Развитие организационно-управленческой теории К.Левина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование научного вклада К.Левина в формирование организационно-управленческую доктрине.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучение содержания теории организации;
2) описание классификации К. Левина;
3) рассмотрение силового поля изменения;
4) изучение трехступенчатого подхода К.Левина.

Содержание

Введение…………………………………………………….....…….…………….3
Глава 1.Теоретические основы изучения организационно-управленческой теории ……..……………………………………………..…………..……………5
1.1. Содержание теории организации…………………………………….5
1.2. Классификация К. Левина……………………………………..……10
Глава 2. Развитие организационно-управленческой теории К.Левина
2.1. Силовое поле изменений…………………………………………….
2.2 Трехступенчатый подход К.Левина
Заключение………..………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Работа 494214.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

В условиях «консультативной» управляющий доверяет подчиненным, консультируется с ними,  устремляться  применять  все  фаворитные  рекомендации, которые  дают  подчиненные.  Посреди  стимулирующих  мер  доминирует  поощрение, а  наказание  используется  в  исключительных  случаях.  Сотрудники  удовлетворены  такой  системой  управления,  невзирая  на то, что  большая часть  решений подсказывается им  сверху. Подчиненные  пытаются оказать  собственному  начальнику  содействие  и  помочь  морально  в  нужных  случаях.

«Партисипативная»  разновидность  демократического  стиля  управления  базирована  на том,  что  руководители  вполне  верят  подчиненным  во всех  вопросах,  постоянно  их  слушают  и  используют все их предложения, организуют  обмен  многосторонней  информацией,  завлекают  подчиненных к постановке целей и  контролю  за  их исполнением.

Традиционно  демократический  стиль  управления  используется  в том случае,  когда исполнители отлично разбираются в исполняемой работе, и имеют все шансы  внести  в нее  свежесть  и творчество.

Либеральный  стиль  управления  (нейтральный, попустительский). Его сущность состоит в том,  что  управляющий  ставит  пред  исполнителями  проблему,  создает  нужные  организационные условия для их работы, задает  границы  решения, а сам  отступает  на  2-ой  план.  За собой он  сохраняет  функции консультанта,  судьи,  профессионала,  расценивающего  приобретенные  итоги.  Либеральный  стиль  значит  невмешательство, «свободу рук» (от фр. laissez faire – «не трогайте»;  пускай идет, как идет;  пускай  идет само собой).. 

Важные характерные черты 3-х  названных  традиционных  стилей  управления  для наглядности были сведены исследовательской  группой  К. Левина в  единую  таблицу №1 :

 

 

 

 

Таблица №1: Характерные  черты    трех  стилей  руководства :

2

 

Критерий

Авторитарный

Демократический

 Попустительский (либеральный)

1

Постановка целей

Цепи ставит руководитель

Цели — результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

2

Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию

3

Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы

Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют

4

Трудовая атмосфера

Высокая напряженность враждебность

Свободная, дружеская атмосфера

Атмосфера произвола отдельных сотрудников

5

Групповая сплоченность

Покорное, беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

6

Интерес к выполняемым заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

7

Интенсивность (качество) работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

8

Готовность к работе

При отсутствии руководителя перерыв в работе

При отсутствии руководителя продолжение работы

Перерывы в работе по желанию

9

Мотивация труда

Минимальная

Высокая мотивация каждого работника и группы в целом

Минимальная


 

Авторитарный, демократический и либеральный  стили управления  никак не  имеют  между  собой барьера, и на деле  плавно  переходят  друг  в  друга, образуя  постоянную  цепочку. 

В границах перечисленных стилей управления  вероятны  следующие  варианты взаимодействия  управляющего  и подчиненных:

  • руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить;
  • руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;
  • руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
  • руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультаций с подчиненными;
  • руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основании которых принимает решение;
  • руководитель принимает решение совместно с подчиненными;
  • руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение.

В  своем  знаменитом  исследовании  Левин  обнаружил,  что  авторитарное  управление  достигало  исполнения  наибольшего  объема  работы, нежели  демократичное.  Но  на  другой чаше весов были  невысокая  мотивация,  наименьшая  оригинальность,  наименьшее  дружелюбие в группах,  отсутствие  массового  мышления,  большая  агрессивность, проявляемая как к руководителю,  так  и к  остальным  членам  группы, большая  подавляемая  тревога  и  одновременно - наиболее  зависимое и  послушное  поведение.  По  сопоставлению  с демократичным  управлением, при либеральном  размер работы  уменьшается, качество  работы снижается, возникает  больше  игры, и в опросах  выражается  предпочтение   демократичному   руководителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие организационно-управленческой теории К.Левина

2.1. Силовое поле изменений

 

Теория К. Левина так же как теории  остальных  гештальтпсихологов, сложилась под  воздействием  ; усᴨехов  точных  наук - физики, математики. После учебы в университетах Мюнхена и Берлина Левин в 1914 г. получил докторскую  степень. Приняв  предложение  преподавать психологию в психологическом  институте  Берлинского  университета, он с близился с Коффкой, Келером и Вертгеймером. Однако, в  отличие  от  своих коллег, Левин сосредоточился не на исследовании когнитивных  действий, а на  исследовании  личности человека.

Собственную  теорию личности  Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей  название  "теория  психологического  поля". Он сказал: "Концепция  поля  едва  ли  может  быть  названа  теорией  в обыкновенном  смысле.  Скорее  это  набор  принципов,  подход,  способ  и целый  метод  мышления,  который  относится к  связи  событий и  обстановок, в  каких этих  действия происходят".  Идея  "поля" порождена  идеей электрического  или  магнитного поля, которая, в  свою  очередность,  изначально  считалась  метафорой. То,  что  происходит  с  чем-либо, помещенным в  это  силовое поле - это  функция всех  параметров  поля, взятых как интерактивное динамическое  единое. Поле как  единое  еще  меняется  в  итоге  подключения  в него  чего-то  нового. 
Теория  поля  подключает  некоторое количество  взаимосвязанных и  тесно  переплетающихся  между  собой концептуальных  частей  ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.).

Основные и ключевые понятия фактически всех концептуальных  составляющих  Теорию  поля – "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое  окружение",  либо  "психологическая среда".

Понятие  "поля"  определяется  в  Теории  поля как "тотальность  сосуществующих  фактов, которые мыслятся как взаимозависимые". В качестве детерминанта поведения  персоны  рассматриваются лежащие в  основе  силы  либо  потребности. Поле "напряжено",  когда  появляется  нарушение  баланса  между  личностью  и средой. Напряжение  поля  имеет необходимость  в разрядке,  осуществляемой  как  исполнение  намерения. Объекты, в  которых  человек  испытывает  надобность, имеют побудительную  мощь, и,  поэтому, объекты,  никак не  сопряженные с  нуждами  личности, побудительную  мощь  утрачивают.

Главные принципы теории поля:

1.Использовани е конструктивного,  либо  генетического, способа  вместо  классификационного

2.Анализ  психологического  поля с позиции  целостности  в противовес тому сложившемуся   в  психологии  подходу

3. Исследование  ситуации  никак не  с  физической, а с  психологической  точки  зрения

4. Изучение  поведения с точки зрения актуально складывающихся  обстоятельств  и  критерий

5. Исследование  поведения с динамической  точки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения  психологического  поля.

6. Математическое  понятие  психологических  ситуаций  (топологии и векторного анализа) для изложения  итогов  в  строго  логической  очередности.

Динамика  психологической  среды в  теории поля  исполняется  4-мя методами:

1) ценность  региона  имеет  возможность  изменяться  количественно, к примеру, от  положительного  к  наиболее  положительному,  либо  же  качественно, от  положительного  к отрицательному;

2) векторы  имеют все шансы  изменяться  по  силе,  направлению;  
3) границы  могут  делаться  прочнее  либо  слабее,  возникать  или пропадать; 
4) могут  изменяться  "вещественные"  свойства  региона,  текучесть  либо  ригидность. Переструктурирование среды  является  итогом  изменений  в системах напряжения человека,  итогом  локомоции  либо  когнитивных  процессов.

