Развитие коммерческо-посреднической деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 02:29, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития национальной экономики в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды становится актуальным не только общее совершенствование существующих технологий организации посреднической деятельности, но и внедрение новых для экономики методик продвижения товара.
Как для производителя, так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Коммерческо-посредническая деятельность как элемент коммерческой деятельности. 5
Сущность и функции коммерческо-посреднической деятельности. 5
Основные виды и формы коммерческо-посреднических фирм. 12
Виды услуг оказываемых коммерческо-посредническими организациями. 27
Зарубежный опыт коммерческо-посреднической деятельности. 31
Глава II. Коммерческо-посредническая деятельность в условиях Республики Казахстан. 39
Среда коммерческо-посреднического предпринимательства. 39
2.2 Современное состояние коммерческо-посреднического предпринимательства в Республике Казахстан. 44
2.3. Проблемы и пути развития коммерческо-посреднического предпринимательства в Республике Казахстан. 48
Заключение. 57
Список литературы. 60

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие коммерческо-посреднической деятельности в РК..doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Посреднический бизнес получил распространение и в  среде высоких технологий. В Казахстане действует огромное количество фирм предлагающих высокотехнологическую  продукцию известстных мировых  компаний. Наиболее известными отечественными поставщиками IT технологий являются “Алси”, ”Глотур”, ”Sulpac”, ”Сименс-Казахстан”, и др.. Однако среди отечественных компаний существуют и такие, которые частично дорабатывают ввозимую продукцию, то есть осуществляют отечественную сборку, хотя это никак не является производством в чистом виде, именно поэтому такие предприятия в большей части являются посредническими, а не производственными (Алси, Глотур, Логиком, Сименс- Казахстан и т.д.).

В Казахстане также получил  распространение инжиниринговый бизнес, который является, как уже было сказано в первой главе, подвидом посреднических услуг. Чаще всего основными потребителями инжиниринговых услуг являются крупные предприятия-заказчики, или государство. В 1996 году Правительство Республика Казахстан объявило тендер по автоматизации и создании единого центра по управлению таможенной службы республики, и ее инфраструктуры. Победителем тендера стала отечественная компания “Акцепт”. Данная фирма при помощи американской компании “Hewllet-Packard” произвела полное переоборудование таможенной системы Республика Казахстан, и в продолжении еще 2-х лет вела единоличный контроль и управление республиканской таможни.23

Так же новым видом  посреднического бизнеса стало  предоставление Internet услуг, или “провайдерство”. На сегодняшний день в Республике Казахстан работают более десятка фирм предоставляющих услуги Internet провайдера (Алси, Казинтел, Казахтелеком, Нурсат, Кателко, Астел-Арна Спринт, Лортон, и т. д.). Посредничество, как бы это странно ни звучало, получило непосредственное развитие и в самом Internet, в виде электронного бизнеса (продажа товаров и услуг через сеть). В Казахстане фирм предоставляющих свои товары и услуги через Internet можно по пальцам пересчитать, но, тем не менее, такие существую – KupiDa, Smak.

Посредничество получило развитие и в сфере СМИ. Многие отечественные теле и радио компании занимаются ретрансляцией  импортной  теле продукции. К примеру, телекомпании Казахстана во всю передают российскую телепродукцию, особое распространение это получило в регионах Казахстана. Радиокомпании практически полностью переквалифицировались на ретрансляцию российских радиостанций (Рик – “Русское Радио Казахстан”, “Европа плюс Казахстан”, “Хит FM Хабар”).

Классическим фирмой-посредником  в Казахстане является “Бутя”. Данная фирма занимается исключительно торговым бизнесом, став за все время своего существования дилером и дистрибьютором более десятка мировых торговых марок (“Reebok”, ”Adidas”, ”Nike”, ”Phillips”, ”Indesit”, и т.д.), а также имеет крупную сеть магазинов типа “Cash & Carry”.

Одной из самых  серьезных проблем сегодня для  посреднического бизнеса является монополизация рынка государственных, обязательных услуг по контролю качества через посредников в лице республиканских государственных предприятий (РГП), созданных по решению министерств и других государственных органов.

К ним относятся  «Госэкспертиза», «Городская ветеринарная лаборатория г. Алматы», «Казсертико», «Алматинский центр стандартизации и метрологии», «Госстройлицензия», «Госархстройинспекция» и другие.

