Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:36, курсовая работа
Управление в условиях рынка получило название менеджмент. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Важнейшая цель менеджмента - экономическая эффективность, а важнейшая функция - управление бизнесом.
Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Введение………………………………………………………………….2
Принципы формирования российского менеджмента………………..3
Факторы, влияющие на формирование менеджмента в России……..5
История развития менеджмента в России……………………………..7
Состояние и проблемы менеджмента в современной России……….12
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………….17
Транспортная задача №12………………………………………………...18
Проблемы
научной организации труда
Крупный
вклад в развитие
операции
он классифицировал по
В 30-е гг.
была проделана большая
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования [3].
В послевоенный
период времени возобновилась
научная и практическая работа
в области организации и
хозяйства
(совнархозы) экономических
К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.
К ним относятся:
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение
социально-экономического
В связи
с произошедшими серьезными
1) внесение отдельных
элементов рынка в
2) быстрый переход
к рынку без какого-либо
3) создание системы
управления на основе
Этот вариант
совершенствования системы
Другая комиссия
под руководством академика С.
Шаталина подготовила
По итогам
дискуссии был принят
Однако, несмотря
на принятые меры, не удалось
приостановить развала
Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
4. Состояние
и проблемы менеджмента в
Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные особенности современного этапа российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса.
Россия находится на переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:
- достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;
- изменение стереотипов сознания и поведения;
- подготовка кадров новой формации.
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.
В настоящее время приблизительно 30—40% общего объема промышленной продукции приходится на изделия, которые выпускает только один производитель, что говорит о монополизме экономики страны, что также не дает свободно развиваться системе менеджмента в малом бизнесе и на местах.
В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди — это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия[6]. С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло не так много времени, за этот срок еще не окончательно сформировалась новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики. Поэтому большое количество работников в стране (60% по данным НИИ труда России) все еще имеет «советское» трудовое сознание. Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. Между тем, по официально опубликованным данным, часовая выработка производственных рабочих в обрабатывающей промышленности нашей страны составляет лишь 20 % от аналогичного показателя в США. По этому показателю нас обогнали не только наиболее развитые в экономическом отношении страны, но и такие государства, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Португалия, Греция и другие, которые традиционно относятся к развивающимся [5].
Другой субъект рыночных отношений — руководитель. Типичный представитель руководства — это администрация государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.
Но лишь один из четырех руководителей, по данным НИИ труда России, читает литературу по социологии и психологии труда, экономике, финансам, менеджменту и маркетингу. На предприятиях, возглавляемых такими руководителями, продолжают процветать административно-командные методы управления, силовой нажим. В 2005 г. газета было проведено исследование, в ходе которого были выявлены представления российских руководителей о менеджменте в России. В опросе приняли участие 256 руководителей из 8 городов России. Оказалось, что большинство руководителей не смогли правильно определить менеджмент, а отождествляли его с планированием (5,9%), управлением (3,1 %), предпринимательством (17.6%), одним из видов бизнеса (7,4%). Многие руководители просто дали собственное определение менеджменту [2].
Вопросам формирования общей стратегии предприятия, повышению конкурентоспособности предприятия на рынке, созданию условий для профессиональной подготовки работников, привлечению работников к управлению производством уделяется традиционно мало внимания.
Таким образом,
главная трудность в
Заключение
Управление предприятием заключается в умении рационально управлять ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.
Изменения
в экономике России, связанные
с переходом к рыночным
Специфичность системы управления бизнесом на отечественных предприятиях связана, прежде всего, с тем, что, действуя в искусственной среде, эта система оказалась вне эволюционной логики развития, типичной для всех развитых стран. Главная трудность в реформировании бывшей советской системы — это люди. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению [2].
Осторожный,
длительный подход к развитию
российского менеджмента,
Подготовка
современных менеджеров-
В современных условиях экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям. России остро не хватает современных эффективных менеджеров, поэтому очень важно для России развитие собственной модели менеджмента на основе адаптации передового зарубежного опыта и воспитание на ее основе грамотных менеджеров.
Список использованной литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2005 г.
2. Дука Б., Печерский А. Холдинги. — М.: 2001.
3. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
4. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 2004 г.
5. В. Анташов, Г.Уварова Основы менеджмента. 2006 г.
6. Н. И. Кабушкин. Основы менеджмента. Учебное пособие. Новое издание 2005 г.