Развитие кластеров Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:09, практическая работа

Краткое описание

Для России юг Западной Сибири (фактически, являющийся зоной геометрического центра Евразии – Heartland) является одним из важнейших регионов – геополитическим фокусом разнонаправленных потоков и векторов влияния, позволяющим России удержать равновесие в эпоху постоянного возникновения дисбалансов и кризисов и давления разнонаправленной социально-экономической и политической экспансии.

Удержание этого региона требует организации его социально-демографического развития и обеспечения комплексного роста его экономики. Ключевым механизмом для решения этой задачи должно стать создание Новосибирского коридора развития Томск – Новосибирск – Бийск с перспективными ответвлениями Горно-Алтайск – Ташанта – Ховд, обеспечивающим выход в Монголию, и Рубцовск – Семипалатинск с дальнейшим выходом в Китай.

Вложенные файлы: 1 файл

кластеры новосибирск.docx

— 164.66 Кб (Скачать файл)

объектов в размере общей площади 400 – 500 тыс. кв. м;

6) необходимость расширения  маршрутной сети (международной,

российской, межрегиональной) через аэропорт «Толмачево», привлечение новых

авиакомпаний для увеличения объемов обслуженных пассажиров и грузов и

полного использования резервов пропускной способности аэропорта;

7) недостаточный уровень  взаимодействия речного транспорта,

выполняющего межрегиональные перевозки в районы севера Сибири  с целью

доставки  строительных материалов, с железнодорожным транспортом,

осуществляющим перевозку сыпучих грузов от карьеров к портам;

8) общей для всех видов  транспорта проблемой является  износ основных 

фондов, инфраструктуры и парка подвижного состава. Основные фонды всех

видов транспорта Новосибирской области обновляются недостаточными темпами,

степень  их износа в настоящее время составляет 60–68 % (что соответствует

общероссийским показателям).

 

Промышленность

С начала нового тысячелетия Новосибирская область развивалась

устойчиво высокими темпами и практически восстановила свой экономический потенциал, существенно сократившийся в период политических и экономических реформ 90-х годов. По большинству показателей социально-экономического развития она

существенно усилила свои позиции в Сибирском федеральном округе, прочно

закрепившись в группе лидирующих регионов.

Экономический рост обеспечивался созданием благоприятного

предпринимательского климата, ростом деловой активности, раскрытием

инвестиционной привлекательности территории в различных сферах

экономической деятельности, развитием общественной, транспортной и

инженерной инфраструктуры.

Эти преобразования сопровождались усилением диверсификации

производственного комплекса Новосибирской области и формированием

структуры экономики, в которой сочетаются развитие промышленности,

сельского хозяйства, транспорта и связи, логистики, сферы услуг.

В качестве важнейшего фактора социально-экономического развития

области выступает научно-образовательный комплекс  – один из крупнейших на

территории Российской Федерации.

Одно из наиболее значимых достижений последних лет – формирование в

Новосибирской области новой экономической системы, основанной на

инновациях, на прогрессивных управленческих технологиях, ориентации на

развитие человеческого потенциала и переход на устойчивый экономический

рост.

В то же время развитие и размещение производительных сил

Новосибирской области характеризуется рядом проблем, которые могут

оказывать негативное влияние на развитие Новосибирской  области в

долгосрочной перспективе.

1. Технологическое отставание, высокий уровень физического  и морального 

износа основных производственных фондов во многих отраслях и сферах

экономики Новосибирской области.

2. Низкий уровень эффективности  и конкурентоспособности значительного 

числа промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных

предприятий, востребованности их продукции и услуг на отечественном и

зарубежных рынках.

3. Слабая восприимчивость  реального сектора экономики  к инновациям и 

недостаточная ориентация производственных предприятий на выпуск продукции

с высокой добавленной стоимостью.

4. Несоответствие между  уровнем развития научно-образовательного 

потенциала и слабым развитием инновационных секторов промышленности,

отсутствие в структуре хозяйства крупных производств.

5. Преобладание в развитии  сферы услуг традиционного сектора  оптовой и 

розничной торговли и недостаточные темпы роста инновационного сегмента, а

также услуг, связанных с формированием высокого качества жизни населения.

6. Продолжающаяся концентрация  промышленного потенциала,

инфраструктуры, населения в городе Новосибирске и Новосибирской

агломерации при относительно слабом развитии остальных территорий области.

7. Высокий уровень дифференциации  населения, проживающего в 

Новосибирской области, по занятости и уровню доходов, транспортной

мобильности, качеству жилья и  предоставляемых коммунальных услуг,

обеспеченности социальными услугами.

8. Недостаточное использование  ресурсного и природного потенциала 

Новосибирской области в целях экономического развития, формирования среды

комфортного проживания, рекреационных возможностей и оздоровления.

