Развитие японской модели управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Одной из основных функций управления в настоящее время является принятие решений. Принимая решения, необходимо полагаться на такое количество информации, которое они смогут получить. Обычно они легче справляются, следуя рациональным процедурам по достижению решений проблемы. Но всегда присутствуют косвенные влияния и неопределенности, поэтому управленческие решения не всегда совершенны, и однажды внедрив это решение его необходимо контролировать.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 Развитие японской модели управления ……………………….....4
ГЛАВА 2 Анализ процесса принятия решения в Японских компаниях и его эффективность…………………………………………………………………..5
2.1. Этапы процесса принятия управленческого решения………………....5
2.2. Эффективность применения Японской модели принятия решения…...7
ГЛАВА 3 Особенности управления в компании TOYOTA…………………10
3.1 История компании TOYOTA……………………………………………....10
3.2 Принципы принятия управленческих решений в компании TOYOTA...12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

упр решен курсов.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

2. Контроль за уровнем издержек. Несомненно, контроль за уровнем издержек имеет решающее значение. Однако целью является общая минимизация издержек. Издержки, понесенные при планировании и организации, на этапе предварительной проработки в процессе принятия решения оказываются минимальными по сравнению с издержками неудовлетворительной реализации решения.

3. Детальное планирование. Ключом к повышению эффективности и контролю за уровнем издержек является детальное планирование. В отличие от выработки консенсуса и групповых решений, разработанных в японской системе управления, в американских компаниях отсутствует механизм, который позволял бы неторопливо и методично изучать всю информацию на ранних этапах процесса принятия управленческих решений. По сути дела, риск провала решения повышается в результате предположений и допущений. Предположения и допущения делаются из-за отсутствия информации или недостатка времени на уточнение данных. Следовательно, руководство должно ввести в практику проверку всех деталей, относящихся к издержкам, срокам и координации деятельности, а управляющие должны отвечать за точность расчетов.

4. Совершенствование горизонтальных связей. Предположения и допущения часто возникают из-за нехватки информации. Открытый обмен информацией и согласованность подразделений дают нужную информацию. Структура японской модели строится на отличных горизонтальных связях. Смена работ дает возможность ознакомиться с различными аспектами деятельности фирмы и установить личные контакты, облегчающие горизонтальный обмен информацией. В американских фирмах, как уже отмечалось, такой механизм отсутствует. Одной из альтернатив решению проблемы горизонтальных связей является использование новейшей информационной технологии. Все более сложные информационные системы создают такие горизонтальные связи, которые позволяют менеджерам получать информацию от всех уровней организации. Внедрение этих систем помогает улучшить обмен информацией. Имея доступ к информации, управляющий может выявить перспективы порученного дела[14;с 230].

Помимо технических  новшеств фирмы должны совершенствовать горизонтальные связи на основе действующих в структуре механизмов. Среди таких механизмов - создание комитетов с участием представителей всех подразделений.

5. Увеличение сроков. Механизмы, которые улучшают горизонтальные связи, одновременно замедляют процесс принятия решений до их реализации. Руководство должно учитывать такое увеличение сроков, имея в виду, что в итоге произойдет повышение результата при реализации предложения.

Затягивание начальных  стадий процесса принятия управленческого  решения может дать некоторые  преимущества. Во-первых, в это дополнительное время возрастает объем информации, которую можно учесть при принятии решения.

Это улучшит  качество принимаемых решений. Во-вторых, увеличение времени ведет к большей степени участия сотрудников. Большая степень участия обеспечивает заинтересованность в процессе, что, в свою очередь, повышает результат. Следовательно, перед управляющими стоит задача таким образом направлять процесс, чтобы время не считалось затраченным впустую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Особенности  управления в компании TOYOTA

 

3.1 История компании TOYOTA

В мировом рейтинге автопроизводителей, Тойота на 2009 год, занимала третью позицию и догоняла лидеров - General Motors и Ford.

В 2011 году Тойота заняла первое место.

Во  втором полугодии 2012г. рейтинг изменился. Результаты показали, что лидер 2011 года, японская компания «Toyota», снова уступила лидерство концерну «General Motors». Вторым в этом списке обосновался немецкий автоконцерн «Volkswagen». Японскя компания откатилась на третье место. А причиной этому явились последствия землетрясения, которое произошло в Японии, в марте 2012 года.

