Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:08, реферат
В настоящее время в условиях рыночной экономики очевидна необходимость новых подходов в больничном управлении. В отличие от многих других отраслей экономики как в Казахстане, так и во многих странах, больничное управление в значительной степени отстает. Поэтому требуется привлечение мировых и крайне необходимых на сегодняшний день современных технологий управления путем привлечения международных технологий, трансферта технологий управления, что позволит обеспечить качественную и безопасную медицинскую помощь.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛИНИК В КАЗАХСТАНЕ: НОВЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Кумар А.Б.
Изекенова А.К.
Абикулова А.К.
Темирханова М.Е.
Казахский
Национальный медицинский университет,
им. С.Ж. Асфендиярова,
г. Алматы, Казахстан
E-mail: ainurabk@mail.ru
В настоящее время в условиях рыночной экономики очевидна необходимость новых подходов в больничном управлении. В отличие от многих других отраслей экономики как в Казахстане, так и во многих странах, больничное управление в значительной степени отстает. Поэтому требуется привлечение мировых и крайне необходимых на сегодняшний день современных технологий управления путем привлечения международных технологий, трансферта технологий управления, что позволит обеспечить качественную и безопасную медицинскую помощь.
Реализация инновационной политики в системе здравоохранения должна определить и закрепить стратегические принципы совершенствования системы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и эффективное функционирование системы предоставления доступных и качественных медицинских услуг, а также разработку и внедрение новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли.
Как уже отмечалось, в условиях Единой национальной системы здравоохранения одним из основных факторов устойчивого развития клиник является эффективное управление, в особенности, управление ресурсами и производственными мощностями. Следует признать, что многие клиники в нашей стране не в полной мере готовы к ее внедрению. В этой связи одной из приоритетных задач менеджмента клиник является гибкое и рациональное управление производственной (коечной) мощностью. На основе этого осуществляется расширение, сокращение или перепрофилизация структурных подразделений в соответствии со стратегиями развития клиник [1, с. 27].
Большинство медицинских вузов СНГ, в том числе и Казахстана, не имеют собственных клиник. В развитых странах университетские клиники приняли новую философию больничной помощи и перешли на нее [7, с. 49].
В связи с необходимостью развития клинической и научной деятельности, а также развития стационарной помощи сделана попытка разработать и внедрить новую философию организации и управления больничной помощью, создать Университетскую клинику КазНМУ, с учетом принятой Ученым советом Казахского национального медицинского университета им.С.Д. Асфендиярова.
Проанализирована существующая разница между моделями европейских стран и советской системы стационарной помощи. В таблице 1 указана характеристика основных показателей больниц.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика «советской» и «западной» моделей больниц
Характеристики больниц |
Советская модель |
Западная модель |
Доминирование услуг |
Больничное |
ПМСП |
Ориентированность |
Медико-социальная |
Медицинская |
Специализация |
Специализированные |
Многопрофильные |
Непрофильная госпитализация |
До 30 % |
Практический нет |
Количество коек |
Увеличение |
Уменьшение |
Среднее пребывание |
10—12 дней |
4—6 дней |
Койки долгосрочного ухода |
20—40 % |
80 % и более |
Управление |
Жесткая централизация |
Децентрализация |
Новые технологии |
Отсталые — нет средств |
Современные, постоянно обновляемое |
Инновации |
Нет стимула |
Непрерывное |
Оплата труда |
Оклад |
Дифференцированная |
Связь с наукой и образованием |
Нет |
Как правило |
Обучение администраторов |
Нормативный подход |
Непрерывное, самообучение |
Ответственность за результат лечения |
Индивидуальная |
Коллективная |
Обследование, диагностика и лечение в течение 3-х дней |
30—35 % |
90—95 % |
Пик смертности по дням пребывания |
1—2 дня |
Более равномерно |
Место больницы |
Самостоятельная организация |
Часть интегрированной службы здравоохранения |
Отношение врач-медсестра |
Иерархия |
Партнеры |
Медперсонал на 1 койку |
2—3 человека |
6—15 человек |
Соотношение врач/медсестра |
1:2—3 |
1: 5—10 человек |
Для решения данных проблем были определены стратегические задачи и пути решения важных направлений.
Совершенствование управления больницей. Новый больничный менеджмент, с учетом анализа ведущих клиник развитых стран, предполагает разработку и внедрение таких компонентов управления, как коллективное руководство и ответственность, подготовка и непрерыв-ная переподготовка менеджеров здравоохранения, новая структура и функции управления, новые информационные технологии, ориенти-рованность на конечный результат и дифференцированная оплата труда.
Коллективное руководство предполагает принятие управленческих решений путем коллективного обсуждения и утверждения как на уровне отдельного подразделения, так и на уровне больницы в целом.
Ответственность — обязательство выполнить задачи и отчитаться в их успешном завершении. Исходя из определения, от каждого работника ожидается выполнение задач должности, которую он занимает. Подразделением первичного, самого главного уровня коллективного руководства и ответственности являются отделения. Заведующий кафедрой, он же заведующий отделением, несет ответственность наравне с сотрудниками отделения. Однако и врачи больницы (сотрудники кафедр и ординаторы) несут личную ответственность за лечение каждого пациента.