9. Инерционность системы  профессионального образования 

в формировании кадрового потенциала по структуре и качеству

соответствующего потребностям социально-экономического развития в

соответствии с важнейшими стратегическими приоритетами. Недостаточная

активность органов государственной власти Новосибирской области, бизнеса и

населения в формировании общественного заказа на построение современной

системы профессиональной подготовки, обеспечивающей постоянное развитие

профессиональных навыков и знаний трудоспособного населения.

10. Недостаточная эффективность  государственного регулирования,

стимулов и мотиваций хозяйствующих субъектов, органов местного

самоуправления в решении вопросов развития экономики, общественной,

транспортной инфраструктуры, инженерных сетей в соответствии с принятыми

приоритетами развития.

Государственная политика региона

 

Механизм реализации управленческой политики представляет собой

целостную интегральную систему взаимосвязанных программ, мероприятий,

нормативов, методов и средств управления, направленных на организацию

деятельности органов государственной власти Новосибирской области, местного

самоуправления, бизнеса и населения по обеспечению устойчивого

функционирования и эффективного развития той или иной сферы.

В основе реализации управленческих политик областных исполнительных

органов государственной власти лежит система принципов, через призму которых

рассматриваются управленческие решения, принимаемые на областном и

муниципальном уровне.

К важнейшим из них относятся:

1) согласованность  и скоординированность действий органов

государственной власти Новосибирской области, местного самоуправления и

бизнеса в вопросах развития и функционирования экономики и социальной

сферы;

2) согласование  интересов развития отдельных  территорий, при котором

меры по поддержке функционирования и развития одних муниципальных

образований не должны ухудшать социально-экономическую и демографическую

ситуацию на территории других муниципальных образований;

3) социальная  ориентация развития, обеспечивающая  рост занятости

населения, создание высокодоходных рабочих мест, повышение качества жизни,

развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг;

4) использование  кластерного и технопаркового подходов к формированию

современных конкурентоспособных структур в экономической сфере;

5) широкое  участие представителей экспертного  и научного сообщества в

формировании целей, задач и выработке механизмов реализации управленческих

политик;

6) открытость  реализации управленческой политики: действия по ее

разработке и реализации должны быть доступны для анализа и обсуждения всеми

заинтересованными субъектами.

Механизмы реализации управленческих политик по конкретным

направлениям деятельности включают организационные, экономические,

финансовые и правовые методы и формы достижения поставленных целей и

задач.

Механизмами реализации управленческих политик являются:

1) целевые  программы, направленные на достижение  целей развития видов

деятельности (ведомственные целевые программы), либо на достижение

стратегических целей и решение проблем, требующих комплексного подхода

(долгосрочные  целевые программы);

2) межмуниципальные  инвестиционные проекты, а также  инвестиционные

проекты, направленные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры

муниципальных образований;

3) планы действий  органов государственной власти  Новосибирской

области, органов местного самоуправления Новосибирской области по

комплексному развитию территорий Новосибирской области;

4) специализированные  фонды и агентства, формируемые  органами

государственной власти Новосибирской области с целью развития

производственной и социальной инфраструктуры, роста конкурентоспособности,

стимулирования инноваций, развития малого и среднего предпринимательства,

развития аграрного сектора;

5) государственно-частное  партнерство по реализации программ, проектов и

иных мероприятий как в экономической, так и в социальной сфере;

6) проведение  конкурсов по поддержке проектов, разрабатываемых в

различных видах деятельности;

7) меры бюджетно-налогового  регулирования;

8) развитие  и совершенствование нормативно-правовой  базы;

9) государственный  заказ Новосибирской области  и совершенствование его

организации;

10) формирование  и развитие технопарковых и кластерных структур;

11) система  стимулов и мотиваций деятельности  муниципальных

образований, предприятий и организаций к развитию в соответствии со

стратегическими направлениями преобразований в Новосибирской области;

12) управление  бюджетными ресурсами в интересах  ускорения социально-

экономического развития;

13) создание  в Новосибирской области электронного  правительства,

внедрение перспективных информационно-коммуникационных технологий в

практику государственного управления.

Для реализации управленческих политик органами государственной власти

Новосибирской области формируется совокупность тех или иных механизмов,

сочетание которых является наиболее действенным и эффективным для решения

выявленных проблем и достижения поставленных целей социально-

экономического развития области.

Ресурсное обеспечение реализации Программы будет осуществляться за

счет:

средств федерального бюджета;

средств областного бюджета;

средств местных бюджетов;

внебюджетных средств.__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

Решение поставленных Программой задач позволит обеспечить к 2015 году

достижение следующей динамики основных показателей социально-

экономического развития области:

Достижение перечисленных выше количественных показателей будет

сопровождаться позитивными качественными изменениями в экономике и

социальной сфере, прежде всего в повышении эффективности производства,

расширении инновационной, предпринимательской и социальной активности

населения, развитии общественной инфраструктуры, развитии человеческого

потенциала, росте культуры и духовности и развитии общественных инициатив.

Одним из важнейших результатов реализации Программы будет повышение

и выравнивание уровня жизни населения на всей территории Новосибирской

Информация о работе Развитие кластеров Новосибирска