Общее количество РГП по различным подсчетам колеблется от 700 до 800 и выше. Данные предприятия осуществляют контрольные и надзорные функции, фактически подменяя деятельность государственных органов власти и управления, при этом необоснованно получая прибыль.21

В качестве примера  можно отметить, что за сертификат соответствия небольшого СТО взимается сумма до 300000 тенге, а сертификация одной модели обуви обойдется в 2500 тенге.21

Для тех РГП, у которых  есть конкуренты на рынке, изначально предусмотрены льготы. Так, если частную фирму могут проверять все контролирующие органы, то РГП не проверяет даже налоговая инспекция, за исключением разве что ведомственных контролеров. В таких условиях создается почва для злоупотреблений.

Таким образом, заведомо формируются неравные условия для конкуренции, что приводит к искусственной монополизации рынков, где имеются РГП.

Для решения данной проблемы следует внести в Закон «О госпредприятии»  поправки о том, что приоритетной в деятельности РГП должна быть сфера материального производства, а в сфере услуг РГП должны работать на равных условиях с частным бизнесом. Выдача и контроль лицензий должны находиться в руках государственных органов.

Вывод: Наибольшее число малых и средних предприятий сосредоточено в сфере торговли. Их удельный вес в общем числе предприятий отрасли увеличился с конца 1999 года с 34,5% до 36,2%. В тоже время коммерческо-посредническое предпринимательство явно не исчерпало свои возможности к росту, главной причиной которому являются не эффективная правовая база и труднодоступность кредитных ресурсов.

 

 

2.3. Проблемы и пути  развития коммерческо-посреднического  предпринимательства.

 

 

Несмотря на то, что  коммерческо-посреднический бизнес и  предпринимательство в Республике Казахстан в последние годы получили широкое развитие, многие фирмы испытывают ряд трудностей. Результаты обследования малых и средних предприятий, проведенного Управлением статистики Карагандинской области, занимающей третье место по числу малых и средних предприятий (8,2%), выявили следующие проблемы, сдерживающие развитие бизнеса:21

• трудности в получении кредитов;

• несовершенство налоговой  политики;

• нестабильность общеэкономической  ситуации.

Финансовая  обеспеченность предприятий - одна из главных проблем  предпринимательства. Одним из основных источников являются кредиты банков второго уровня, предоставляемые субъектам предпринимательства.

Нынешнее положение  на рынке кредитных ресурсов республики характеризуется недостаточной доступностью финансовых и кредитных средств для компаний. Это объясняется тем, что, во-первых, на рынке установились высокие процентные ставки, составляющие в среднем 20-25%, во-вторых, коротким сроком, на который выдается кредит, и, в-третьих, отсутствием у многих коммерческих структур ликвидного залогового имущества, которое отвечало бы требованием банков. Предприятия малого бизнеса зачастую имеют затруднения с формированием качественных бизнес-планов, необходимых для получения кредитов.

Наибольшие трудности при получении кредитов испытывают начинающие предприниматели, что обусловлено нежеланием банков вкладывать деньги в организации, не имеющие стабильного дохода. Кроме того, у начинающих предпринимателей велика вероятность банкротства, что также является немаловажной причиной отказа банков в их кредитовании.

Коммерческо-посредническое предпринимательство обладает рядом  особенностей, делающих этот вид бизнеса  наиболее привлекательным. К ним  относятся:

• быстрая окупаемость вложений по сравнению с другими видами бизнеса;

• современные казахстанские посредники, за редким исключением, ориентированы на внутренний рынок;

• весьма гибкое реагирование на изменение состояния рынка, в частности, на изменение спроса;

• активная инвестиционная политика коммерческо-посреднических структур, что вносит значительный вклад в поддержание конкурентной среды и стимулирует обновление производимого ассортимента, в том числе внедрение новых технологий;

• мобильность посреднического бизнеса, которая позволяет им быть посредниками между крупными предприятиями;

• на современном этапе посредническое предпринимательство является одним из факторов, способствующих оздоровлению крупных неэффективно работающих предприятий.

Сложившаяся ситуация не дает возможности субъектам коммерческо-посреднического бизнеса реализовать в полной мере свои возможности.

Государство не может эффективно проводить экономические  реформы, сталкивается со следующими серьезными проблемами:

• сокрытие налогов, что ведет к задержкам или невыплате зарплаты бюджетникам, пенсий; закрытию социальных программ, а это приводит к росту социальной напряженности в обществе;

• несовершенство, запутанность нормативной базы;

• коррумпированность госчиновников;

• наличие «серой» и «черной» экономики, из-за чего бюджет теряет огромные средства;

• ограниченность притока иностранных инвестиций в экономику страны.

