Разработка и внедрение системы менеджмента качества в ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:20, дипломная работа

Краткое описание

Для России разработка и внедрение в организациях СМК имеет особое значение, т.к. наше отставание в вопросах менеджмента качества составляет как минимум 10 лет. В настоящее время, учитывая относительно стабильный рост экономики, создания рыночных отношений и вступление России в общее Европейское образовательное пространство, а так же согласно обязательному условию аккредитации наличие и эффективность СМК в образовательных учреждениях просто необходимо. Целью дипломной работы является разработка программы внедрения СМК в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2000 в образовательное учреждение.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 Основные понятия менеджмента качества 10
1.3 Принципы менеджмента качества 14
1.4 Стандарты серии ИСО 9000 и менеджмент качества 17
1.5 Требования стандартов ИСО 9000:2000 19
1.5.1 Состав семейства стандартов ИСО 9000 версии 2000 года 20
1.5.2 Принципы менеджмента качества согласно стандарту ИСО 9000:2000 21
1.5.3 Процессный подход 22
1.5.4 Общая структура требований стандарта ИСО 9001:2000 24
2 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Основная характеристика организации и основные направления деятельности 25
2.2 Миссия и стратегические направления организации 27
2.3 Стратегические партнеры техникума и система взаимодействия с ними 28
2.4 Результаты работы коллектива техникума за 2006-2008год 29
2.5 Организационная структура управления ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» 31
3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 32
3.1 Анализ проблем среднего профессионального образования 32
3.2 Анализ проблем строительной отрасли Кемеровской области 33
3.3 Анализ основных финансово-экономических и технико-экономических показателей деятельности организации 36
3.4 Оценка действующей системы менеджмента качества в ФГОУ СПО НСТ 38
3.5 Краткие выводы по аналитической части 40
4 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 42
4.1 Проект внедрения системы качества на предприятии 42
4.1.1 Организация работ по созданию СМК 42
4.1.2 Реализация проекта СМК 44
4.2 Оценка эффективности проекта 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 112
ПРИЛОЖЕНИЕ З 115
ПРИЛОЖЕНИЕ И 122
ПРИЛОЖЕНИЕ К 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 127
ПРИЛОЖЕНИЕ М 131
Приложение Н 134

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - СМК.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

1.5 Требования стандартов ИСО 9000:2000

Идеология стандартов версии 2000 г. отличается от идеологии версии 1994 г. Она основана не на бизнес-функциях (элементах качества), а на бизнес-процессах предприятия. Международный стандарт ИСО 9001-2000 "поощряет применение процессуального подхода в управлении организацией и ее процессами, а также рассматривает его как способ быстрого выявления и реализации возможностей для улучшения".

Выделяются 4 группы процессов:

  1. основной (производственный) процесс;
  2. процессы административного управления;
  3. процессы обеспечения ресурсами (включая трудовые);
  4. процессы корректировки (контроля, улучшения и т.д.).

В новой редакции стандарта используется единая модель системы качества (ИСО 9001-2000) для  организаций всех видов (а не три модели - 9001, 9002, 9003 - как в версии 1994 г.). У нас в стране этому международному стандарту соответствует Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в соответствии с ним сертифицируются системы менеджмента качества предприятий и организаций.

В соответствии с требованиями ИСО 9001-2000, организация "должна установить и управлять процессами, необходимыми для обеспечения уверенности в том, что продукция и/или услуга соответствуют требованиям заказчика". В качестве способа внедрения и демонстрации установленных процессов, организация должна создать систему менеджмента качества, основываясь на требованиях этого международного стандарта. Система менеджмента качества должна быть внедрена, поддерживаться в рабочем состоянии и подвергаться улучшениям со стороны организации".

Организация должна подготовить процедуры системы  менеджмента качества, которые описывают процессы, необходимые для внедрения системы менеджмента качества. Масштаб и глубина процедур должна определяться такими факторами как размер и тип организации, сложность и взаимосвязь процессов, применяемые методы, а также квалификация и степень подготовки персонала, участвующего в выполнении работ.

Они должны включать:

а) общесистемные процедуры, которые описывают деятельность, необходимую для внедрения системы менеджмента качества;

б) процедуры, описывающие последовательность и внутреннее содержание процессов, необходимых для обеспечения уверенности в соответствии продукции и/или услуги     установленным требованиям;

в) инструкции, описывающие операционную деятельность и управление процессами.

Такой подход:

  1. более "гибок", чем подход ИСО 9000-1994;
  2. гораздо более тесно увязан с совершенствованием системы управления;
  3. устанавливает новую, более высокую планку в требованиях к системе управления организацией.

1.5.1 Состав семейства стандартов ИСО 9000 версии 2000 года

Семейство стандартов ИСО 9000 редакции 2000 года, разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Сообща они образуют комплект родственных стандартов системы менеджмента качества, перечисленных ниже:

ИСО 9000 обеспечивает введение в системы менеджмента качества и словарь менеджмента качества.

ИСО 9001 устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, в случае необходимости продемонстрировать способность организации, обеспечить соответствие продукции.

ИСО 9004 обеспечивает руководство по внедрению широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности.

ИСО 10011 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества. /6, с. 104-107/

1.5.2 Принципы менеджмента качества согласно стандарту ИСО 9000:2000

Система менеджмента  качества является частью системы управления организации, которая ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий ее заказчиков. Цели качества дополняют другие цели организации, такие как развитие, денежные средства, прибыльность, безопасность персонала и окружающей среды.

Различные части  системы управления организации  могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества, в единую, связующую унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности.

Система управления организации может быть оценена  в сравнении с собственными требованиями к ней. Система управления может также быть проверена на соответствие требованиям международных стандартов таких как ИСО 9001 и ИСО 14001. Эти аудиты системы управления могут быть проведены отдельно или совместно.

