Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:13, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы жизненного цикла организации (ЖЦО)
Понятие жизненного цикла
Модели жизненного цикла
Анализ моделей ЖЦО
Развитие предприятия с точки зрения жизненного цикла
Графическая модель И. Адизеса
Этапы жизненного цикла организации
Применение теорий жизненного цикла к российскому рынку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3) Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972).
При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.
Таким образом, жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция – бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода .
4) У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974).
В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.
5) Ф.Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).
На различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.
Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.
На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур.
Третья стадия характеризуется приданием особого значения постановке целей и получению прибыли.
На четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов и институализации структур.
6)Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура» (1978).
Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого рассматриваются три основные стадии развития организации: стадия простых систем; устойчивая стадия организации;
стадия разработки структур.
Представление социальной организации в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации .
7)Р.Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).
В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.
8) Дж. Кимберли: “Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой” (1979). Изучение создания и развития медицинских школ позволило Кимберли создать принципиально отличающуюся модель развития организаций. Он утверждает, что первая распознаваемая стадия возникает еще до фактического создания организации. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии. Все это приводит к переходу на вторую стадию развития, включающую выбор “главных схем перемещения”, найм персонала. Третья стадия включает формирование организационной идентичности. На четвертой стадии правила становятся более ригидными, структура - формализованной, организация становится более консервативной и предсказуемой в ответ на давление внешней среды.
9) И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).
В своем исследовании автор проводит аналогию эволюции организации со схожими биологическими процессами, происходящими в развитии живых организмов, что позволяет характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую. Процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный и заранее предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы. Однако исследователем выявлено основное отличие организационного развития от биологического: в состоянии расцвета организация может находиться долгое время при условии обеспечения верного стратегического и тактического управления. Помимо этого организация может восстановиться и продолжить свой рост, даже если в настоящее время находится на стадии спада при условии внедрения принципиально нового стиля руководства, при необходимости – смены ориентиров, ценностей, установок и т.д.
Чтобы
перейти к теме развития организации с
точки зрения жизненного цикла мы должны
провести анализ моделей.
1.3. Анализ
моделей ЖЦО
Первое, что следует отметить, проводя анализ моделей - это параметры, некоторые ориентиры, по которым этот анализ можно провести и по которым эти классификации можно сравнивать. Как видно из описания различных подходов, у их авторов не сложилось единого мнения ни о механизмах развития, ни о структуре, ни об источниках, ни о форме изменений. Результатом является эффект “Вавилонской башни”, когда различные аспекты развития рассматриваются с разных точек зрения и с разных оснований, и в результате перенести эти классификации в практику представляется сложной задачей. Это связано еще и с тем, что ни одним из авторов моделей не было проведено полноценного и долгосрочного экспериментального исследования для подтверждения валидности предложенных моделей. Выделение стадий развития было основано либо на различных типах уже существующих организаций, либо на устойчивых характеристиках организаций, преодолевших разные стадии развития. Как отмечают Д. Миллер и П. Фризен, проведение такого рода исследований затруднено по следующим причинам:
- во-первых,
организации к моменту
- во-вторых, период рождения организации может занимать до нескольких лет и изучение процесса создания разных организаций может дать отличающиеся результаты;
- в-третьих,
широко известные фирмы
- в четвертых, существует два источника искажения публикуемой информации: историки могут представлять искаженные данные, и субъективная интерпретация полученной информации самими исследователями.
Следующее замечание касается оснований выделения классификаций. Несмотря на то, что все эти десять моделей базируются на различных организационных феноменах (структура, индивидуальное мышление, функциональные проблемы, стили лидерства и т.д.), можно заметить, что все эти модели описывают в той или иной степени похожие жизненные циклы организации. Некоторые авторы выделяют подстадии. Д. Миллер и П.Фризен, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии выделяют пять объективных стадий развития: Рождение, Развитие, Зрелость, Расцвет, Упадок. В приложении даны объективные характеристики каждого этапа. С практической точки зрения важно то, как распознать в реальной жизнедеятельности организации периоды прохождения той или иной стадии. Как мы отмечали выше, это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации.