          Такой успех тем более удивителен, что еще несколько десятков лет назад никто не мог даже и думать о том, что японские машины завоюют изрядную долю рынка и потеснят» американцев».

«Киичиро  Тойода стал» отцом» компании, но история Тойоды также неразрывно связана и с отцом самого Киичиро, с Сакичи Тойодой. Сакичи считается одним из самых знаменитых японских изобретателей. Он владел фабрикой по производству ткацкого оборудования, которое он сам изобретал и проектировал. Так что Тойота была изначально построена на базе компании, являвшейся мировым лидером, правда, всего лишь в производстве ткацкого оборудования. Главным было то, что Тойодой-старшим был разработан особый принцип действия ткацкого станка, который и снискал продукции компании такую популярность: как только рвалась нить, станок автоматически прекращал свою работу для того, чтобы не портить ткань. Этот принцип, как утверждают представители компании, стал залогом успеха и автомобилей Тойота. Известно, что на заводах компании существует правило: как только хоть у одного из рабочих на конвейере возникнет проблема, он должен остановить всю линию, чтобы не допустить брака.

Качество  первых автомобилей, выпущенных Тойотой в 1936 году, можно было назвать каким угодно, скорее всего, американским, но никак не японским.

В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка - четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. После Второй мировой войны, в 1947 году, началось производство еще одной модели - Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку своих рабочих. В 1961 году выпущена модель Toyota Publica - небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою историю автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей.

1970-е  годы ознаменовались строительством  новых заводов и постоянными техническими усовершенствованиями агрегатов. Начинается производство таких моделей, как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel стал первым переднеприводным японским автомобилем. В 1972 году с конвейера сходит 10-миллионный автомобиль Toyota. В 1982 году начинается выпуск модели Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства. В 1983 году Toyota подписывает многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США. В 1986 году перешагнут еще один рубеж - выпущен уже 50-миллионный автомобиль марки Toyota. Появляются на свет новые модели - Corsa, Corolla II, 4Runner. Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой марки, как Lexus - подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей высокого класса. С появлением же Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение изменилось. Уже через год после основания Lexus, в 1989 году были представлены и поступили в продажу такие модели, как Lexus LS400 и Lexus ES250.

Toyota продолжает свою мировую экспансию  - открываются филиалы во все  новых и новых странах мира  и развиваются те, что уже были  открыты.

Производство  автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге начнется в 2007 году. Новый завод находится в районе Шушар.

                        

  

 

3.2 Принципы принятия  управленческих решений в компании TOYOTA             

        

1. «Чтить букву  и дух закона каждой страны, вести дела открыто и честно для того, чтобы быть достойным корпоративным гражданином мира.

2. Уважать культуру и традиции всех наций и способствовать своей деятельностью экономическому и социальному развитию общества.

3. Направлять  усилия на производство экологически  чистых и безопасных товаров, на повышение качества жизни во всём мире.

4. Разрабатывать  и развивать передовые технологии и предлагать товары и услуги высочайшего качества.

5. Развивать  корпоративную культуру, которая  стимулирует личное и коллективное  творчество и способствует взаимному  доверию и уважению между рядовыми  сотрудниками и руководством.

6. Стремиться  к росту в гармонии с мировым  сообществом при помощи новаторских методов управления.

7. Сотрудничать  с деловыми партнерами в области  исследований и разработок с целью стабильного долгосрочного роста и взаимной выгоды, оставаясь в то же время открытыми для новых контактов»[1;c 115].

«Система управления производством фирмы «Тойота» была разработана и усовершенствована «Тойота Мотор Корпорейшн» и после 1973 г. была принята многими другими японскими компаниями. Основной целью системы является снижение издержек. Она помогает также увеличить норму оборота капитала (отношение общего объема продаж к общей стоимости основных производственных фондов) и повышает эффективность работы фирмы в целом. Даже в периоды медленного роста система управления производством «Тойоты» позволила обеспечить прибыль посредством уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы. Система управления производством «Тойоты» привлекательна тем, что, ставя целью, снижение издержек производства, она устраняет из производства ненужные элементы. Основной принцип гласит: производство необходимых деталей в нужное время и в нужном количестве. Реализация этой концепции позволяет ликвидировать ставшие ненужными промежуточные узлы и готовые изделия. Хотя снижение издержек производства является наиболее важной задачей на «Тойоте», оно может быть достигнуто при решении трех промежуточных подзадач:

