Разработка стратегии предприятия на примере частного коммерческого банка ОАО «Промсвязьбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: анализ потенциала предприятия и условий внешнего окружения позволит определить стратегию его дальнейшего развития и реализации конкурентных преимуществ, а также наметить мероприятия по решению существующих проблем, преодолению возможных опасностей в будущем.
При этом решались следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы стратегического планирования деятельности компаний. 2. Изучить организационную структуру и основные показатели ОАО «Промсвязьбанк». 3. На основании анализа внешней и внутренней среды с использованием SWOT-анализа разработать стратегию дальнейшего развития банка.
4. Разработать план реализации выбранной стратегии в соответствии с миссией и стратегическими задачами компании.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты стратегического управления
1.1. Основные понятия и определения 6
1.2. Анализ среды
1.2.1 Анализ внешней среды 7
1.2.2. Анализ внутренней среды 9
1.2.3. Метод SWOT 10
1.3. Определение миссии и целей 11
1.4. Выбор стратегии 12
1.5. Выполнение стратегии 12
1.6. Оценка и контроль реализации стратегии 13
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1. Контактная информация 14
2.2. Профиль, характер деятельности 14
2.3. Структура собственности 15
2.4. Банковская группа и филиалы 16
2.5. Структура управления 16
2.6. Основные результаты деятельности ОАО «Промсвязьбанк»
2.6.1. Позитивные тенденции 19
2.6.2. Негативные тенденции 20
3. Стратегическое планирование
3.1. Характеристика внешней среды
3.1.1. Банковская система РФ в условиях мирового финансового 21
3.1.2. Власть и законодательство 25
3.1.3. Технологии 26
3.1.4. Возможности и угрозы 27
3.2. Анализ внутренней среды 28
3.3. SWOT-анализ 31

4. Вопросы реализации стратегии
4.1. Миссия и цели 32
4.2. Первоочередные задачи в условиях нестабильной экономики
4.2.1. Привлечение пассивов 33
4.2.2. Оптимизация расходов 35
4.2.3. Работа над качеством кредитного портфеля 36
4.2.4. Повышение уровня клиентского сервиса 37
4.2.5. Организационно – кадровое развитие 38
Заключение 41
Библиографический список 42

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка стратегии предприятия на примере частного коммерческого банка ОАО Промсвязьбанк.doc

— 790.50 Кб (Скачать файл)

Перспектива получения более дешевых (по сравнению с депозитами физ. лиц) средств, а также неоднократное снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ. послужили причиной к постепенному снижению банком ставок по депозитам. Такая тенденция, как уже отмечалось в гл 2.6 является общей для всех российских банков.

 

 

 

4.2.3. Оптимизация расходов

• Промсвязьбанк адаптировал  стратегию роста к изменяющимся условиям уже в середине 2008 г. Вложения в фондовый рынок были заблаговременно сокращены, а в III квартале сведены к нулю, что позволило минимизировать убытки в целом по портфелю ценных бумаг.

• Банк сократил затраты на рекламу, приобретение нового офисного оборудования, оптимизировал транспортные и др. расходы. Кроме того, начиная с 4 кв. 2008 года административные расходы Промсвязьбанка планомерно снижаются на 4-8% ежеквартально, а итоговое сокращение ежеквартальных административных расходов составило более 18% (в сравнении 3-го кв. 2009 г. с 4-ым кв. 2008 г.)

• В рамках оптимизации филиальной сети был закрыт ряд мелких точек продаж, специализировавшихся на продуктах, развитие которых было приостановлен; в результате общее количество пунктов обслуживания сократилось до 240 в сравнении с 257 на 01.01.2009 г.; В то же время  наиболее перспективных с точки зрения развития бизнеса городах и регионах планируется открытие новых подразделений. Основной акцент следует сделать на снижение себестоимости продаж и обслуживания – через оптимизацию бизнес-процессов, централизацию бэк-офисных функций, развитие каналов дистанционного банковского обслуживания и партнерских каналов продаж.