Подготовка менеджеров включает в себя и постоянное повышение квалификации сотрудников-администраторов, работающих в стационаре. Оптимальным решением должна стать программа подготовки в зависимости от исходного карьерного уровня.
Непрерывная система обучения лидерству будет организована по уровням развития карьеры с учетом опыта и занимаемой должности в администрировании, включая разные обучающие модули, с учетом их функциональных обязанностей и востребованности клиники, включая обучение принятой корпоративной культуре.
Данный раздел подразумевает разработку программы по развитию персонала с применением следующих методов: ориентация и социальная адаптация, оценка эффективности труда, система вознаграждений, тренинги и развитие, управление карьерным ростом и т. д.
Информационные технологии — один из современных путей эффективного менеджмента [9, с. 35]. Информационные технологии больницы будут включать внедрение АСУ — ряда технологий, позволяющих управлять оборудованием и контролировать его с помощью компьютерной техники, в частности, внедрение электронных историй болезни, адекватные интернет-ресурсы, наличие электронной, теле- и видеокоммуникационной связи между отделениями. Это обеспечит оперативность в принятии решений, скоординированность действий различных подразделений больницы, а также пациенто-ориентированность и интегрированность предоставляемой помощи пациентам [2, с. 51].
Внедрение бизнес-ориентированности заключается в изменении подходов к оценке эффективности деятельности больницы и каждого подразделения отдельно с применением экономических оценок, что позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы: человеческие, материально-технические, финансовые. Предполагается внедрение в систему оценки деятельности больницы таких экономических показателей, как затраты-эффективность, затраты-полезность и др.
· Ориентированность на конечный результат — один из аспектов улучшения качества оказания медицинской помощи, включает разработку и внедрение системы мониторинга и оценки их деятельности.
Дифференцированная оплата— система оплаты сотрудников согласно базовому окладу за работу на кафедре и отделении, а также дополнительно за результативность труда. Будет разработана система поощрения в зависимости от расширения объема работы и качества ее выполнения.
Одним из ключевых направлений деятельности менеджмента является эффективное управление кадровым ресурсом [4, с. 103]. Помимо разработки и реализации мероприятий по непрерывному профессиональному развитию персонала, в клиниках необходимо применять и другие технологии, в том числе постоянный мониторинг и анализ структуры занятости, увеличение доли более квалифицированного персонала, вовлечение персонала в управление и принятие решений, совершенствование оплаты труда, а также социальная поддержка и удержание персонала.
· Квалификация персонала и образование. Больница будет испытывать потребность в умелом и квалифицированном персонале для выполнения определенной миссии и для удовлетворения нужд пациентов. Руководители больницы должны вести работу по определению количества и видов необходимого персонала на основании рекомендаций от руководителей подразделений и служб больницы.
Должен быть разработан скоординированный, экономически эффективный и унифицированный процесс найма, оценки и назначения сотрудников больницы. Необходимо предусмотреть документирование навыков, знаний, образования и опыта по предыдущей работе соискателя. Необходимо обращать внимание на имеющиеся у соискателя-врача и медицинской сестры сертификатов специалиста и имеющиеся категории, так как они будут вовлечены в процесс клинической помощи и работать непосредственно с пациентами.
Больница должна будет иметь разработанную политику, обеспечивающую персоналу возможности обучаться и развиваться как профессионально, так и в личностном плане.
В этом направлении больница будет реализовывать следующие мероприятия:
1. Разрабатывать
требования к желаемому
2. Разрабатывать и внедрять процессы по отбору, оценке, найму персонала.
3. Весь клинический
и неклинический персонал
4. Каждый сотрудник получает непрерывное обучение без отрыва от работы и другие способы образования и обучения для поддержания и развития своих навыков и знаний.
5. В больнице
будет разработан и применен
процесс непрерывной оценки
6. Больница разработает
стандартизованную процедуру
· Единство науки, образования и практики. Существует тесная взаимосвязь между обучением, исследованиями и лечением. Система оказания медицинской помощи не может адекватно осуществлять свою деятельность без непрерывного поступления в эту систему квалифицированных кадров и новых научных знаний. Именно университетская клиника должна стать ключевым элементом в формировании новой больницы.
Всему персоналу должны быть созданы условия для занятия наукой, образованием и практикой. Будут поощряться все нововведения, основанные на доказательной медицине, способствующие повышению качества и эффективности медицинской помощи, активное привлечение студентов и молодых специалистов в научные исследования, внедрения их результатов в учебный процесс и практику.
Большое внимание будет уделяться подготовке будущих специалистов (субординаторы, интерны, резиденты, докторанты). Они активно участвуют в научных исследованиях, клинических обсуждениях, на любом участке процесса ведения пациента: прием, определение маршрута, диагностика, лечение, уход, пропаганда ЗОЖ, реабилитация и наблюдение после выписки. Должен обязательно соблюдаться принцип — взаимное обучение новым знаниям, новым умениям и новым навыкам.
Подготовка профессиональных специалистов новой генерации возможна только на основе интеграции научно-педагогического потенциала Университета и современной материально-технической базы больницы, формирования новой корпоративной культуры, внедрения инновационных образовательных программ, содержащих новые, качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.
Информация о работе Развитие университетских клиник в казахстане: новый больничный менеджмент