1. оперативное регулирование объема и номенклатуры производства, что помогает системе приспосабливаться к ежедневным и ежемесячным изменениям в количестве и номенклатуре спроса;

2. обеспечение качества, что позволяет организовать снабжение каждой последующей операции деталями высшего качества со стороны смежников;

3. активизация работников, которая должна осуществляться, коль скоро система использует трудовые ресурсы на пути к главной цели»[14;с 589]

Эти три подзадачи  не могут быть осуществлены изолированно. Основная задача, заключающаяся в снижении издержек производства, недостижима без решения подзадач, и наоборот.

 

Заключение

 

В работе был проведен анализ японской системы управления. Изучение передового опыта компании является очень существенной и актуальной задачей. Изучение эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента. Принимая во внимание специфику и особенности японской системы управления, ряд наработок и положений может быть использован и в нашей стране. Длительный опыт работы японских предприятий особенно привлекателен, если учитывать отсутствие безработных и сохранение в то же время конкурентной среды, а также выход из глубочайшего кризиса в послевоенный период. Эффективным может быть ориентация на качество образования и личностный потенциал работника, а также на длительную перспективу использования его в конкретной организации. Японские работники несут ответственность за выполнение работы вместе и отвечают за ее качества тоже вместе. Такая обстановка позволяет получать наилучший результат своей работы что ведет за собой рост спроса. Повышение качества работы персонала возможны только в результате применения принципиально новых подходов к работе с кадрами. Они заключаются, прежде всего, в ее комплексном характере, более широком  использовании элементов планирования, применения индивидуальных форм работы.

  Необходима достаточная степень мотивации работника, основанная не только на материальном вознаграждении, но и на моральном поощрении. Целью является достижение такой ситуации, когда работник будет чувствовать себя неотъемлемой частью своей фирмы, членом большой семьи, зная, что здесь он найдет признание своих способностей, поддержку и сможет  реализоваться как профессионал, получая пропорциональное своему вкладу в общее дело материальное вознаграждение. Такой опыт и хотелось бы применить в нашей системе управления. Что касается коллективного принятия решений, это возможно лишь при наличии высококвалифицированных специалистов, способных решать проблемы разного характера, а все это является особенностью японской системы образования, в таких масштабах применение  подобного опыта на данный момент невозможно.

Япония  занимает одно из ведущих мест в  мире. Промышленность этой страны растет и развивается с каждым днем. Уровень жизни значительно выше других развитых стран. А ведь ни богатых земельных угодий, ни природных ресурсов там нет. Как же такой стране удалось стать мировым лидером? Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе управления. Японский менеджмент является одним из самых успешных в мире. Качественная работа сотрудников едва ли не основа успешной деятельности компании. Именно эффективное управление человеческими ресурсами обеспечивает достижение высокого качества и конкурентоспособности японской продукции и технологий на международном рынке. И именно поэтому обучению и подготовке персонала уделяется такое большое значение. В основе управления фирмами в Японии лежат одинаковые принципы, но каждая компания стремится усовершенствовать их для достижения наилучшего результата. Пример тому - компания Toyota.

 

Список литературы

 

1. Белоконь  Ю., Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №1.

2. Вахрушев В., Принципы Японского управления // Эти невероятные японцы. М.:Прогресс, 1992. с 32 .

3. Вербицкий  С. И., Япония на пороге 21 века. / Вербицкий С. И. М.: Наука, 1988.

4. Вербицкий  С.И., Япония: время сложных проблем. / Вербицкий С. И. М.: Наука, 1974.

5. Вудкок М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. / Вудкок М., Фрэнсис Д. М.: Дело, 1995. с 270 .

6. Глиньский Б. О., Об японском опыте управления // Проблемы теории и  практики управления 2001. - №4. с 110 – 114.

7. Коно  Т. Стратегия и структура Японских предприятий: пер. с англ.Спициной. / Коно Т. М.: Прогресс, 1987.с 250.

8. Крылов  В.М. Управление качеством в промышленных фирмах Японии. / Крылов В.М. М.:1984г.

Информация о работе Развитие японской модели управления