Разработка и обоснование инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке и обосновании иннова-ционного проекта ООО «ПК Теплоэнергосбыт».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи дипломного проекта:
- изучить теоретические и методические основы инновационных проек-тов;
- проанализировать инновационную деятельность ООО «ПК Теплоэнергосбыт»;
- разработать и обосновать инновационный проект для ООО «ПК Теплоэнергосбыт»;
- дать экономическую оценку мероприятиям по внедрению инновацион-ного проекта на ООО «ПК Теплоэнергосбыт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ………………………………………………………6
1.1. Сущность и характеристика инновационного проекта……………………..6
1.2. Планирование инновационного проекта……………………………………14
1.3. Методика разработки инновационного проекта……………………………22
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПК ТЕПЛОЭНЕРГОСБЫТ»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ управления инновационной деятельностью на ООО «ПК Тепло-энергосбыт»
3. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ООО «ПК ТЕПЛОЭНЕРГОСЫТ»
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ООО «ПК ТЕПЛОЭНЕРГОСБЫТ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Цветкова Кристина М-551 Дипломный проект.doc

— 5.14 Мб (Скачать файл)

Бизнес-план - это комплексный, стратегический, итоговый документ, в котором обосновывается и оценивается инновационный проект в различных аспектах и содержатся данные всех направлений его анализа. В нем раскрываются сильные и слабые стороны проекта, возможности получения ожидаемых доходов и жизнеобеспечения в условиях рыночной конкурентной среды, что является основой для получения финансовой поддержки и средств привлечения капитала для его осуществления.

Основными причинами разработки бизнес-плана являются:

- возможность обнаружить проблемы в результате исследования до того, как они возникли;

- необходимость привлечения инвестиций;

В настоящее время бизнес-план - это стандартный документ ознакомления с проектом и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Состав документа, его структура и степень детализации зависят от целевой направленности, масштабов и стоимости проекта, чем более значим проект, тем более подробным и исчерпывающим должен быть бизнес-план.

Наиболее распространенной формой его в настоящее время является документ, в котором отражены сведения о предприятии, которое будет реализовывать инновационный проект; продукции (товары, услуги, работы); рынках сбыта продукции; конкурентах; стратегии маркетинга и финансовой стратегии; рисках и их компенсации; производственном, организационном и финансовом (иногда юридическом) планах.

Большинство инновационных бизнес-планов принадлежат к группе инвестиционных проектов, имеющих существенные отличия от типовых как по содержанию, так и по методам и приемам оценки эффективности их применения. Инвестиционные проекты предполагают использование заемных средств и поэтому определение коммерческой, финансовой и экономической эффективности является абсолютно необходимым как обоснование гарантий возврата финансовых средств в установленный срок.

Завершающим этапом в создании инновационного проекта является учитывание рисков и их особенностей.

Риски инновационных проектов можно рассмотреть с двух позиций:

- по классификационным признакам;

- по основным приёмам управления рисками инновационных проектов.

Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатору инновационного проекта нужно реально оценить свои шансы.

Риск инновационных проектов учитывает вероятностный характер ожидаемого результата в условиях неопределенности. Иными словами, риск инновационных проектов – неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени [4, с.98].

Оценка риска является частью любых предпринимательских решений, в том числе и связанных с инновационными проектами. Инновационные проекты связаны с капиталовложениями в отдельные отрасли, предприятия, производства.

При построении классификации рисков инновационных проектов целесообразно использовать блочный принцип. Блочный принцип классификации рисков инновационных проектов предполагает распределение риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам и другим уровням. Именно из-за многообразия рисков инновационных проектов классификация рисков проводится не по сквозному, а по блочному принципу.

Риски могут быть внешние, внутренние и смешанные,[1, с.63].

К внешним рискам можно отнести общеэкономический, рыночный, социально-демографический, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовой виды риска. При этом причины, обусловливающие внешнеэкономический, рыночный, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовые виды риска, могут заключаться в действиях субъектов внешней среды, а также внутренней, поэтому они относятся к категории смешанных.

Смешанные риски связаны с деятельностью разработчиков инновационных проектов.

Для управления инновационными рисками целесообразно их систематизировать.

В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного решения и др.

Для избежания последствий невостребованности продукции организация-производитель должна проанализировать причины этого. Поэтому необходима классификация факторов риска невостребованности продукции.

Риск невостребованности продукции - это вероятность потерь для организации изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Он характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.

Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан, как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самой организции, производящего и реализующего продукцию.

Возникновение риска невостребованности инновационной продукции обусловлено внутренними и внешними причинами [1, с.60].

Внутренние причины зависят от деятельности организаций. К ним относятся:

- недостаточная квалификация персонала;

- неправильная организация производственного процесса;

- неправильная организация снабжения  материальными ресурсами;

- неправильная организация сбыта готовой продукции;

- нечеткое управление организацией.

Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности разработчиков инновационных проектов.

Основными внешними причинами, вызывающими риск невостребованности являются:

- инженерно-конструкторские;

- платежеспособность потребителя;

- транспортные;

- организация работы и состояние финансовой системы;

- повышение процентных ставок по вкладам;

- социально-экономические;

- демографические;

- географические;

- нормативно-правовые.

Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач: обнаружение рисков; оценка; воздействие на потенциальные риски; контроль рисков [1, с.69].

Возможны следующие варианты принятия решения в условиях рисковой ситуации:

- уклонение от риска - субъект, принимающий решение, стремится максимально избежать возможных рисков, поэтому он готов нести большие издержки на различные мероприятия по контролю и страховке рисков;

- предпочтение риска - субъект охотно идет навстречу риску, он принимает лишь минимальные меры по его страхованию и готов сам нести ответственность за его последствия. Эта стратегия характерна для тех индивидуумов, которые ожидают в результате спекулятивных рисков выгодные доходы, поэтому ее часто применяют молодые, растущие предприятия;

- безразличие к риску - субъект, принимающий решение, стремится к оптимизации затрат на риск и старается взвешенно применять различные инструменты и методы страхования и ликвидации риска.

