Разработка миссии и целей организации стратегическом управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является организация, как одно из звеньев экономики и менеджмента.
Предметом данной работы является разработка миссии и целей организации.
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии компании, привести примеры миссий некоторых крупных компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИССИИ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ
ХАРАКТЕРИСТИКИ . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1.Определение миссии организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Значение миссии для организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Основные этапы выработки миссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.4. Цели организации и их классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.5. Свойства целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.1.Цели формулирования миссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.2. Разработка миссии и целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..38
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_VE-211_2.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

1. Краткосрочные (текущие) цели обычно  относятся к тем задачам, которые  следует решить в течение одного  года. Эти цели хорошо воспринимаются  членами организации в том  случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией.

2. Среднесрочные цели охватывают  период протяженностью от одного  до трех лет. Цели, реализация  которых рассчитана на такие  сроки, требуют проведения тщательного  анализа условий деятельности (в  первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. Разработка и достижение среднесрочных целей особенно важны для торговых организаций.

3. Долгосрочные цели обычно относятся  к периоду планирования деятельности  организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках.

По степени важности для организации цели подразделяются на:

1. стратегические, устанавливаемые на длительный период; важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;

2. тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3--5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;

3. оперативные, представляющие собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня.

Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических целей организации, в котором ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п.

По значимости цели подразделяются на:

1. особо приоритетные, с достижением  которых связано получение главного  результата развития организации;

2. приоритетные, необходимые для  успеха и требующие внимания  руководства;

3. остальные, также важные, но несрочные  цели, нуждающиеся в постоянном  контроле.

Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.

В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением - поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр.

Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой – в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем - маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д. [9, 116]

Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла:

1. На стадии создания любая  компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые  отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить.

2. Для стадии роста приоритетными  являются цели, которые отражают  ее успешное позиционирование  на рынке и удовлетворительные  финансовые результаты. Это: дальнейшее  расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста.

3. На стадии зрелости цели  организации связаны с: контролем  за финансами; использованием конкурентных  преимуществ, обеспечиваемых масштабами  и высокими темпами роста; дальнейшим  совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления.

4. Цели завершающей стадии жизненного  цикла связаны с решением проблем  полного прекращения деятельности  и, как следствие, продажи имущества  и увольнения работников; продажи  компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и уровней управления складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня и целей более низкого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, т.к. она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. [8, с. 68]

Наиболее распространёнными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

- прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и другие;

- положение на рынке, описываемое  такими показателями, как доля  рынка, объём продаж и другие;

- производительность, выражающаяся  в издержках на единицу продукции, материалоёмкости и другие;

- финансовые ресурсы, описываемые  показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации и другие;

- мощности организации, выражаемые  в целевых показателях, касающихся  размера занимаемых площадей, количества  единиц техники и другие;

- разработка, производство продукта  и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат, сроки введения в действие нового оборудования и другие;

- изменения в организации и  управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам  организационных изменений и  другие;

- человеческие ресурсы (кол-во прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и другие);

- работа с покупателями (скорость  обслуживания клиентов, число жалоб  со стороны покупателей и другие);

- оказание помощи обществу (объём  благотворительности, проведение благотворительных  акций и другие).

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа -дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

- общая цель, находящаяся в вершине  графа, должна содержать описание  конечного результата;

- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

- при формулировке целей разных  уровней необходимо описывать  желаемые результаты, но не способы их получения;

- подцели каждого уровня должны  быть независимыми друг от  друга и невыводимыми друг  из друга;

- фундамент дерева целей должны  составлять задачи, представляющие  собой формулировку работ, которые  могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

 

1.5. Свойства целей организации.

 

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:

- соподчиненность, то есть цели  подсистем вышестоящего уровня, обусловливают цели подсистем  нижестоящего уровня (вывод: цели  формируются сверху сверху –  вниз);

- развертываемость, которая выражается  в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню;

- соотносительная важность.

Можно выделить также следующие требования к целям:

- во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации;

- во-вторых, цели должны быть  гибкими. Цели следует устанавливать  таким образом, чтобы они оставляли  возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации;

- в-третьих, цели должны быть  измеримыми. Это означает, что цели  должны быть сформулированы таким  образом, чтобы их можно было  количественно измерить, или можно  было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;

- в-четвертых, цели должны быть  конкретными, обладающими необходимой  специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляется функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди;

- в-пятых, цели должны быть совместными. Совместность предполагает, что  долгосрочные цели соответствуют  миссии, а краткосрочные цели  – долгосрочным. Но временная  совместимость не является единственным  направлением установления совместности  целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместности требуют цели роста и цели поддержания стабильности;

- в-шестых, цели должны быть приемлемыми  для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При  формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п. [18, С.54]

Информация о работе Разработка миссии и целей организации стратегическом управлении