Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 14:12, курсовая работа
Многомерная организация – это организация, которая может адаптироваться к изменениям внешней среды без внутренней перестройки.
Необходимость в организации вытекает из разделения труда. Чем глубже разделение труда, тем большая требуется координация. В типич-ной организационной структуре горизонтальное деление показывает, как разделен труд на каждом из уровней, т. е. как распределяется ответственность. Вертикальное деление показывает, как труд на различных уровнях координируется и интегрируется, т. е. как распределяется власть
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы многомерных организационных структур 5
1.1. Характеристика многомерной организации 5
1.2. Принцип многомерной организационной структуры управления 7
2. Разработка многомерной организационной структуры управления предприятиями ЖКХ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
3 Управление объектами. Финансирование капитальных вложений.
4. Перечисление доли муниципалите
5. Утверждение тарифов. Контроль.
6. Предоставление услуг.
7. Оплата услуг.
8. Возврат вложений и прибыль.
Существующий уровень централизации в жилищной сфере крупных городов слишком высок. Необходима децентрализация и разукрупнение ряда управленческих функций, особенно в сфере коммунального хозяйства и благоустройства территории. В качестве основного критерия распределения управленческих функций по уровням следует использовать принцип «делегирования полномочий сверху вниз».
Минимально необходимый объем работ по важнейшим городским системам и объектам ЖКХ целесообразно финансировать из бюджета или из целевых внебюджетных фондов, желательно выделять закрепленные статьи бюджета либо закрепленные источники доходов по внебюджетным фондам.
В рамках выработки мер повышения эффективности системы управления ЖКХ выделены три блока проблем:
- разделение функций управления и хозяйствования посредством создания служб заказчика на жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг и работ, а также перевод исполнителей работ на условия подрядной деятельности;
- развитие договорных отношений между администрацией города, производителями работ, услуг и населением;
- усиление контроля со стороны городских муниципальных властей за деятельностью предприятий, организаций, служб ЖКХ, создание городской жилищной инспекции.
В договоре на управление формулируются стратегические цели, которые собственник имущества желает достичь в течение договорного периода Принципиальным условием заключения договора должно стать согласование этих целей со стратегическими планами развития города.
Предлагаемый алгоритм управления предприятиями ЖКХ связан с реструктуризацией предприятий этой сферы.
В реструктуризации предприятий можно выделить два основных направления: изменение состава субъектов экономической деятельности и внутренняя оптимизация компаний. Второе направление реструктуризации - внутренняя оптимизация компаний, которая может включать в себя следующие действия:
- улучшение организационной структуры;
- снижение издержек;
- рост качества управления финансами;
- сокращение объемов непрофильных активов;
- повышение профессионального уровня персонала;
- совершенствование системы мотивации.
Определим особенности реструктуризации предприятий ЖКХ, наиболее четко представленные в целях, критериях, процедурах, результатах и эффекте (таблица 1).