Важно иметь в виду, что поведение в рисковой ситуации зависит, в основном, от уровня информированности того или иного участника проекта относительно различных сторон и аспектов реализации проектов. Для того чтобы управлять рисками, необходимо их оценивать.

При обнаружении риска, прежде всего, необходимо определить существование зон риска для проводимой работы, а при их наличии хотя бы качественно оценить важность этих рисков.

Алгоритм метода экспертной оценки экономических рисков включает в себя:

- разработку перечня возможных рисков по всем этапам и ключевым событиям реализуемого решения;

- определение опасности каждого риска для возможности реализации принимаемого управленческого решения и достижения поставленной цели;

- нахождение вероятности риска.

Таким образом, разработка и реализация инновационных проектов подвержена влиянию различных факторов. Для снижения риска инновационных проектов важно провести маркетинговые исследования, что позволит определить спрос на инновационную продукцию [1,с.73].

Предсказуемость результата снижает степень риска. При нулевой дисперсии риск полностью отсутствует.

Риск может быть снижен путем проведения проектного анализа новой продукции (коммерческого, технического, организационного, социального, экологического, экономического), что имеет значение для разработки инновационного проекта.

Все инновационные проекты (исследовательские и венчурные) подвергаются экспертизе, результаты которой учитываются при принятии решения о финансировании проектов.

Эффективное управление инновационными проектами обеспечивается путем их планирования и проведения работ на договорной основе.

    1. Методика разработки инновационного проекта

Для принятия решения о целесообразности осуществления инновационных проектов и объемах их финансирования проекты должны пройти процедуру экспертизы.

Анализ инновационных проектов имеет свои особенности. Нельзя ограничиваться стандартными методиками, нужно сочетать качественные и количественные методы со сравнительным анализом факторных моделей. Поэтому применяются как стандартные подходы корреляционного, финансового и инвестиционного анализов, так и ситуационные, вероятностные методы моделирования, результаты прогнозирования научно-исследовательских разработок, оценка жизнеспособности проекта. Это связано с правовыми, институциональными, экологическими и социальными проблемами, принципиальной новизной продукта, изменчивостью рынка, специальной подготовкой и подбором персонала, значительными техническими, технологическими и коммерческими рисками. Основные методы применяемые при разработке инновационного проекта:

Таблица 1. Методы разработки инновационного проекта.

Методы

Управление

Методы сетевого планирования и управления:

Включают в себя временной анализ проекта, ресурсный анализ проекта; распределение ресурсов; мониторинг проекта - совокупность методов и процедур контроля за ходом выполнения работ проекта.

Методы планирования затрат:

Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный.

Пассивный основан на расчете стоимости: по проектам-аналогам: по объемам работ и нормативам; на основе расчетной потребности ресурсов и нормативной базы.

Контроль затрат:

По ряду проектных показателей формируются наглядные графики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оценивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффективность фактических затрат.

Методы управления риском:

Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта.

Методы управления конфликтами:

В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.

Методы управления изменениями:

В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения изменений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.

Методы управления контрактами:

Данные методы направлены на упорядочение и систематизацию подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения и закрытие контрактов.

Методы организации и управления проектами

Определяют правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.


 

Для повышения качества подготовки инновационных проектов, их сопоставимости и снижения затрат, сроков обоснования технико-экономических требований к проектам, предположена информационная технология прогнозирования и анализа технико-экономических показателей. Информационная технология сопоставления экономических оценок эффективности проектов и технических требований к проектам представлена в виде определенного порядка действий, который условно назван методикой.

Основной идеей методики служит механизм поэтапной структуризации, анализа, оценки, ориентации и согласования интересов участников процесса разработки, изготовления и тиражирования новшеств на конечные экономические результаты их освоения и использования. Базовой последовательностью действий является следующая:

1. На основе анализа сферы деятельности рассматриваемой производственной системы, как составной технологической структуры экономики, устанавливаются «узкие места», формируются проблемные ситуации, конкретизируется проблема развития, возможные пути ее решения и соответствующие им новые перспективные объекты. Для решения этой задачи разработан компьютерный вариант информационной технологии.

2. После системного рассмотрения и анализа иерархической структуры прогнозных решений выделяется множество базовых перспективных объектов, для которых формируются требования и экономические условия прибыльности процессов их разработки и тиражирования.

3. Для каждого перспективного объекта формируется перечень потребительских свойств. Невозможность, либо низкая эффективность использования выявленных аналогов (по цене, производительности, надежности, исходному сырью и комплектующим и т.д.) определяет необходимость заказа на разработку и изготовление нового варианта объекта.

4. На основе анализа научно-технического задела определяется потенциальный разработчик, которому предъявляется перечень анализов, характеристики их потребительских свойств, а также приоритет потребительских свойств с точки зрения получения наибольшей прибыли у потребителя.

5. Потенциальный разработчик формирует перечень показателей, характеризующих технический уровень перспективного объекта и генерирует множество возможных вариантов его разработки и изготовления. Для каждого возможного варианта определяется ожидаемый набор потребительских свойств, стоимость разработки и изготовления новшества, уровень риска.

6. Полученные заказчиком варианты и их оценки используются для формирования оценок сравнительной прибыльности при тиражировании нововведений, затем выбирается предпочтительный вариант с учетом наибольшей прибыли и фактора риска.

Информация о работе Разработка и обоснование инновационного проекта