• С начала 2009 г. среднесписочная  численность сотрудников немного  сократилась (на 2%). Тем не менее, банк продолжает усиливать отдельные  направления деятельности и, в частности, управление кредитными рисками, где в течение 2009 г. был принят на работу ряд новых высокопрофессиональных сотрудников.

 

4.2.3. Работа над качеством кредитного портфеля

Промсвязьбанк скорректировал линейку предлагаемых банковских продуктов, ужесточил требования к заемщикам, а также усилил мониторинг существующих заемщиков, проявляя взвешенный подход к реструктуризации задолженности с учетом понимания перспектив бизнеса клиента.

 Вместе с тем, с октября 2009 года банк трижды снижал процентную ставку по кредитам для малого и среднего бизнеса. Сейчас кредиты предприятиям от 17 до 24% в зависимости от условий и сроков кредитования. Портфель кредитов, выданных Промсвязьбанком в рамках программы кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), по состоянию на 1 октября 2009 г. составил 20,8 млрд руб., увеличившись с начала года на 1,9 млрд руб. За 9 месяцев 2009 г. банк выдал более 5 200 кредитов на общую сумму 14 млрд руб., средняя сумма кредита составила 3 млн руб. При этом на долю региональных филиалов банка пришлось 75 % от общей суммы выданных кредитов.

В части розничного кредитования банк приостановил выдачу кредитов новым  клиентам, сосредоточившись на обслуживании клиентов - физических лиц, имеющих  положительную кредитную историю  в Промсвязьбанке. В 2009 году Промсвязьбанк существенно пересмотрел процедуру кредитования и скоринговые модели в банковской рознице. В 2010 г. запущен новых кредитных продуктов для широкого круга физических лиц.

Промсвязьбанк системно работает со всей бюджетной сферой Российской Федерации, даже в период кризиса, выдаются кредиты субъектам бюджетной сферы, размещаются временно свободные бюджетные средства на депозитах в банке, ведется работа с госзаказом, по проектам ЖКХ и т.п. В III квартале 2009 года Промсвязьбанк финансировал бюджетные проекты в 35 субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

В области кредитного риск-менеджмента 2008-й год стал хорошей  проверкой на прочность используемых банком моделей как индивидуального, так и портфельного управления кредитным риском.

Банком проводилась  работа по накоплению данных для перехода на количественные (статистические) модели оценки кредитного риска. Производилась  консолидация статистических данных по дефолтам, осуществлялся сбор данных по причинам возникновения просрочек с целью усовершенствования механизмов выявления возможных проблем на первых этапах кредитного процесса (на стадии кредитного анализа заемщиков). Особое внимание уделялось также процессам обеспечения полноты и корректности информации, хранящейся в учетных системах банка, необходимой для портфельного подхода к управлению рисками.

Была завершена разработка моделей присвоения внутренних кредитных  рейтингов корпоративным заемщикам  с определением вероятности дефолта. Проводилась калибровка указанных моделей с учетом полученных результатов рейтингования существующих корпоративных клиентов.

Собранная банком статистика просроченной задолженности по отраслям позволила выработать рекомендации по смещению акцентов в кредитовании с учетом отраслевой принадлежности заемщика. Это позволило также скорректировать подходы к портфельному управлению кредитным риском. В продолжение указанных исследований, банком были разработаны критерии оценки отраслевого риска и внедрена методика присвоения отраслевого рейтинга.

В филиалах и кредитных  центрах банка введены должности  риск-менеджеров, которые функционально  подчинены подразделению по оценке рисков в головном офисе и отвечают за соблюдение подразделениями банка  кредитной технологии по МСБ и  оценке кредитных рисков при установлении лимитов; кроме этого введены должности сотрудников по мониторингу, которые функционально подчинены подразделению по сопровождению.

