Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:31, курсовая работа
В настоящее время актуальной управленческой задачей становится повышение эффективности развития организаций, т.е. их способности быстрее, экономичнее, четче и адекватнее реагировать на изменения рынка путем выпуска новой или модернизированной продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, улучшения системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий. Как результат, развитие становится эффективным рыночным инструментом управления современными организациями и одним из их конкурентных преимуществ. А сама компания, ее внутренние процессы и бизнес будут объектами, на которые необходимо воздействовать с целью повышения конкурентоспособности — в долгосрочной перспективе.
В моей работе речь пойдет о разработке рекомендаций по эффективному делегированию полномочий на примере магазина строительных материалов «Ермак».
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный
университет имени первого
Кафедра психологии и управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Организация труда персонала»
Тема: «Разработка рекомендаций по эффективному делегированию полномочий на примере магазина «Ермак».
Выполнил: студент группы ФОЗ – 500620ДС
Лобова Е.Н.
Руководитель: Обласова Л.З.
Красноуфимск 2013
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время актуальной
управленческой задачей становится
повышение эффективности
В моей работе речь пойдет о разработке рекомендаций по эффективному делегированию полномочий на примере магазина строительных материалов «Ермак».
Актуальность темы курсовой работы определяет то, что большинство современных руководителей охотно признают важность и значимость делегирования полномочий в процессе управления персоналом. Однако, когда речь заходит о конкретной ситуации, многие тут же стремятся доказать собеседнику (или руководителю высшего уровня), что механизм делегирования полномочий или не функционирует, или не применим к их участку работы.
Главным аргументом становятся жалобы на недостаточную компетентность подчиненных. В результате такого отношения руководитель оказывается перегружен оперативными задачами так, что ему буквально «некогда поднять голову». Бизнес не получает стратегического развития, упускаются выгодные возможности, а сам менеджер (руководитель) часто расплачивается за отказ делегировать полномочия жизнью – своим свободным временем, семейными отношениями, и конечно же здоровьем.
В результате, хотят они
того или нет, руководители просто вынуждены
передать часть своих полномочий
и функций нижестоящим
Принцип делегирования полномочий
сводится к тому, чтобы руководитель
определенного уровня не опускался
до проблем более низкого
Цель курсовой работы заключается в изучении делегирования управленческих полномочий и разработка рекомендаций по эффективному делегированию полномочий в магазине «Ермак».
Задачи, которые определяет данная цель это:
Объект исследования: магазин «Ермак».
Предметом исследования является механизм принятия решения и делегирование обязанностей руководства магазина «Ермак».
Глава 1. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ. ПОЛНОМОЧИЯ И ИХ ВИДЫ.
Руководитель – это
лидер команды. Руководитель, возглавляя
коллектив, не может лично выполнять
все задания, которые поручаются
команде, ибо один человек попросту
не обладает достаточным количеством
рук и достаточным временем. Роль
руководителя заключается в том,
чтобы отступить в сторону
и ежедневно следить за тем, чтобы
в коллективе каждое дело выполнялось
соответствующим работником и все
работали хорошо. Это предполагает
принятие решений о том, кто наилучшим
образом подходит для выполнения
конкретного задания. Это также
подразумевает перепоручение
Руководство и делегирование — синонимы. Руководитель, не умеющий или не желающий пользоваться методами делегирования, — не настоящий руководитель. Пока он не научится делать работу руками других, над ним будет постоянно висеть угроза развала работы.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Некоторые считают, что менеджер или руководитель должен знать, как выполнять любую работу, которая осуществляется его подразделением. Однако при современной специализации работников это маловероятно. И все-таки, руководитель должен быть в состоянии разобраться в каждом отдельном задании и понимать, какие навыки требуются для его выполнения. Он также должен определять уровень сложности каждого задания, а также оценивать те знания, которые требуются для его выполнения. Руководитель коллектива должен понимать, каким образом данная работа или поручение влияет на остальных членов коллектива и на общие результаты.
Иногда руководителю очень хочется принять участие в общем деле, став дополнительной парой рабочих рук. В редкие времена кризисов это бывает неплохим решением, однако если по пятницам руководитель будет проводить вторую половину дня, помогая отгружать готовую продукцию, у него не останется свободного времени для выполнения своих собственных обязанностей. Вместо этого он должен заниматься менеджментом и руководить процессом.
Цели делегирования
Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
Повысить дееспособность нижестоящих звеньев
Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления
Таблица 1. Цели делегирования.
Делегирование базируется на
полномочиях и ответственности.
Ответственность - это обязательство
работника выполнять
Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результат.
Существуют две основные концепции делегирования полномочий:
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:
Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которая принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – акт, превращающий человека в руководителя.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность – это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.
Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.
Полномочия являются
именно ограниченным правом, так
как имеют пределы,
Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Полномочия бывают следующих типов:
Линейные полномочия – это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Штабные полномочия – это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а так же штабному персоналу.
Штабные полномочия бывают четырех видов:
• рекомендательные;
• обязательного согласования;
• параллельные;
• функциональные.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры
обязательного согласования
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий, и включает право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость
реализации штабных функций и
полномочий обусловила
• консультативный;
• обслуживающий;
• личный.
Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которых входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, материально-техническое снабжение и др.
Личный аппарат – это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.
Основные
правила делегирования