Развитие конфликта: этапы, стадии, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Оглавление:


Введение
Целью данной работы является изучения вопроса о конфликте как виде социальных противоречий.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие и сущность социального конфликта;
Изучить классификацию социальных конфликтов;
Рассмотреть этапы и стадии развития социальных конфликтов;
Изучить пути решения социальных конфликтов.

Содержание

Введение 2
1 Природа социального конфликта 3
1.1 Понятие и функции социального конфликта 3
1.2 Классификация социальных конфликтов 5
2 Развитие конфликта: этапы, стадии, пути решения 10
2.1 Этапы и стадии развития социальных конфликтов 10
2.2 Пути и способы разрешения социальных конфликтов 13
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Конфликт как вид социальных противоречий.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Существует множество  видов социальных конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

 

2 Развитие конфликта: этапы, стадии, пути решения

2.1 Этапы и стадии развития социальных конфликтов

 

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти  две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы.6

Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации – накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Можно охарактеризовать эту стадию понятием «социальная напряженность». Социальная напряженность – это особое социально – психологическое состояние общественного сознания и поведения индивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий, характеризуется повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля. Обострение социальной напряженности означает начало новой фазы развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого – то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. Во второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности к неприязни, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, что стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликта. «Сила» – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:7

    • физическую силу, включая и технические средства, применяемые как инструмент насилия;
    • информационно – цивилизованную форму (силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения);
    • социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень области, престиж и т. д.);
    • прочие ресурсы – деньги, территория, число сторонников и т.д.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние  на развитие конфликтных отношений  оказывает окружающая среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать источником внешней поддержки участников конфликта, сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая фаза конфликтного поведения порождает тенденцию  к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. В этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте, его намерениях, ресурсах и т. д. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе, друг о друге и о внешней среде.

Может быть также и  то, что конфликтующие стороны  или одна из них исчерпали свои ресурсы. Все это служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения.

Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора». Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально – психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально – психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:8

  • Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.
  • Инициирующая сторона – причины и характер ее действий.
  • Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта – изменения исходного положения дел.
  • Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.
  • Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
  • Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
  • Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон.
  • Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
  • Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
  • Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов иной стороны.
  • Новый этап социального взаимодействия.

 

2.2 Пути и способы разрешения социальных конфликтов

 

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования  социального конфликта  – его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, нарушений дисциплины, увольнений.

Предупреждение конфликта  входит в понятие управление конфликтом. Основные способы разрешения конфликта на разных его стадиях:9

 

Таблица 2.1 Этап конфликта

Этап конфликта

Содержание управления

1

Предконфликт

Прогнозирование

Предупреждение /стимулирование

2

Осознание конфликтной  ситуации хотя бы одной из сторон

Предупреждение /стимулирование

3

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

4

Эскалация конфликта

Регулирование

5

Разрешение или затухание  конфликта

Разрешение


 

Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная наука сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов.

Одним из важных условий  является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликтной ситуации.

Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в тоже время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе.

Здесь возможно использование  целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с  участием третьей стороны и т. д.

Из всего вышеизложенного  видно, что, во – первых, социальный конфликт никогда не разрешается одним махом; во – вторых, социальный конфликт только логически разрешается в двустороннем конфликте, но не социологически; в – третьих, решение конфликта не ограничивается простым изменением ситуации, поскольку оценка ситуации зависит от ее восприятия, т. е. ситуативные и глубинные, причинные моменты тесно переплетены между собой; в – четвертых, социальный конфликт – всегда метаконфликт.

В конфликтологии рассматриваются  в качестве приоритетных четыре возможных средства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешению конфликта:

  • Средства убеждения. Они возможны, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого. Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере.
  • Навязывание норм. Нормы навязываются соперникам извне, ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток – отсутствие достаточной гибкости.
  • Материальное стимулирование – используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как – то компенсировать свои потери. Посредством стимулирования можно выработать минимум доверия, в основе которого можно выработать более или менее приемлемое решение конфликта. Преимущество этого способа – в его гибкости. Недостаток – в его малом практическом применении, относительная безрезультативность и слабая нормативность.
  • Использование власти – применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности применяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваются между собой.

Предполагается, что возможность  влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

  • во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
  • стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
  • стороны должны демонстрировать взаимное уважение;
  • участники переговоров должны стремиться превратить содержательную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного .обмена мнениями;
  • все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность сво<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0

Информация о работе Развитие конфликта: этапы, стадии, пути решения