Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:20, дипломная работа
Для России разработка и внедрение в организациях СМК имеет особое значение, т.к. наше отставание в вопросах менеджмента качества составляет как минимум 10 лет. В настоящее время, учитывая относительно стабильный рост экономики, создания рыночных отношений и вступление России в общее Европейское образовательное пространство, а так же согласно обязательному условию аккредитации наличие и эффективность СМК в образовательных учреждениях просто необходимо. Целью дипломной работы является разработка программы внедрения СМК в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2000 в образовательное учреждение.
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 Основные понятия менеджмента качества 10
1.3 Принципы менеджмента качества 14
1.4 Стандарты серии ИСО 9000 и менеджмент качества 17
1.5 Требования стандартов ИСО 9000:2000 19
1.5.1 Состав семейства стандартов ИСО 9000 версии 2000 года 20
1.5.2 Принципы менеджмента качества согласно стандарту ИСО 9000:2000 21
1.5.3 Процессный подход 22
1.5.4 Общая структура требований стандарта ИСО 9001:2000 24
2 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Основная характеристика организации и основные направления деятельности 25
2.2 Миссия и стратегические направления организации 27
2.3 Стратегические партнеры техникума и система взаимодействия с ними 28
2.4 Результаты работы коллектива техникума за 2006-2008год 29
2.5 Организационная структура управления ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» 31
3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 32
3.1 Анализ проблем среднего профессионального образования 32
3.2 Анализ проблем строительной отрасли Кемеровской области 33
3.3 Анализ основных финансово-экономических и технико-экономических показателей деятельности организации 36
3.4 Оценка действующей системы менеджмента качества в ФГОУ СПО НСТ 38
3.5 Краткие выводы по аналитической части 40
4 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 42
4.1 Проект внедрения системы качества на предприятии 42
4.1.1 Организация работ по созданию СМК 42
4.1.2 Реализация проекта СМК 44
4.2 Оценка эффективности проекта 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 112
ПРИЛОЖЕНИЕ З 115
ПРИЛОЖЕНИЕ И 122
ПРИЛОЖЕНИЕ К 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 127
ПРИЛОЖЕНИЕ М 131
Приложение Н 134
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета
Кафедра менеджмента и маркетинга
Студент группы МОЗС-05 |
А.В. Фёдорова |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В ФГОУ СПО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Руководитель |
К.э.н, доцент |
А.В. Порохин __________ |
«____»___________2008 г. |
Нормоконтроль | |
___________ доцент А.В.Порохин | |
«___» ____________ 2008 г. | |
Работа допущена к защите |
Работа защищена ГАК |
Зав. кафедрой, д-р экон. наук, |
с оценкой "_________" |
Профессор |
Председатель ГАК |
И.Г.Степанов |
д-р техн. наук, профессор |
В.В. Ерастов | |
_______________________ |
_______________________ |
«___» ____________ 2008 г. |
«___» ____________ 2008 г. |
Новокузнецк 2008
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета
Кафедра менеджмента и маркетинга
Задание
на дипломную работу
студентке Фёдоровой Анне Владимировне группы МОЗС-05
Содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов): теоретические основы управления качеством, требования международного стандарта качества ИСО 9000, общая характеристика ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум», анализ финансово-экономических показателей и динамики приёма, анализ проблем СПО, анализ проблем строительной отрасли Кузбасса, описание существующей системы качества, разработка программы внедрения системы качества на основе МС качества ИСО 9000, оценка эффективности проекта.
Руководитель к.э.н., доцент ____________________ А.В. Порохин
Студент группы МОЗС-05 ____________________ А.В. Фёдорова
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка 52 стр., 8 табл., 3 рис., 23 источника, 13 прил.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ISO 9001:2000, ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД, АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯ СМК, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Объектом исследования является деятельность Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Новокузнецкий строительный техникум».
Предмет исследования – система менеджмента качества и стандарты ИСО 9000.
Цель дипломной работы – разработка программы внедрения СМК в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2000 в ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум»
В результате исследований были разработаны проектные мероприятия по улучшению действующей СМК в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2000.
В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.
Эффективность и значимость проекта описана как на уровне внутренних улучшений деятельности организации, так и на уровне политики государства в сфере образования.
Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность. Если ранее главным показателем в конкуренции была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
Повышение конкурентоспособности предприятий России и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9000 - 2000. Особенностью этих стандартов является их универсальность и применимость как для больших так и для малых организаций различных направлений деятельности. Внедрение СМК позволяет предприятиям совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
В современных рыночных отношениях международным стандартам системы менеджмента качества ИСО серии 9000 принадлежит особая роль. За время, прошедшее с момента публикации первых версий этих стандартов в 1987 г., они стали признанными эталонами организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством укрепления доверия со стороны партнеров и повышения конкурентоспособности. В мире насчитывается более 400 тыс. организаций, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000.