Успешное управление и функционирование организации  требует управления в систематической  и видимой форме. Успех может  быть результатом от внедрения и поддержания системы управления, которая разработана для постоянного улучшения выполнения работ, путем ее направленности на нужды всех заинтересованных сторон. Управление организацией охватывает менеджмент качества наряду с другими дисциплинами управления.

В стандартах ИСО  серии 9000 2000 года идентифицированы следующие восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества:

  1. организация, сфокусированная на заказчика - организации зависят от своих заказчиков и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять требования заказчика и стараться превосходить ожидания заказчика;
  2. руководство - руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю окружающую среду организации. Они создают окружение, в котором люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации;
  3. вовлечение людей - служащие всех уровней - это сущность организации, и их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации;
  4. процессный подход - желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие ресурсы и деятельности управляются как процесс;
  5. системный подход к управлению - идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, для заданных целей, способствующих результативности и эффективности организации;
  6. постоянное улучшение - постоянное улучшение является неизменной целью организации;
  7. подход принятия решений, основанный на фактах - эффективность решений основывается на логическом и интуитивном анализе данных и информации;
  8. взаимовыгодные отношения с поставщиками - взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обоих организаций по созданию ценности.

Принципиально новым в стандартах ИСО серии 9000 2000-ого года является применение процессного подхода в управлении организацией и акцент на постоянное и непрерывное улучшение. /7, с. 104-107/

1.5.3 Процессный подход

Любая деятельность или действие, которая получает входящие элементы и преобразует их в выходящие  элементы может быть рассмотрена как процесс. Почти все деятельности и действия, относящиеся к продукту и/или услуге, являются процессами.

Для функционирования организаций необходимо, чтобы они  определяли и управляли целым  рядом взаимосвязанных процессов. Часто выход одного процесса будет являться входом другого процесса. Систематическая идентификация и управление различными процессами, реализуемыми внутри организации, и, в особенности, взаимосвязь между такими процессами рассматривается как подход, основанный на процессах, или процессный подход". /2, с.176/

Основные требования к системе менеджмента качества, установленные международным стандартом ИСО 9001:2000, концептуально представлены на рисунке 2 в виде "процессной модели". Модель в графическом виде показывает интеграцию содержания четырех основных разделов международного стандарта ИСО 9001:2000 - 5,6,7 и 8.

Рисунок 2 - Процессная модель.

Процессная  модель, представленная на рисунке 2 не имеет целью отразить процессы в деталях. Вместе с тем, все требования к системе менеджмента качества по достижению соответствия продукта и/или услуги могут быть размещены внутри модели.

Поэтому рисунок 2 является моделью законченной системы процессов менеджмента качества, он также способен демонстрировать взаимосвязь между процессами.

В качестве примера  процессов создания продукта и/или  оказания услуг, модель подчеркивает тот факт, что заказчики и другие заинтересованные стороны играют важную роль в процессе установления входных требований. После этого по отношению ко всем процессам, необходимым для создания продукции и/или оказания необходимой услуги, применяется управление процессом и проводится проверка "выхода". Измерения степени удовлетворенности заказчика и других заинтересованных сторон, используется в качестве обратной связи для оценки и признания того, что требования заказчика были выполнены.

1.5.4 Общая структура требований стандарта ИСО 9001:2000

Общая структура  требований стандарта ИСО 9001:2000 состоит из следующих элементов:

4 раздел стандарта - Система менеджмента качества;

5 раздел стандарта - Ответственность руководства;

6 раздел стандарта - Управление ресурсами;

7 раздел стандарта - Осуществление выпуска продукции;

8 раздел стандарта - Измерение, анализ и улучшение.

Рассмотрим, более  подробно состав и назначение требований МС ISO 9001:2000 (аутентичный текст стандарта, используемый на территории РФ, представлен в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - Приложение А).                         

 

 

 

 

 

 

2 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Основная характеристика  организации и основные направления деятельности

Полное  название организации: Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Новокузнецкий строительный техникум»

Сокращённое название организации: ФГОУ СПО НСТ

Адрес: 654079 Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Мичурина, 4

Контактный  телефон: 8 (3843) 72-17-90 – приёмная

 72-17-88 – приёмная комиссия

Директор: Юрий Владимирович Корнеев.

Вид деятельности: образовательные услуги

22 марта 1948 года Министерством  строительства топливных предприятий СССР было принято решение об открытии на юге Кузбасса, конкретно в городе Сталинске, Кузнецкого горно - строительного техникума.  В начале 1949 года техникум был преобразован в Кузнецкий горный техникум. В 1963 году техникум переименован в Новокузнецкий строительный. В 2008 году в техникуме отметили 60 летний Юбилей.

На сегодняшний  день техникум готовит специалистов по 8 направлениям очной и заочной формам обучения:

Строительное  отделение:

  1. 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Технологическое отделение:

  1. 240305 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных  материалов и изделий»;
  2. 270107 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»;
  3. 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) ;
  4. 080112. «Маркетинг» (по отраслям).

Механическое  отделение:

  1. 190605. «Техническая   эксплуатация    подъемно-транспортных строительных,  дорожных машин и   оборудования»;
  2. 190604. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Архитектурное отделение:

  1. 270301 «Архитектура. Дизайн интерьера».

С 2007 года в техникуме  работает «Ресурсный центр новых  строительных технологий», основным видом деятельности которого является предоставление дополнительных образовательных услуг по следующим направлениям:

  1. «Сметного дело»;
  2. «Дизайн интерьера»;
  3. «Ландшафтный дизайн»;
  4. «М<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-decorati

Информация о работе Разработка и внедрение системы менеджмента качества в ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум»