Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:40, реферат
Цель работы является изучение теории и практики управления в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить особенности управленческой мысли в дореволюционный период; проанализировать теории управления в период формирования новых органов управления в 1917-1921 гг.; - рассмотреть управленческие концепции 1921-1927 гг.; раскрыть особенности управления в довоенные пятилетки и ВОВ; оценить теорию и практику управления в послевоенный период; выявить современные тенденции управления в России. Объектом исследования являются отечественные теории менеджмента. Информационную базу работы составили труды таких авторов, как И.И.Семенова, Э.И.Уткин, и др.
Введение...................................................................................................................................3
1.Дореволюционный период………………………………………………………………..4
2.Период формирования новых органов управления (1917-1921)…………………….....5
3.Период восстановления народного хозяйства и период индутсриализации страны 1921-1927………………………………………………………………………………….....6
4. Довоенные пятилетки и ВОВ…………………………………………………………....8
5.Послевоенный период (1946-1957,1958-1985)………………………………………….9
6.Современный этап( 1985 и до нашего времени)………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………………..13
Министерство образования и науки
российской федерации
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ И ПЕРСОНАЛОМ
Эссе
Развитие теории и практики управления в России
.
Москва
2012 г.
План работы:
Введение......................
1.Дореволюционный период………………………………………………………………
2.Период формирования новых органов управления (1917-1921)…………………….....5
3.Период восстановления народного
хозяйства и период индутсриализации
страны 1921-1927………………………………………………………
4. Довоенные пятилетки и ВОВ…………………………………………………………....8
5.Послевоенный период (1946-1957,1958-1985)………………………
6.Современный этап( 1985 и до нашего времени)………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В последнее время в
1. Дореволюционный период: аграрная реформа Столыпина и политическая реформа Николая II.
Было бы неверным полагать, будто научный менеджмент зародился в нашей стране лишь в начале 1920-х гг. прошлого века. НОТовское движение[1] возникло в России примерно в то же время, что в США и Европе. Уже в 1904 г. «где-то на Урале, в Лысьве и других заводах делались попытки применения принципов НОТ». Видимо, 1900–1910 гг. и можно считать началом первого этапа становления и развития науки о менеджменте в России, который продолжался до 1917 гг. Однако следует подчеркнуть, что эти попытки носили скорее спонтанный, нежели систематический характер и еще не были связаны с идеями Ф. Тейлора. Настоящий «тейлоровский бум» пришелся на 1911–1914 гг., когда в обсуждении его идей принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены основные работы Тейлора и других видных основоположников НОТ: Ф. Гилберта, Г. Гантта и др.[3] Но главное состоит в том, что в России уже начинали появляться и собственные ученые в области НОТ, наиболее заметным из которых, по его оценке, был петербургский профессор Н. Н. Савин. Его работа «Резание металлов» в западноевропейской литературе ставилась на один уровень с трудами самого Тейлора. Его воспитанники и сподвижники уже с 1912 г.начали практическую деятельность по внедрению принципов научной организации труда на целом ряде предприятий, прежде всего на машиностроительном заводе «Айваз» в Петербурге. Это было одно из немногих российских производств, на котором впервые внедрялась система Тейлора (наряду с заводами «Вулкан», Семенова, орудийным заводом и др.). В целом до первой мировой войны в России насчитывалось восемь предприятий, работа на которых была организована по системе Тейлора, тогда как во Франции — лишь одно. Движение НОТ в России, таким образом, стремительно «набирало обороты». Однако мировая война, а затем революция и политика «военного коммунизма» прервали это восходящее движение. Научные принципы организации труда использовались лишь на отдельных предприятиях военного производства.[4] На мой взгляд, огромное влияние на экономические процессы того времени оказал Петр Аркадьевич Столыпин своей аграрной реформой. Столыпинская аграрная реформа — это реформа крестьянского надельного землевладения в России, проходившая с 1906 по 1917 годы. Реформа преследовала следующие цели: усиление социальной базы существующего строя; отказ от выкупных платежей, позволяющий дать возможность всем крестьянам свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность и др. Основные мероприятия аграрной реформы: принятие указа 9 ноября 1906 г. о переходе наделов на частную собственность; ликвидация чересполосицы; создание хуторов и отрубов; разрушение общины; создание крестьянского банка в 1912 году; массовое переселение. Результатами аграрной реформы явились: подъём экономики; сельское хозяйство приобрело устойчивый характер; выросла покупательная способность населения. Но правительство не смогло удовлетворить нужды крестьян в земле.[2]Кроме Столыпина важная фигура того времени – император Николай II, который не был реформатором, однако в его правлении было принято много важных для России реформ. В 1906 начала свою работу учрежденная царским манифестом Государственная дума. А это означало, что Россия модифицировалась в конституционную монархию. Взаимоотношениям власти и общества в России, благодаря парламенту, впервые был дан шанс приобрести цивилизованные формы. Однако он не был использован, что привело к весьма трагическим последствиям. Таким образом, я считаю, что основным толчком для развития менеджмента в России является в первую очередь столыпинская реформа и политические преобразования Николая II.