Посреднические  структуры в своей деятельности сталкиваются со следующими проблемами:

• Низкая конкурентоспособность, поскольку избыточное регулирование ведет к увеличению затрат на коммерческо-посреднические услуги.

• Неработающие законы, поскольку они не согласовываются с теми, для кого предназначены и отсутствуют механизмы приведения положений закона в действие.

• Неразвитая инфраструктура малого предпринимательства

• Проблемы с вложением инвестиций в производство, созданием новых рабочих мест из-за высоких налогов, которые ведут к повышению стоимости продукции и услуг. В условиях такого налогового пресса значительная часть малого бизнеса, чтобы выжить, вынуждена уходить в теневой бизнес.

• Недобросовестная конкуренция, связанная с предоставлением неоправданных налоговых льгот некоторым коммерческим структурам, в том числе и коммерческо-посредническим компаниям.

Для решения этих проблем необходимо наладить тесный контакт и диалог между предпринимателями и государственными органами по вопросам политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса.

 

Какие результаты можно ожидать от такого сотрудничества:

• Более глубокое понимание правительством, властью на местах проблем развития коммерческо-посреднического бизнеса.

• Даст возможность проводить консультации на ранних этапах разработки законодательных актов.

• Создаст новый механизм лоббирования своих взглядов.

• Установление равноправного диалога предпринимателей и власти будут способствовать появлению важных законодательных инициатив и они, в свою очередь, могут стать буфером для слишком частых изменений в государственной политике.

• Возможность вести постоянный мониторинг состояния дел в посредническом бизнесе.

Пути развития коммерческо-посреднического предпринимательства.  Для того, чтобы радикально влиять на ситуацию в стране, необходимо, чтобы сами коммерческо-посреднические структуры вместе со всем отечественным предпринимательством были причастны к принимаемым решениям. Требуется не просто лоббировать какие-либо частные проблемы через посредников (депутатов, чиновников), а решать проблему в принципе.

Какие рычаги влияния для этого можно использовать?

• Непосредственное участие в законодательном процессе, в структурах представительной власти в лице своих депутатов в мажилисе, маспихатах.

• Входить в составы комиссий, экспертных советов, рабочих групп Правительства, министерств и ведомств и непосредственно влиять на корректировку, совершенствование действующих законов.

• Выпускать информационный бюллетень Форума предпринимателей, через который можно наладить обратную связь со своими членами в регионах, создать механизм оперативного реагирования на действия властей в центре и на местах.

• Формировать общественное мнение через СМИ (пресс-релизы, интервью, статьи на TV, радио, газетах), проводя пресс-конференции, круглые столы с участием представителей бизнеса, госчиновников, общественных объединений, международных организаций.

• Привлекать специалистов для анализа, экспертизы проектов законов, действующих нормативных документов для аргументированного диалога с органами власти.

• Тесно сотрудничать с международными неправительственными организациями, посольствами, с тем, чтобы опираясь на принципы международного права, авторитет организаций, влиять на Правительство.

• Координировать свою деятельность с другими общественными объединениями для решения конкретных вопросов.

Успешное решение  задач, стоящих перед предпринимателями, зависит и от того, как общественность воспринимает роль нарождающегося среднего класса.

Поэтому очень  важно формировать положительный  образ предпринимателя, в особенности  посредника, показывать его участие в социальной сфере жизни общества.

В этой связи  можно отметить, что интересы Форума, предпринимателей объективно совпадают с интересами подавляющей части населения.

Деловая активность предпринимателей дает возможность  людям получать работу и средства к существованию. А, как известно, предоставление рабочих мест  один из видов социальной защиты.

Увеличение  рабочих мест ведет к увеличению налогооблагаемой базы, а налоги являются основным источником для выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, финансирования социальных программ. В свою очередь, уровень поступления налогов в бюджет показывает и эффективность управления правительства.

Анализ международного опыта торгово-посреднической деятельности и ее правового регулирования  позволяет сделать вывод о  том, что посредники играют важную роль в  торговом обороте, а их грамотное  использование позволяет экономить средства, время и повышает эффективность внешнеэкономической деятельности.

Использование инструмента  посредничества особенно важно для  казахстанских промышленных и коммерческих структур, подавляющая часть которых  в силу специфики своей деятельности и необходимости крупных капиталовложений не готовы пока к созданию собственной сбытовой сети за рубежом. Особенно незаменимы торговые посредники для тех отечественных организаций, которые впервые выходят на внешний рынок или же недавно начали его освоение.

Информация о работе Развитие коммерческо-посреднической деятельности в Республике Казахстан