Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:30, реферат
Определяя задачи, можно выделить следующие:
1. Определить понятие процесса принятия решения.
2. Рассмотреть понятие проблемы
3. Проанализировать методы разработки и принятия управленческих решений
Введение…………………………………………………………………………3
1 Методы разработки управленческих решений………………………………5
1.1 Понятие процесса принятия решения………………………………………5
1.2 Понятие проблемы…………………………………………………………..7
1.3 Методы разработки управленческих решений……………………………14
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Методы разработки
управленческих решений……………………
1.1 Понятие процесса
принятия решения……………………………………
1.2 Понятие проблемы……………………………………
1.3 Методы разработки
управленческих решений……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В
процессе управления производственной
системой непрерывно возникают ситуации,
когда руководители различных уровней
(от мастера до министра) сталкиваются
с необходимостью выбора какого-либо
одного из нескольких возможных вариантов
действий. Выработка и принятие решения
- узловая процедура в
Целью данной работы является изучение методов разработки управленческих решений.
Решение
относится к числу творческих
операций в технологии управленческих
работ. С одной стороны, по содержанию
- это логико-мыслительная деятельность,
выполняемая преимущественно
Актуальность данной темы подтверждается тем, что эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
методологию управленческого решения;
методы разработки управленческих решений;
организацию разработки управленческого решения;
оценку качества управленческих решений.
Определяя задачи, можно выделить следующие:
1. Определить понятие процесса принятия решения.
2. Рассмотреть понятие проблемы
3.
Проанализировать методы
В
качестве теоретической базы использованы
работы Мескона, Фатхутдинова и других
авторв.
1 Методы разработки управленческих решений
1.1
Понятие процесса
принятия решения
Принятие решения - это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Следовательно, процесс принятия решения - это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Данный процесс - это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.
На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие - совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда -взаимодействуя с другими людьми.
Рассмотрим
стадии процесса принятия решений. Типовые
процессы принятия решений, реализуемые
в самых различных областях деятельности,
имеют много общего, поэтому необходима
некоторая универсальная «
Типовой процесс принятия решений включает:
§ предварительное формулирование проблемы;
§
определение целей решения и
выбор соответствующих
§ выявление и установление ограничений;
§ составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
§ сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
§ точное формулирование поставленной задачи;
§ анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
§ разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;
§ оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
§ принятие решения;
§ доведение решения до исполнителей;
§
выполнение решения и оценку результата.
1.2
Понятие проблемы
Необходимость
в разработке управленческого решения
возникает при осознании
Наличие
проблемы можно представить как
критическое рассогласование
Существуют два подхода к определению проблемы.
Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
Во
втором случае в качестве проблемы
рассматривают существующую потенциальную
возможность. Осознание проблемы возникает
при определенном критическом значении
рассогласования между
Индикатор проблемы - достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения. При этом выделяют:
§ осознание проблемы - установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров;
§ определение проблемы - ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит. Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Кроме того, весьма важно, чтобы все лица, связанные с разработкой управленческого решения, одинаково (однозначно) понимали суть проблемы [1, с.236].
В основу определения приоритета проблемы могут быть положены следующие факторы:
§
последствия возникновения
§ воздействие проблемы на организацию;
§ срочность разрешения проблемы и ограничения во времени;
§ мотивированность и наличие соответствующих способностей у участников;
§ возможность решения проблемы без участия менеджмента или в ходе решения других проблем.
Этапы принятия решения
Этап 1. Диагностика проблемы
Диагностика проблемы включает в себя пять этапов [2, с.134].
Первый
этап в диагностировании сложной
проблемы -- выявление и осознание
симптомов затруднений или
Вот эти симптомы: низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров.
Обычно несколько симптомов дополняют друг друга, например чрезмерные издержки и низкая прибыль.
Второй этап - установление причин возникновения проблемы.
С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию, для чего могут быть использованы как формальные методы (вне организации - анализ рынка, внутри нее - компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников), так и неформальные (беседы о сложившейся ситуации, личные наблюдения). Следует использовать только релевантную информацию, т.е. данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. В силу сложных контактов и тесной взаимосвязи в организации зачастую определить проблему трудно. Работа управляющего маркетингом, например, влияет на работу управляющего по сбыту, мастеров на производстве, отдела исследований и разработок и любого другого человека в компании. В крупной организации могут быть сотни таких взаимозависимостей, поэтому правильно определить проблему и поставить задачу на основе анализа проблемы - значит наполовину решить ее, но это трудноприменимо к организационным решениям. В результате диагноз проблемы сам по себе часто становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений.
Третий этап - определение характера проблемы. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению.
Проблема
носит функциональный характер, если
она проявляется и, соответственно,
может быть решена на уровне функций
организационно-
· при переходе на выпуск нового товара или услуги;
·
при изменении рыночного
· при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками, конкурентами, системой распределения;
· при изменении форм собственности;
·
при изменении отраслевой принадлежности
и других изменений, затрагивающих
основы работы организационно-
Это
наиболее сложные и ресурсоемкие
проблемы, требующие перестройки
и изменения всей организационно-