2. Период формирования новых органов управления (1917-1921)
В 1917-1921 гг. в России были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком данного периода выступал В. И. Ленин. Его заслуги в деле становления теории и практики управления несомненны и могут содержаться сведены к следующим основным моментам: сформулированы основные принципы управления социалистической экономикой; решен много практических вопросов управления в масштабах отраслей и народного хозяйства в целом (в западной практике такие вопросы не ставились паки сообразно крайней мере в ход 20 лет); начато приготовление специалистов в области управления.[3] В. И. Ленин призывал заниматься изучением, преподавать и распространять тейлоризм сообразно всей России. Именно Ленин в 1921 г., наперекор ожесточенной критике недругов А. К. Гастева, прозванного «русским Тейлором», поддержал его начинания и выделил миллионы рублей золотом для создания Центрального института труда - те миллионы, которые советники Ленина предлагали употребить для решения иных насущных проблем. Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии около системы Тейлора и вопросов НОТ под углом зрения принятия или непринятия тейлоризма.[2]Кроме этого необходимо отметить, что теории менеджмента по окончании революции 1917 г. в своей основе имели идеологические постулаты экономической теории К.Маркса. В своей концепции К.Маркс рассматривал человека в производстве через призму его функции — конкретного труда, измеряемого затратами рабочего времени. Основной же задачей управления являлось достижение экономии общественного труда.
3. Периода восстановления
С переходом к новой
4. Довоенные пятилетки и ВОВ
Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.) был утвержден на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г. Главная задача пятилетки - превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В соответствии с этим началось сооружение предприятии металлургии, тракторо, автомобиле, авиастроения в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнецке, Ростове-на-Дону, Москве и других городах. Однако несмотря на огромные надежды план по выпуску продукции выполнить не удалось. Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача - завершение реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей. К концу второй пятилетки было организовано свыше 243 тыс. колхозов. Форсированная индустриализация ухудшила жизненный уровень населения. В руководстве страной все более утверждались авторитарные подходы. Преобразование экономики и усиление централизованных начал в управлении привели к формированию новой модели общества.[1] Лозунг третьего пятилетнего плана (1938-1942 гг.) - догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Великая отечественная война продиктовала свои условия организации управления как конкретным предприятием, так и экономикой в целом. Новые условия хозяйственной жизни страны требовали усиления централизации руководства, существенного изменения форм и методов экономического планирования и управления промышленностью. Довоенные пятилетки и ВОВ определили основные направления отечественной теории и практики управления. Так , в 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства , труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства.[2] В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей. Основным принципом управления был хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
5. Послевоенный период (1946-1957 гг., 1958-1985 гг.)
Период расцвета отечественной науки о менеджменте, пришедшийся на 1920 гг. , сменился послевоенным этапом ее глубокого упадка в 1946–1957 гг. Ознакомление с сильно оскудевшей литературой этого времени позволяет констатировать совершенно бесспорный факт: прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики было безвозвратно утрачено, все рассмотренные выше течения и научные школы разгромлены, а лучшие отечественные ученые обвинены во «вредительстве» и репрессированы. Переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной фактически узаконил субъективизм и полный произвол в сфере организации и управления экономикой. Наука управления все чаще квалифицировалась как исключительно «буржуазная выдумка». Триединый механизм ее развития оказался полностью разрушен. Были закрыты, по существу, все институты и лаборатории НОТ, славившиеся своими достижениями в мире, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления, упразднены научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях во главе с самой РКИ. Основная ставка отныне делалась на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно (чтобы не сказать «слепо») выполняющего директивы Центра. И все же даже в это мрачное для отечественной научной организации управления время окончательно искоренить ее «побеги» не удалось. Так , в 1931 г. был создан Центральный научно-исследовательский институт организации производства и управления промышленностью Наркомтяжпрома (ЦИО), который развернул исследования проблем массового и поточного производства, диспетчирования оперативного управления, внутризаводского планирования и др. Подобныеработы велись и в ряде вузов Москвы и Ленинграда, в Промышленной Академии по подготовке высшего командного состава и в некоторых других организациях. Организационно-управленческие изыскания приобрели в эти годы новые особенности. Прежде всего речь идет об их строго отраслевом характере, пришедшем на смену межотраслевому. Кроме того, резко усилился прикладной и почти исчез общетеоретический аспект исследований. Последний продолжал теплиться, пожалуй, лишь в стенах ЦИО.[4] К счастью, к концу 1950-х — началу 1960-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был, наконец, преодолен. Изменилась прежде всего сама социально-политическая атмосфера: период жесточайших сталинских репрессий сменился хрущевской «оттепелью», возрождавшей условия для научных поисков и дискуссий. «Оттепель» сделала возможным доступ к западной литературе о менеджменте и существенно раскрепостила интеллектуальную деятельность ученых. Вместе с тем рост масштабов производства и числа хозяйственных связей объективно усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. Нельзя не учитывать и все возраставшего влияния на сферу управления научно-технического прогресса, приносившего с собой новые технические средства для решения организационных задач.
6. Современный этап (1985 - наше время)
Период времени, начиная с
1985 г. по настоящее время,
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие
выводы: Период 1900–1910 гг. считается
началом первого этапа
Информация о работе Развитие теории и практики управления в России