Система качества - это определенный способ организации дела на предприятии, гарантирующий потребителю продукцию необходимого качества. Для потребителя система качества предприятия является гарантией качества продукции. Для руководителей предприятия система качества - это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены.
Международная организация по стандартизации - ISO (International Organization for Standartization) была создана в 1947 г. В настоящее время в неё входят свыше 100 стран. Цель ISO - развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности.
Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 - семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.
Для России разработка и внедрение в организациях СМК имеет особое значение, т.к. наше отставание в вопросах менеджмента качества составляет как минимум 10 лет. В настоящее время, учитывая относительно стабильный рост экономики, создания рыночных отношений и вступление России в общее Европейское образовательное пространство, а так же согласно обязательному условию аккредитации наличие и эффективность СМК в образовательных учреждениях просто необходимо.
Целью дипломной работы является разработка программы внедрения СМК в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2000 в образовательное учреждение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования дипломной работы является деятельность Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Новокузнецкий строительный техникум».
Предметом исследования является система менеджмента качества и стандарты ИСО 9000.
В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработку плана внедрения системы менеджмента качества, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности организации.
Основные идеи, выводы и рекомендации в дипломной работе формулируются с учетом возможностей их практической реализации, на основе анализа как теории, так и практики управления российским предприятиями в условиях рыночной экономики.
Таблица 1 - Основные понятия
ISO, ИСО |
это не аббревиатура,
а сокращенная форма |
ВР |
высшее руководство |
СМК |
система менеджмента качества |
Аккредитация |
процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) |
Аудит |
систематический,
независимый и |
Болонский процесс |
процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. |
Внедрение |
исследования и действия, связанные с запуском в производство нового товара или какой либо разработки для продвижения товара на рынке. |
Высшее руководство |
лицо или группа работников, осуществляющая руководство (направляющая деятельность) и управление организацией на высшем уровне |
Дефект (или замечание) |
невыполнение требования, относящегося к предполагаемому или установленному применению |
Документ |
информация и ее носитель |
Инсталляция СМК |
Процесс внедрения разработанных документов, «приживления», адаптации их к реальным условиям |
Качество |
степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик |
Менеджмент качества |
полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества. |
Модификация |
внесение изменений, улучшение, преобразование методов управления, технологии производства, продукции, создание новой, прогрессивной модели продукции. |
Мониторинг |
Специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза. |
Несоответствие |
не выполнение требования |
Планирование качества |
часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующихся (детально определяющих) как это будет достигнуто. |
Политика качества |
основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством |
Процедура |
установленный способ осуществления деятельности или процесса |
Процесс |
совокупность
взаимосвязанных или |
Продолжение таблицы 1 | |
Система менеджмента качества |
система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей. |
Соответствие |
выполнение требования |
Требование |
потребность или ожидание, которое заявлено, обычно предполагается или является обязательным |
Управление качеством |
часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнение требований качества. |
Цель качества |
то, чего добиваются или ставят целью, связанное с качеством |
1.2 Основные этапы развития менеджмента качества
Менеджмент качества в своем развитии прошел к настоящему времени 6 основных фаз. Каждая фаза соответствует технологиям качества, которые применяются на предприятиях.
Фундамент (0-я фаза). Фундаментом обеспечения качества являются стандартизация, метрология и взаимозаменяемость компонентов продуктов. Исторически этот фундамент начал создаваться, начиная со второй половины XIX века, прежде всего, в военной промышленности. Главным "завоеванием" этой фазы стала концепция стандартного качества - создается "хороший" образец продукции (стандарт), который затем воспроизводится в серии с минимальными отклонениями. При этом все компоненты продукта также соответствуют идее "стандартного качества", т.е. являются взаимозаменяемыми. К концу XIX века стандарт - образец заменился стандартом - техническими требованиями, записанными в документе.
Для развивающегося предприятия задача осознания концепции стандартного качества - важнейшая из задач. Пока не будет создана нормативная база, включающая стандарты предприятия, национальные и международные стандарты, пока не будут решены задачи оценки соответствия готового продукта требованиям этих стандартов, о менеджменте качества и говорить не приходится.
Фаза контроля качества. Основу концепции обеспечения качества этой фазы можно сформулировать так: "Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы не годные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя".
В рамках этой концепции
повышение качества всегда сопровождается
ростом затрат на его обеспечение, т.е.
цели повышения эффективности
Для развивающегося предприятия выстраивание системы технического контроля - крайне важный момент. Это предполагает: