Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «АвтоВАЗ».
Основные задачи курсовой работы:
1. разработка миссии, целей организации и стратегий их достижения;
2. анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия;
3. изучение организационной структуры и ее совершенствование в соответствии со стратегией, целями, внешними и внутренними условиями деятельности предприятия;
4. определение возможности развития предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ 5
1.1. Общая характеристика автомобильной промышленности в России 5
1.2. Характеристика деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 9
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 15
2.1. Формирование миссии функционирование ОАО «АвтоВАЗ» 15
2.2. Формирование и определение цели предприятия 16
2.3. Анализ внешней среды предприятия 22
2.4. Анализ внутренней среды ОАО «АвтоВАЗ» 27
2.5. SWOT – анализ альтернатив развития ОАО «АвтоВАЗ» 30
2.6.Выбор базовой стратегии 35
2.7 Портфельный анализ деятельности предприятия с помощью матрицы БКГ 37
2.8.Разработка и реализация стратегии развития предприятия 40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 44
3.1. Анализ существующей организационной структуры управления предприятием 44
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры управления в ОАО «АвтоВАЗ» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Кафедра «Экономика, организация производства, управление»
Дисциплина «Менеджмент»
Курсовая работа по теме: «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»
Выполнил
Студент гр. 11-ЭК2 (фк)
Киндирова Е.Г.
Проверил
к.э.н., проф.
Брянск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Каждый из нас живет в системе управленческих и организационных отношений, которые становятся все более сложными, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации не может быть адекватным тем многообразным и неординарным управленческим ситуациям, которые требуют определения стратегии реагирования или принятия единственно правильного решения.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Этим, на мой взгляд, как раз и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «АвтоВАЗ».
Основные задачи курсовой работы:
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «АвтоВАЗ». Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда рассматриваемой организации, её потенциал и перспективы развития.
Информационную базу исследования составляют материалы ОАО «АвтоВАЗ», статистические и аналитические данные по развитию зарубежных и отечественных компаний автомобилестроения и экономические периодические издания.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке механизма управления изменениями организационной структуры и целей ОАО «АвтоВАЗ», формировании методики разработки и оптимального выбора организационной структуры. Данные предложения могут быть широко использованы для дальнейшего совершенствования организационной структуры предприятий и выработки эффективной стратегии организационного развития.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Содержание курсовой работы изложено на 52 страницах машинописного текста, включает 11 таблиц и 3 рисунка.
Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.
Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями.
Что касается предприятий, формирующих автомобильный рынок России, то на сегодняшний день в рыночном сегменте производителей автомобилей можно выделить 4 основных типа предприятий:
Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.
В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес-группы (например, холдинг «Русские автобусы»).
Автомобильная промышленность обладает научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий. Для нужд автомобилестроения широко используются возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Производство военной автомобильной техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.
В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 млн. рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.
Объем автомобильного рынка России за 2011 год составил более 50 млрд. долларов США. По объемам продаж российский рынок легковых автомобилей занимает шестое место в мире и третье в Европе. При этом по прогнозам некоторых экспертов, может стать вторым по объему в Европе уже в 2015 году и первым в 2020. Рынок тяжелых грузовых автомобилей стал крупнейшим в Европе за 2010 год.
Не трудно догадаться, что основным производителем легковых автомобилей в России на данный момент является ОАО «АвтоВАЗ», его производственные мощности составляют около 1 млн. шт. в год. Стоит отметить, что остальные игроки производят в среднем менее 100 тыс. шт. в год. На рисунке 1. представлен объем производства легковых автомобилей в России в 2011 году.
Рис. 1. Объем производства легковых автомобилей в 2011 году
Однако нельзя не отметить и некоторые очевидные проблемы отечественного автопрома. Серьезный удар по развитию рынка российской автомобильной промышленности нанес мировой экономический кризис. Так в 2009 году производство легковых автомобилей сократилось на 59,4% по сравнению с 2008 годом и составило 597 тыс. штук. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1% объема 2008 г.) или 53,1% общего объема производства легковых автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 280,1 тыс. шт. (47,3% объема 2008 года) или 46,9% общего объема производства легковых автомобилей, в том числе предприятиями, работающими в режиме «промышленной сборки» – 192,2 тыс. шт. (51,1% объема 2008 г.). В результате общий объем отгруженной в 2009 году продукции легкового автомобилестроения составил 227,0 млрд. руб. (59,2% объема 2008 г.) Схожая ситуация наблюдалась в производстве грузовых автомобилей и автобусов.
Однако неутешительные результаты, связанные с последствиями экономического кризиса, нивелируются положительными экспертными оценками перспектив изменения рынка автомобилестроения в России, согласно которым рынок имеет тенденции к значительному росту в долгосрочной перспективе. В частности восстановление докризисного уровня автопрома ожидается уже к 2013-2014 годам. Уже сейчас по данным авторитетной организации «Комитет Производителей Автомобилей» продажи легковых автомобилей в России увеличились на 45% в первых трех четвертях 2011 и на 26% в сентябре 2011. Среди десяти моделей, пользующихся наибольшим спросом, 9 произведены на территории РФ. При этом первые четыре позиции уверенно удерживают автомобили LADA концерна «АвтоВАЗ».
При всем этом положение традиционных российских автопроизводителей продолжает ухудшаться. Рыночные позиции АвтоВАЗа подверглись особо ожесточенной конкуренции со стороны иномарок, как импортируемых в Россию, так и собираемых на ее территории. Его доля на рынке российских производителей легковых автомобилей (как импортных, так и отечественных моделей) по состоянию на сегодняшний день сократилась с 67,5% до 65,2%, хотя в натуральном выражении АвтоВАЗ увеличил производство автомобилей до 765,6 тыс. шт. В целом по отрасли объем выпуска отечественных автомобилей сократился на 8,5%, что свидетельствует об ухудшении перспектив отечественных марок автомобилей на российском рынке.[12]
ОАО «АвтоВАЗ» - российская автомобилестроитель
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ».
Сокращенное наименование: ОАО «АвтоВАЗ».
Место нахождения, почтовый адрес: 445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36.
Целью общества является извлечение прибыли.
ОАО «АвтоВАЗ» было создано на основе ПО «АвтоВАЗ» 5 января 1993 году (регистрационный номер – 2925) Государственным комитетом по управлению государственным имуществом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
ОАО «АвтоВАЗ» ведет свою историю с 1966 года, когда было принято правительственное постановление о строительстве в городе Тольятти завода по производству легковых автомобилей. Основным партнером АвтоВАЗа на тот момент был итальянский концерн FIAT, с которым было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве, а разработки FIAT стали базовыми для российской автомобильной промышленности.
В 2001 г. АвтоВАЗ подписал генеральное соглашение с корпорацией GeneralMotors и Европейским банком реконструкции и развития о создании совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей, а уже в 2002 г. на рынке появилась ChevroletNiva - представитель нового семейства российских внедорожников.
Высшим органом управления ОАО «АвтоВАЗ» является общее собрание акционеров. Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами совету директоров. Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления обществом назначает единоличный исполнительный орган - генерального директора. С 29 августа 2009 года президентом ОАО «АвтоВАЗ» является Комаров Игорь Анатольевич.
Уставный капитал ОАО «АвтоВАЗ» составляет 16 062 482 000 рублей и состоит из 32 124 964 акций следующих категорий:
Номинальная стоимость каждой акции составляет 500 руб.
80,81% акций ОАО «АвтоВАЗ» находится в собственности юридических лиц, 17,72% - в собственности физических лиц, а 1,47% - в федеральной собственности.
Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» относится к отрасли вторичного цикла - машиностроение.
Автомобильный комплекс включает в себя:
Основной хозяйственной деятельностью ОАО «Автоваз» является производство автомобилей и запасных частей к ним. По объему производства ОАО «АвтоВАЗ» входит в двадцатку ведущих мировых автомобильных компаний.
Основными преимуществами ОАО «АвтоВАЗ», которые позволяют ему занимать доминирующее положение в отрасли отечественного автомобилестроения, являются:
Информация о работе Разработка стратегического плана развития ОАО «АВТОВАЗ»