 

4.2.4. Повышение уровня клиентского сервиса

Для повышения эффективности  и улучшения качества обслуживания клиентов планируется дальнейшее активное продвижение системы интернет-банкинга (PSB-Retail), а также развитие комбинированных  продуктов и партнерских программ (банковское страхование, кобрендинговые проекты,

аффинити-карты, выпускаемые  в сотрудничестве с благотворительными и некоммерческими организациями). Особое внимание планируется уделять  привлечению средств физических лиц с помощью широкой линейки депозитных продуктов, высокого качества обслуживания, а также развития эффективного финансового VIP-сервиса в сфере Private Banking.

 

4.2.5. Организационно – кадровое развитие

В банке работают около 9,7 тыс. человек. Люди – главный капитал банка. Чтобы успешно решать амбициозные стратегические задачи, банк должен привлекать и удерживать лучших специалистов рынка, создавая условия для их профессионального роста и формируя корпоративную культуру, способствующую полному раскрытию потенциала каждого работника.

Постоянное изменение  ситуации в российской и мировой  экономике определяет то внимание, которое банк уделяет постоянному  совершенствованию организационно-кадровой работы. HR-стратегия банка сейчас претерпевает изменения с учетом новых условий ведения бизнеса.

В 2008 г. был создан основополагающий документ для всего банка и  каждого сотрудника – «Основы  нашей работы». Этот документ дает возможность  каждому сотруднику лучше понять свою организацию, а новым сотрудникам  помогает быстрее адаптироваться в  новой среде, стать полноценным членом команды Промсвязьбанка.

До начала кризиса численность персонала банка росла очень высокими темпами: с начала 2008 г. – в 1,5 раза. В текущих рыночных условиях такой рост уже невозможен. Сейчас в сфере организации труда акцент перенесен на оптимизацию процессов. Во-первых, это реструктуризация сети банка. Во-вторых, анализируются бизнес-процессы в тех направлениях, где происходит снижение объемов работы, оценивается вклад сотрудников, после чего наиболее эффективные из них продолжают работу, а с менее эффективными приходится расставаться.

Высококвалифицированная, профессиональная команда является одним из конкурентных преимуществ, которое позволяет Промсвязьбанку сохранять лидерскую позицию на рынке. Поэтому банк уделяет большое внимание профессиональному обучению персонала, направляя сотрудников на внешнее обучение, где они могут получить углубленные специализированные знания. Также активно развивается внутреннее обучение. В 2009 г. прошли обучение 70 % сотрудников.

Проводится базовое профессиональное обучение для сотрудников дополнительных офисов. Это помогает банку поддерживать обслуживание клиентов на высоком уровне, вне зависимости от изменений в составе сотрудников.

С сентября 2008 г. введена  система наставничества, призванная повысить уровень профессиональной компетентности сотрудников дополнительных офисов. За первые месяцы действия программы в работу с тренерами-наставниками включились 25 дополнительных офисов Москвы и Московской области.

Промсвязьбанк активно  работает с зарубежными партнерами и коллегами. Для поддержания хорошего уровня знания английского языка сотрудниками уже второй год в банке действует корпоративная программа обучения.

В связи с вхождением в банковскую группу новых структур – Ярсоцбанка и Городского банка «Нижний Новгород» – проводятся встречи руководства Промсвязьбанка с сотрудниками и клиентами региональных банков. Для разъяснения целей объединения выпущены специальные издания, ориентированные на сотрудников.

Задачи повышения эффективности  управления персоналом являются важнейшими в общей стратегии банка. С этой целью в головном офисе банка и его московских подразделениях внедрена система управления персоналом на базе решения SAP «Управление человеческим капиталом». Ключевой целью проекта стало создание системы управления, которая обеспечит эффективность и надежность выполнения операций кадрового администрирования и расчета заработной платы в соответствии с лучшими мировыми практиками и российским законодательством.

В настоящее время  ведется внедрение систему  во всех филиалах и отделениях, а также внедрение на базе SAP функций развития кадрового потенциала, мотивации, управления корпоративным обучением, планирования численности и затрат на персонал, создание информационной среды взаимодействия всех сотрудников банка.

 

 

Заключение

В ходе данной курсовой работы была разработана стратегия развития коммерческого банка ОАО «Промсвязьбанк».

Анализ основных показателей  и организационной структуры  банка показал, что ОАО «Промсвязьбанк» - современный динамично развивающийся высокотехнологичный банк. Банк своевременно реагирует на все основные тенденции банковского сектора РФ: преобразование в открытое акционерное общество и включение в состав акционеров иностранных партнеров, создание банковской группы,  поиск источников финансирования и оценка качества заемщиков. Банк является как универсальным кредитно-финансовый институтом. Развитие направлений бизнеса, в которых Промсвязьбанк уже достиг значительных успехов, таких как факторинг и торговое финансирование для корпоративных клиентов, кредитование клиентов МСБ, является основой для достижения поставленных целей. Промсвязьбанк использовал экономический кризис как возможность уделить дополнительное внимание совершенствованию своей деятельности и в настоящее время перешел к фазе активного роста.

Анализ внешней среды, выявил ряд тенденций, наметившихся в банковской сфере РФ: укрупнение банковских структур, уменьшение количества банков, увеличение количества банков с иностранным капиталом, снижение объемов кредитования и качества заемщиков.

Стратегия дальнейшего  развития банка, предложенная в данной курсовой работе, является корпоративной (общефирменной). Она соответствует миссии и главной стратегической цели ОАО «Промсвязьбанк», провозглашенной его руководством. В соответствии с ней дальнейшее развитие следует продолжить, уделяя особое внимание управлению рисками, улучшению операционной модели, вовлечению сотрудников в активную реализацию стратегии банка, повышению уровня клиентского сервиса.

 

 

 

Библиографический список

  1. Федеральный закон о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 N 395-1 [Электронный ресурс] // Спр. система «Консультант+»
  2. Борисов А.Б. Элементы системы стратегического управления в банках [Электронный ресурс]// Банкир.Ру / корпоративное управление – режим доступа: http://bankir.ru/technology/article/1374357.
  3. Виханский О. С. Стратегическое управление [Текст] : учебник для вузов / О. С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарики, 2003. 292 с.
  4. Головин А. Пассивные поиски [Текст]/ А.Головин //  Журнал "Банковское обозрение № 4/6, апрель 2009 г.
  5. Заславская О.М. Миллионеры подождут [Текст] / О.М. Заславская // Российская Бизнес-газета" №730 (46) от 1 декабря 2009 г.
  6. Интервью первого вице-президента Промсвязьбанка Артема Констандяна//»Национальный Банковский Журнал», 7 апреля 2010 г.
  7. Информация по кредитным организациям [Электронный ресурс] / Статистика // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. -  режим доступа: http://www.cbr.ru/credit/.
  8. Кузнецова, И.Е. Деньги кредит банки [Текст]:учебное пособие / И.Е. Кузнецова. - М.: Юнити. 2007. - 527 с.
  9. Огородников Н. В бой вступят резервы [Текст]/ Н.Огородников//"Российская газета" - Центральный выпуск №4822 от 29 декабря 2008 г.
  10. Прогнозы 2010[Текст] //Журнал Финанс  № 47-48 (330-331) 21.12-31.12.2009 – Банки].
  11. Сводные данные по процентным ставкам [Электронный ресурс] / Статистика // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. -  режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/.
  12. Смирнов Е.Е. Антикризисные меры законодательного характера [Текст] / Е.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации. - 2008. - №6. - C.6-9.
  13. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. [Текст]/ А.А. Томпсон-мл. и А.Дж. Стрикленд III 12-е изд., Пер. с англ. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2006. — 928 с. 
  14. Финансовые показатели ОАО «Промсвязьбанк» [Электронный ресурс] / О банке // Официальный сайт ОАО «Промсвязьбанк». – режим доступа: http://www.psbank.ru/about/7/8/.
  15. Черваков А.В. Промсвязьбанк укрепил вертикаль власти [Текст]/ А.В.Черваков// Коммерсантъ (Воронеж) № 166 (3250) от 06.09.2005 .

Информация о работе Разработка стратегии предприятия на примере частного коммерческого банка ОАО «Промсвязьбанк»