Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:20, курсовая работа
В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же исключительно важным становится осуществление такого управления, которое направлено на адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Введение 3
Сущность стратегического управления 6
Цели организации 8
Сильные и слабые стороны организации 10
Оценка и анализ факторов внешней среды 12
Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации 13
Рассмотрение стратегических альтернатив организации 15
Выбор стратегии 16
Реализация стратегического плана 18
Планирование действий 20
Оценка стратегического плана 21
Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы 22
Рассмотрение темы на примере конкретной организации 25
Заключение 43
Список литературы 47
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. На рис. 3 представлена расширенная версия процесса стратегического планирования.
Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Вот некоторые из характеристик тактических планов:
После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно
Рис. 3. Процесс стратегического планирования – расширенная версия [9, с. 257]
формулируется высшими управляющими на длительный период времени.
Для руководства
Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью всяческую свободу выбора. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.
Планирование действий
Этап планирования действий разбивается на шесть стадий:
Разработка планов действий даёт следующие преимущества:
Оценка стратегического плана
Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод «внедрить немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.
Оценка стратегии проводится путём сравнения результатов работы с ранее поставленными целями. При оценке процесса стратегического планирования необходимо ответить на пять ключевых вопросов:
Укрупнёнными показателями оценки стратегии являются: повышение производительности труда; улучшение качества продукции и услуг; увеличение прибыли; расширение рынка сбыта продукции; освоение новых видов продукции; экономия расходов; увеличение дивидендов.
Одной из причин успешности предпринимательства является приверженность долгосрочным программам. Однако одной из причин неудач в реализации стратегии оказывается разрыв между стратегией, структурой и внешней средой. Попытки вложить новую стратегию в старую структуру редко приводят к положительному результату. Подкрепить новую стратегию необходимо перераспределением обязанностей, образованием новых подразделений, ликвидацией некоторых прежних подразделений [6, с. 67-68].
Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нём характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнётся, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Благодаря бизнес-плану, у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.
В бизнес-плане обосновываются:
Бизнес-план даёт объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы компании. В нём решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
Пренебрегая составлением бизнес-плана, российский менеджер может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. Чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается.
При составлении плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, доступность в изучении и понимании, то есть бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри неё, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования [9, с. 3-12].
Анализ социально-экономического состояния торгового предприятия ООО «Уфа»
Общая характеристика ООО «Уфа»
Фирма «Уфа» – торговое предприятие, одно из представителей малого бизнеса РБ, находится в Уфе по ул. Шафиева,135. Вид деятельности – оптовая торговля канцелярскими товарами, бумажной продукцией, но по уставу может заниматься многими видами деятельности. Юридическо-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью, форма собственности частная, учредитель – юридическое лицо. Общество имеет целью деятельности удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работе, услугах и извлечение прибыли.
Учредителем фирмы на момент создания являлось одно лицо, оно же одновременно являлось и ее директором. В наличии имеются все необходимые документы, лицензии, разрешения.
Фирма была создана в 1995 году.
За время своего существования фирма эволюционировала до современного многопрофильного предприятия. К ассортименту прибавились так называемые товары для бизнеса – различные ежедневники с тиснением, сувенирная продукция. Активно развиваются направления офисной мебели – стулья, вешалки, сейфы; мелкоофисной техники – это уничтожители для бумаги, ламинаторы, брошюраторы и многое другое. Помимо этого – компьютерные аксессуары – картриджи, клавиатуры, компьютерные мыши и так далее.
Фирма «Уфа» – одна из крупнейших канцелярских организаций в Республике Башкортостан. Также является официальным представителем таких известных мировых фирм, как Trodat, Faber-Castell, Lamark, Citizen, Erich Krause, Xerox и других.
Для удобства бухгалтерского учета, учета товарно-материальных ценностей, инвентаризации были приобретены шестнадцать компьютеров, оргтехника.
Транспортировка товаров вначале осуществлялась на одном автомобиле «Газель», но в связи с расширением бизнеса возникла необходимость приобретения ещё двух автомобилей, что облегчило доставку груза, мобильность.
Для удобства погрузочно-разгрузочных работ у складов имеются подъезды для авто транспорта. Поставка товаров в Уфу выполняется железнодорожным транспортом силами специализированных организаций, а по Уфе - автотранспортом, принадлежащим фирме.
Помещение под офис и торговый зал располагается в капитальном здании, оборудовано всеми удобствами. Занимаемая площадь только торгового зала составляет 108 м2. Имеется три склада.
Товарооборот за последние два года увеличился примерно в два раза. Расширился рынок сбыта. Были заключены договора с крупнейшими предприятиями города на поставку товаров. Увеличилось число оптовых покупателей, в том числе из других городов Башкортостана.
Анализ внутренней среды ООО «Уфа»
Финансовый потенциал
ООО «Уфа» образовано за счет собственных средств. Предприятие платежеспособно, финансовое состояние устойчивое. Денежных ресурсов для осуществления текущей деятельности вполне достаточно. Имеет как кредиторскую, так и дебиторскую задолженности. Это связано с рассрочкой платежей, которую «Уфа» предоставляет постоянным оптовым покупателям. Иногда поставщики предоставляют товар в кредит. Долгов перед бюджетом нет. Прибыльность фирмы зависит от платежеспособности покупателей, сезонности, ситуации на рынке, позиций и действий конкурентов. Источником финансирования служит в основном собственные денежные средства. Доля заемных средств незначительна (задолженность перед поставщиками). Рассмотреть какие-либо другие стороны финансовой деятельности предприятия нет возможности из-за закрытого характера коммерческой информации. Предприятие проводит операции с большими суммарными объемами выручки. В целом деятельность фирмы «Уфа» можно охарактеризовать как успешную, приносящую немалую прибыль.
Информация о работе Разработка задач стратегического управления организацией