Таблица 1
Особенности реструктуризации предприятий ЖКХ
Реструктуризация предприятий |
Реструктуризация предприятий ЖКХ | |
Цели |
Обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании и получение непосредственного экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации |
Существенное улучшение всех механизмов управления социальными и экономическими процессами и на этой основе повышение уровня жизнеобеспечения населения, создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп |
Задачи |
Оптимизация структуры капитала; оптимизация структуры обязательств; оптимизация структуры активов (права требования, включая дебиторскую задолженность, финансовые вложения, незавершенное строительство и объекты консервации, непрофильные и неликвидные активы); реорганизация системы управления, системы бизнес – процессов, соответствующей стратегии |
Передача муниципального имущества в аренду эффективному собственнику; уменьшение налогового бремени предприятия; расширение правоспособности нового предприятия; избавление от старых долгов; создание новой эффективной структуры, позволяющей эффективно использовать имущественный комплекс; повышение качества оказываемых услуг; избавление от ненужных элементов предыдущей системы. |
Критерии |
Повышение экономической эффективности деятельности компании и экономический эффект от мероприятий по реструктуризации |
Создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп |
Процедуры |
Диагностика предприятия, организационный проект, совершенствование структуры и функций управления, развитие финансовых методов управления, реструктуризация |
Диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжениринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями, взаимодействие с населением по поводу удовлетворения потребности в коммунальных услугах. |
Результаты |
Рентабельность предприятия, прибыль, экономия, обеспечение социальной защищенности работников предприятия, применение новых технологий |
Рентабельность предприятия, прибыль, экономия, обеспечение социальной защищенности работников предприятия, применение новых технологий, удовлетворение потребности населения в коммунальных услугах |
Эффекты |
Конкурентоспособность предприятия, обретение ниши на рынке, снижение себестоимости продукции |
Развитие новой структуры, улучшение качества жилищно–коммунальных услуг, обновление изношенного оборудования, стабилизация положения на муниципальном рынке жилищно–коммунальных услуг |
Особенности реструктуризации предприятия ЖКХ заключаются, прежде всего, в том, что ориентация ее целей на развитие жилищно-коммунальной сферы определяет задачи, критерии, процедуры. Это в свою очередь находит свое воплощение в результатах и эффекте. Нацеленность не только на экономический эффект, но и на удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, создание благоприятных условий для жизни населения делает необходимыми критерии, выдвигающие на первый план создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп. Соответственно процедуры такие, как диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжениринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями осуществляются при взаимодействии с населением. Результаты реструктуризации предприятий ЖКХ наряду с экономической составляющей включают в себя также удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, а эффект заключается в развитии новой структуры, улучшении качества жилищно–коммунальных услуг, обновлении изношенного оборудования и стабилизации положения на муниципальном рынке жилищно–коммунальных услуг.3
Может быть предложен алгоритм диагностики предприятий ЖКХ, основанный на SWOT-анализе. Один из составляющих SWOT-анализа - анализ внешней среды призван выявить возможности и угрозы, анализ внутренней среды – сильные и слабые стороны развития организации. Последний включает в себя:
- анализ организации, управления и кадрового потенциала;
- анализ структуры предприятий, органов управления, принципов их функционирования, их ответственности, целей и задач;
- анализ численности и ФЗП работников, соотношения промышленно-производственного и административно управленческого персонала, а также использования рабочего времени;
- анализ тарифов на оказываемые услуги и источников формирования финансовых ресурсов;
- финансовый анализ: изучается бухгалтерская отчетность предприятия, анализ коэффициентов характеризующих финансовое состояние предприятий ЖКХ: показатели финансовой устойчивости, оценка платежеспособности и ликвидности предприятия, показатели деловой активности, рентабельности предприятия;
- оценка вероятности и определение признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Может быть использован метод сравнительного анализа, который используется для определения эффективности реструктуризации предприятия ЖКХ:
Рассчитываются годовые затраты предприятия ЖКХ, налоговые отчисления до реструктуризации и после нее.
Затем они сравниваются, и вычисляется экономия, полученная в результате реструктуризации.
Осуществляется также прогноз поступлений от деятельности предприятия и рассчитывается прибыль.
На основании данных расчетов делаются выводы об эффективности реструктуризации предприятия ЖКХ. При этом важно использовать не только количественные характеристики состояния предприятия ЖКХ до и после реструктуризации, но также и качественные характеристики, которые могут адекватно отразить существо изменений, происходящих вследствие реструктуризации. Определяя наличие изменений в лучшую или худшую сторону, можно определить и эффективность самих действий.
Реструктуризация, являясь системным целенаправленным процессом качественных изменений структуры активов и пассивов компании, а также системы управления, направлена на обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании. В связи с этим целесообразно выделить структурные изменения, финансовые изменения и изменения человеческого капитала, позволяющие выработать направления внутренней оптимизации компании. Анализ ситуации в каждой из этих групп изменений, а также оценка высокой степени влияния на результат социальных факторов может помочь выбрать более эффективный путь реструктуризации. Механизмы реструктуризации уже показали свою эффективность на предприятиях ЖКХ4.