Д. Миллер и П. Фризен частично ответили на этот вопрос, выделив критерии, по которым можно (по их мнению), определить на какой стадии развития находится организации (см. рис. 1.).
К
сожалению, в авторы не рассматривают
продолжительность прохождения организациями
каждой стадии. Многие руководители пытаются
соотнести стадии развития с возрастом
их организации, но могут получить ответ
лишь со значительным трудом. А ведь возраст
организации - наиболее очевидный способ
соотнесения реального положения дел
с модельной стадией жизненного цикла.
В данном отношении было бы полезно воспользоваться
опытом психологов, которые разработали
инструменты соотнесения физического
и психологического возраста у ребенка.
Вспомним хотя бы тестовые методы измерения
коэффициента интеллектуальности (IQ).
Рис. 1. Критерии определения стадии развития организации
Фазы развития | Критерии |
Рождение | Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник |
Развитие | Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована |
Зрелость | Уровень продаж
растет, но прирост составляет менее
15%, более бюрократическая |
Расцвет | Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования |
Спад | Ограничение выпуска продукции, прибыль падает |
На темпы «взросления» организации сильное влияние оказывает острота конкуренции на рынке. “Скорость, с которой организация проходит стадии развития, тесно связана с рыночной окружающей средой. В то время как эволюционные периоды имеют тенденцию быть относительно короткими в быстрорастущих отраслях промышленности, намного более длинные эволюционные периоды длятся в зрелых или медленно растущих отраслях,” - отмечает Л.Грейнер.
Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они согласны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.
Еще
два важных аспекта, которые упускаются
в большинстве моделей. Как правило, стадии
раннего развития и распада, или смерти
игнорируются. Мало известно о развитии
организации на стадии зарождения, т.е.
до того, как организация начинает свое
формальное существование (этому вопросу
уделяет внимание Л. Грейнер, И. Адизес,
Дж. Кимберли). А между тем в мемуарах успешных
менеджеров очень много свидетельств
о том, как задумывались нынешние компании
– лидеры бизнеса. С другой стороны, кроме
И.Адизеса больше никто не уделил должного
внимания стадии распада и смерти. , выделяя
отдельные подстадии развития, предложенная
им модель наиболее оптимальна для рассмотрения
в данной работе. Именно эта модель будет
рассмотрена ниже с описанием отдельных
этапов жизненного цикла организации.
2. Развитие предприятия с точки зрения жизненного цикла
2.1. Графическая модель И. Адизеса.
И. Адизес разработал модель жизненного цикла организации, состоящую из 10 этапов, которые можно разделить на 2 группы: стадии роста и стадии старения. Рост начинается с момента зарождения организации и продолжается вплоть до расцвета компании, после чего наступает неизбежное старение организации. Старение происходит с этапа стабилизации и заканчивается смертью (ликвидацией) фирмы.
На рис.2 изображена графическая модель жизненного цикла организации по И. Адизесу, на которой видна кривая, отражающая все этапы, проходимые компанией за время существования.
Рис. 2.
Кривая жизненного цикла
организации по И.Адизесу
В дальнейшем будут рассмотрены все отраженные
на графике стадии, с описанием возможных
трудностей и проблем, возникающих, по
мнению автора, на каждой из них. Исследователь
акцентирует внимание на том факте, что
непреодоленные вовремя «болезни роста»
(т.е. трудности, появление которых обусловлено
незрелостью компании) могут стать организационными
патологиями. Иными словами подобные явления
могут спровоцировать возникновение таких
проблем, которые компания своими силами
решить уже не в состоянии. Задачей
руководителя на любом этапе является
выявление подобных проблем и своевременное
их решение. Однако для каждой стадии развития
необходимы свои тактические приемы и
способы принятия управленческих решений.
Далее для некоторых этапов жизненного
цикла будут приведены примеры возможных
действий руководителя при наличии тех
или иных проблем, присущих определенным
этапам.
Информация о работе Развитие организации с точки зрения жизненного цикла