП РФ – 7,6 %).
Новосибирская область, располагающая всеми современными видами
транспорта – железнодорожным, автомобильным, водным, авиационным,
является крупнейшим транспортно-распределительным узлом Сибири и Дальнего
Востока.
Необходимо отметить ряд факторов, которые негативно влияют на
активный рост Новосибирской агломерации, развитие новосибирского
транспортно-логистического узла и развитие транспортного комплекса
Новосибирской области в целом:
1) потребность в пассажирском транспорте, связанная с трудовой
миграцией населения в пригороде Новосибирска, не удовлетворяется
существующей системой пассажирских пригородных и внутригородских
перевозок;
2) несоответствие темпов
развития автодорожной и
инфраструктуры темпам развития новых промышленных, транспортных,
логистических объектов;
3) требуется модернизация
и восстановление сети
Новосибирской области для обеспечения развития Новосибирской агломерации и
новосибирского транспортно-логистического узла и обеспечения
внутриобластных перевозок;
4) недостаточный темп
развития инфраструктуры
транспорта для обеспечения пассажирских перевозок в зонах активного
экономического развития Новосибирской области и для обеспечения транзитных
грузовых и пассажирских перевозок по Транссибирской железнодорожной
магистрали, проходящей по территории области;
5) недостаток контейнерных
терминалов для
контейнеров и современных складских комплексов для обеспечения потребностей
Новосибирского транспортно-логистического узла и обслуживания
международных транзитных грузов в западном, восточном и южном
направлениях. В целом по области существует дефицит качественных складских