Особенности реструктуризации предприятия ЖКХ заключаются, прежде всего, в нацеленности не только на экономический эффект, но прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Все это выдвигает на первый план создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп. Соответственно такие процедуры, как диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжениринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями, осуществляются при взаимодействии с населением. Результаты реструктуризации предприятий ЖКХ включают в себя экономическую составляющую и удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, а эффект заключается в развитии новой структуры, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, обновлении изношенного оборудования и стабилизации положения на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем для обеспечения жизнеспособности реструктурированных предприятий ЖКХ необходима поддержка государственных органов управления и органов местного самоуправления, которая может проявиться в первую очередь в создании условий для развития этой сферы через организацию взаимодействия предприятий с населением. При этом значительную роль играет осуществление территориального и социального маркетинга, основные задачи которых заключаются в формировании и развитии маркетинга некоммерческой продукции, коммунальных услуг; повышение эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов и социальных институтов муниципального образования через органы местного самоуправления (привлечение инвестиций, внешних ресурсов); разработка мероприятий по привитию необходимого поведения при потреблении коммунальных услуг; формирование, развитие и продвижение имиджа региона или муниципального образования и пр.
В реструктуризации предприятий важным этапом является прединвестиционная фаза, которая практически сводится к диагностике и анализу полученных результатов. Представленный алгоритм диагностики предприятий ЖКХ, основанный на SWOT-анализе, позволяет проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия ЖКХ. При этом анализ внешней среды призван выявить возможности и угрозы, анализ внутренней среды – сильные и слабые стороны развития организации. Последний включает в себя, прежде всего, анализ организации, управления и кадрового потенциала. Рассматривается также структура предприятий, органы управления, принципы их функционирования, их ответственность, цели и задачи, анализируется численность и ФЗП работников, соотношение промышленно-производственного и административно управленческого персонала, а также использование рабочего времени. Особое внимание уделяется тарифам на оказываемые услуги, а также источники формирования финансовых ресурсов. В рамках финансового анализа изучается бухгалтерская отчетность предприятия. Проводится анализ коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятий ЖКХ: показатели финансовой устойчивости, оценка платежеспособности и ликвидности предприятия, показатели деловой активности, рентабельности предприятия.
Одним из важных результатов реструктуризации должны быть конкурентоспособность и устойчивость предприятия к воздействиям внешней среды и внутренних дестабилизирующих факторов. Важным фактором, влияющим на эффективность работы компании, является мотивация, система которой должна включать не только стимулы для отдельных индивидуумов, но и механизмы поощрения успешной деятельности всех структурных элементов компании. Для эффективного развития организации материальные стимулы должны дополняться личными нематериальными возможностями для отличия, престижа и власти, желаемыми физическими условиями работы, духовными побуждениями такими, как гордость мастерством, чувство соответствия, альтруистическое служение семье или другим целям, лояльность по отношению к организации, патриотизм, эстетические или религиозные чувства и т.п. Для придания, устойчивости и конкурентоспособности организации могут использоваться такие механизмы как франчайзинг и системинг. Франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, основанный на заключении головной компанией (франчайзер) с независимыми предпринимателями (франчайзи) специальных договоров, дающих разрешение и обязывающих франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащие франчайзеру или ассоциирующиеся с ним. В системинге координация действий осуществляется путем заключения и реализации двусторонних и многосторонних договоров, согласующихся с основным регламентирующим документом — договором о совместной деятельности. Осуществляя реструктуризацию предприятия ЖКХ, владелец предприятия может использовать при этом элементы франчайзинга. Преимущества для вновь созданных предприятий ЖКХ в данном случае будут заключаться в членстве в крупной сети и возможности использования всей существующей базы клиентов и сети, большая автономия, что значительно повышает мотивацию, а также квалифицированные консультации со строны франчайзера.
Информация о работе Разработка многомерной организационной структуры управления предприятиями ЖКХ