«Силовое поле» - это  анализ  факторов  или  сил, которые  содействуют  переменам  либо  их тормозят.  Ожидается,  будто  в  хоть какой  ситуации  изменений  действуют  2  группы  сил: способствующих  переменам  и противодействующих им, т.е.  движущие  и  удерживающие  силы.  Данные  силы  могут  быть  изображены на диаграмме в  облике  стрелок, показывающих их  направленности  и  относительные  величины

Эти силы могут быть: как внутри, так и вне организации

·    в поведении людей

·    в способе мышления

·    в системе их ценностей

·    в процессах, которые происходят в стране

·    в ресурсах.

 Анализ силового поля Левина используется, чтобы различить, какие факторы в ситуации или организации обращают или отдаляют человека от желаемого состояния, и какие противостоят движущим силам.

Данный анализ необходим для того, чтоб сформировать решения, которые сделают перемены приемлемыми.

«Силы» - более чем настрой к переменам. Курт Левин знал, как немало эмоционального заложено в человеческом отношении к изменениям.

Чтобы понять, что принуждает людей принимать либо противостоять переменам, нужно понять ценности и опыт человека или группы.

Формирование самоанализа и эмоционального интеллекта поможет понять силы, которые двигают нами и иными людьми. Поведение остальных людей предупредит Вас о пребывании движущих либо удерживающих сил.

Последующие шаги представляют собой некоторый алгоритм применения анализа силового поля:

1. Определите изменение, которое Вы желаете увидеть. Запишите цель либо видение грядущего желаемого состояния. Или Вы можете выбрать понимание текущего статуса кво.

2. Изобразите движущие силы, благоприятствующие изменению – воспользуйтесь мозговым штурмом, рисуйте Mind Map. Запишите их на диаграмме силового поля.

3. Оцените двигающие и удерживающие силы. Это можно сделать, присвоив им балльную оценку – от 1 (слабо)  до 5 (совсем сильно), и подведя результаты по каждой стороне. Или же можно откинуть числа, и сосредоточиться целостно на влиянии каждого фактора.

4. Оцените силы. Решите, какие силы владеют некоторой эластичностью к переменам или на какие можно воздействовать.

5. Разработайте стратегию! Создайте стратегию по усилению двигающих сил либо ослаблению удерживающих, или в обоих направлениях. Ежели Вы оценили каждую силу сообразно балльной шкале, задумайтесь, как Вы сможете увеличить очки движущих сил либо понизить результаты сдерживающих сил?

6. Установите последовательность действий. Какие действия можно предпринять, которые дадут больший итог? Определите ресурсы, которые Вам нужны будут,  и решите, как будете исполнять задуманы действия.

Мысль взаимодействия индивидуума и окружения (среды), где в отличие от гештальттеории смысл получает не только персептивная структура,  но и структура, в которой совершается поведение. Наверное дает вероятность выхода из чисто когнитивных образований в область реального поведения. Естественно, в концепции Левина есть очевидные противоречия, которые, в частности, стоят на пути и названной продуктивной мысли: преградой изучению подлинно реального поведения является тот прецедент, что сами реальные взаимодействия личности с миром заменены отношениями личности с «психологическим окружением», либо, поточнее, отношениями между системами напряжений личности и этим психологическим окружением. Однако это уже иной вопрос: как выступает для Левина настоящее поведение? Его заключение в психологии зависит от общих философских позиций исследователя, и критический анализ данных идей Левина может быть дан лишь с позиций принципиально другой методологии. Когнитивистами же, работающими в области социальной психологии, была применена сама постановка проблемы мотивации социального поведения личности, находящейся во взаимодействии с окружением.

Левиновский подход отличало 2 эпизода. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивидуум и его окружение выступили в облике нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин считал, что мотивационное напряжение может быть сотворено как лично индивидом, так и иными людьми (к примеру, экспериментатором, который дает индивиду исполнить поручение). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не с водилась более к биологическим нуждам, удовлетворив которые организм исчерпывает собственный мотивационный потенциал.

Информация о работе Развитие организационно-управленческой теории К.Левина