Разнообразие моделей менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
- всегда интересно и нужно;
- позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
- дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
- позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.......................................... ……………………3
1.1. Эволюция управленческой мысли….………… ………………………………….3
1.2. Этапы развития менеджмента в мире .……………………………………….......4
2.ФОРМИРАВОНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ………………………….……………………………………………………7
2.1.Школа научного управления …….……………………...………………………....7
2.2.Классическая (административная) школа управления…...………………….12
2.3.Школа психологии и человеческих отношений………………………………17
2.4.Школа науки управления (количественная школа) ……………………..……19
3.РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНДЖМЕНТА ……………………………...………21
3.1. Особенности американской модели ..…….……………….…………………….21
3.2. Характеристика японской модели …………………………..…..…………….....21
3.3Заподноевропейская модель менеджмента………..…………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………………………….…….24
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………

Вложенные файлы: 1 файл

эвалюция менеджмента .doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

К недостаткам школы  психологии и человеческих отношений  можно отнести игнорирование  вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

  Абрахам Маслоу (1908-1970) – американский психолог,(представитель гуманистической психологии) известен, как создатель иерархической теории потребностей, разделив их:

· базисные(физиологические, безопасности, позитивной самооценке и другие);

· производные(в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни) . (рисунок 2.2):

 

 

 

  Рисунок 2.2 пирамида Маслоу

 Источник: [24].

        Базисные потребности постоянны, производные изменяются. Маслоу считал, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высокий уровень.

Эта теория была выдвинута по результатам  клинических и производственных наблюдений в начале 40-х годов. Теория была сразу принята всеми американскими психологами. Маслоу писал: "Потребности удовлетворенные, перестают быть активными стимуляторами"[24]

Напротив, если социальные нужды работника  не удовлетворены, то наступает фрустрация (разочарование, расстройство, означает состояние неприятного эмоционального напряжения, вызванного временной или постоянной невозможностью удовлетворения какой-либо потребности), которая проявляется в агрессивных чувствах и гневе. Работник, например, может переключить свою энергию на активную работу в профсоюзе, политическую деятельность и т.д.

Свою теорию Маслоу сопровождает оговорками. Схему не надо понимать буквально. Администратор должен знать, что социальные потребности более высокого порядка, могут выступать уже и на первых ступенях иерархии, до того как низшие потребности будут удовлетворены на сто процентов. Даже голодные люди восстают против социальных и политических ограничений. У некоторых людей уровень стремлений может быть надолго подавлен или снижен. Идея постепенного возникновения все новых потребностей по мере удовлетворения наиболее насущных и жизненных не нова. Много лет раньше Маслоу К. Маркс указывал, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться и для этого они должны трудиться, прежде чем заниматься политикой, религией, философией, бороться за власть и т.д.

Маслоу отвергает "миф о довольном  рабочем", распространяемый

его же коллегами. В человеке труда  управляется чувство собственного достоинства, сознание своей силы и  роли в обществе. Возникновение повышенных требований ставит менеджеров во все более трудное положение. Он признает, что для громадного большинства людей главными "стимуляторами" все еще остаются голод и страх. До "вторичных потребностей" пока поднялось весьма незначительное меньшинство. Без "физиологических стимулов" не было бы и наемного труда; не ради общения, самоутверждения и тем более самовлияния работник продает свою рабочую силу.

Самым слабым звеном в теории Маслоу является его идея, что

"удовлетворенные потребности  перестают быть стимуляторами". Сомнительно также, что исчезает "стимул безопасности" у человека, имеющего работу.

Существуют в любом обществе и тем более в условиях рынка  проблемы  в реализации человеком потребности в самовыявлении. Мы и сегодня в нашем обществе постоянно видим, что люди поступают не работать в свое удовольствие, в соответствии со своими интересами, а зарабатывать.

Теория Маслоу отражает реальную действительность. Ограниченная, по сути теоретическая конструкция, объясняющая поведение индивида, была подвергнута острой критике, но до сих пор служит основой для многих современных моделей мотивации труда и все еще широко применяется в промышленности как средство улучшения стиля руководства.

    Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Мак-Грегором.

Мак-Грегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

               2.4 Школа науки управления (количественная школа)

         Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась вначале 50-х гг. и  успешно функционирует и в  настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

Рассмотрение производства как "социальной системы" с использованием системного, процессного и ситуационного  подходов.

Исследование проблем  управления на основе системного анализа  и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Заслуга школы науки  управления заключается в том, что  она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление  школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях  в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

Ряд крупных специалистов, таких как В.К. Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В. Канторович, внесли большой вклад  в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит  Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью "К теории сбалансированности бюджета  потребителя", которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая в стране Лаборатория  экономико-математических методов  была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация "Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой", в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал "Эконометрика". Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной особенностью науки управления является использование  моделей. Модели приобретают важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием  нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.

Ключевой характеристикой  количественной школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Огромное значение для  развития количественных методов в  управлении имело появление компьютеров, которые позволили разрабатывать  очень сложные модели, с большим  количеством переменных, весьма приближенные к реальности.

Яркими примерами использования  наработок количественной школы в системе управления персоналом являются модели оценки социально-экономической эффективности управления персоналом и модели, основанные на теориях вероятностей и игр, а также некоторые модели, основанные на нейролингвистическом программировании.

Вклад количественной школы в теорию и практику менеджмента  заключается в следующем:

· более глубокое понимание  сложности управленческих проблем  и повышение эффективности их решения благодаря использованию  математических моделей;

·        расширение спектра и развитие количественных методов менеджмента;

·        разработка методов эффективного менеджмента в условиях неопределенности и риска.

Ключевые положения  современных взглядов на менеджмент таковы:

1)    отказ от управленческого рационализма традиционных школ, согласно которым успех организации зависит от качества управления факторами внутренней среды (внутренними переменными), признание активной роли внешней среды организации;

2)    формирование гибкости и адаптивности организации к постоянно изменяющимся факторам внешней среды является приоритетной задачей менеджмента;

3)    использование в управлении основных положений теории систем, которая требует рассматривать организацию как единство составных элементов, взаимодействующих с внешней средой (признание организации открытой системой)4

4)    использование ситуационного подхода к управлению, т.е.

выработка управленческих решений с учетом характеристик  конкретной ситуации, а не готовых  универсальных формул и алгоритмов;

5)    признание социальной ответственности менеджмента пред обществом в целом и людьми, работающими в организации.

На основе выводов  различных школ теоретического менеджмента  сложились следующие подходы к эффективному управлению(рисунок 2.3).

 

 Рисунок 2.3 Подходы к менеджменту

Источник: разработано  автором.

          Процессный подход рассматривает управление как набор взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля. Успех организации зависит, таким образом, от качественного выполнения менеджерами этих функций.

Системный подход отказывается рассматривать менеджмент как некий набор общих принципов и правил, считая ключом к эффективному управлению комплексное решение любых проблем организации на основе системности как типа мышления.

Поведенческий подход считает ключевым фактором успеха в управлении поведение руководителя и взаимоотношения в рабочих группах и организации в целом.

Ситуационный  подход предполагает необходимость анализа конкретных обстоятельств и факторов, воздействующих на организацию в данный момент времени, так как только ситуационные решения являются условием эффективного менеджмента.

3. РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

              3.1 Особенности американской модели

        Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20-30-е гг. потребовал поиска новых  форм управления. Постепенно сложилось  понимание того, что для выживания  производства необходимо изменить отношение  к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой  сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная  форма предпринимательства.

Американский экономист  Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода  к распределению ресурсов общества. Это - традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

Современная американская модель менеджмента ориентирована  на такую организационно-правовую форму  частного предпринимательства, как  корпорация (акционерное общество), возникшая еще вначале XIX в.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие  было введено в обиход на стыке 60-70-х  гг., а в 80-е гг. охватило практически  все американские корпорации.

Основой стратегического  управления является системный и  ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры  и их потенциал, финансы, организационная  культура и пр.) среды.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения "качества трудовой жизни", с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

              В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.

Информация о работе Разнообразие моделей менеджмента