Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:30, реферат
Определяя задачи, можно выделить следующие:
1. Определить понятие процесса принятия решения.
2. Рассмотреть понятие проблемы
3. Проанализировать методы разработки и принятия управленческих решений
Введение…………………………………………………………………………3
1 Методы разработки управленческих решений………………………………5
1.1 Понятие процесса принятия решения………………………………………5
1.2 Понятие проблемы…………………………………………………………..7
1.3 Методы разработки управленческих решений……………………………14
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………29
Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости ситуации к возможным изменениям внешней и внутренней среды, к наиболее вероятным изменениям показателей, характеризующих динамику развития ситуации.
Разработка сценариев возможного развития ситуации
Разработка сценариев начинается с содержательного описания и определения перечня наиболее вероятных сценариев развития ситуации.
Очень часто здесь используется метод Мозговой Атаки.
Определение перечня наиболее вероятных сценариев развития ситуации формирует основную направленность аналитической работы. Наиболее распространённые формы сценариев предполагают формирование перечня основных факторов, влияющих на развитие ситуации.
По полученным результатам проводится экспертиза с целью выявления основных опасностей и рисков, сильных сторон и перспектив развития ситуации.
Данный этап завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации для разработанных альтернативных сценариев её развития.
Оценка ситуации
После того, как определены наиболее вероятные сценарии возможного развития ситуации, выявлены основные опасности и риски, сильные стороны и перспективы, экспертами даётся оценка с точки зрения возможности достижения целей, стоящих перед организацией.
Параллельно
с оценкой наиболее вероятных
сценариев развития ситуации на этом
этапе предполагается генерирование
предложений для выработки
Обработка данных и оценка результатов экспертизы
Перечислим наиболее важные случаи, когда необходима обработка данных для определения результатов коллективных экспертных оценок:
· Структуризация информации;
· Отбраковка и систематизация информации;
· Формирование оценочной системы;
· Разработка экспертных прогнозов ситуации;
· Разработка альтернативных сценариев развития ситуации;
· Генерирование альтернативных вариантов стратегических и тактических решений;
· Сравнительная оценка альтернативных вариантов стратегических и тактических решений.
Полученные при обработке данных результаты, а также результаты оценки проведённых экспертиз используются при подготовке материалов для лица, принимающего решения (ЛПР), о проведённом ситуационном анализе.
Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа
Это заключительный этап. В нём подводится итог всей проделанной работы. Основная задача этого этапа заключается в подготовке аналитических материалов, содержащих рекомендации по различным направлениям, а именно:
·
Принятию стратегических и тактических
решений в анализируемой
· Механизмов их выполнения;
· Контролю за исполнением решений;
· Сопровождению хода реализации принимаемых решений;
· Анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и их выполнения.
Методы, применяемые на этапе определения альтернатив
На этом этапе необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, сформировать так называемое «поле альтернатив».
На уровне решения государственных проблем так и поступают.
На
более низких уровнях практика показывает,
что руководители не располагают
достаточными знаниями или временем,
чтобы сформулировать и оценить
каждую альтернативу, поэтому они, как
правило, ограничивают число вариантов
сравнения несколькими
С этой целью применяются следующие методы генерации альтернатив:
· Метод «Мозговой атаки»
· Морфологический анализ
· Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота
· Метод матриц открытия
· Синектика
Метод мозговой атаки при генерации альтернатив
В основе метода мозговой атаки лежит психологический эффект интеллектуального взрыва.
Группе в 5-8 человек предлагается каждому высказать идеи и предложения по решению поставленной задачи. В результате получается N идей. Если группа будет высказываться по поставленной задаче коллективно, то получится N * K идей. Во время сеанса мозговой атаки происходит цепная реакция, при которой одна идея порождает несколько других идей, что приводит к интеллектуальному взрыву.
Метод
мозговой атаки предназначен для
активизации поиска различных вариантов
решений и выбора из них наилучшего.
Он широко применяется в управленческой
практике с целью получения
При мозговой атаке группа делится на генераторов и критиков. Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики эти идеи оценивают. Все высказанные идеи записываются на бумагу или на аудионоситель.
Правила проведения мозговой атаки:
· Краткость изложения идеи (менее 1 минуты)
· Отсутствие на 1 этапе критики высказывания предложений
· Возможность развития идеи, высказанной ранее;
· Возможность записи идей на аудионоситель.
Морфологический анализ
Данный
метод, разработанный в 1942 г. американским
астрофизиком Цвики, используется в
целях расширения области поиска
вариантов решения проблемы. Он предполагает
углубленную классификацию
1.
определение характеристик
2.
определение разновидностей
3.
формирование морфологической
4.
получение комбинаций
5.
анализ на предмет выявления
совместимости элементов друг
с другом в полученной
6.
Оставшиеся варианты
Методы ассоциаций и аналогий
Эти методы предполагают активизацию ассоциативного мышления человека.
К этим методам относится метод фокальных объектов и метод генерирования случайных ассоциаций.
Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.
В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения.
Метод
генерирования случайных
Метод предполагает наличие двух списков. Список объектов и список признаков. На основании этих списков формируется третий список - список связей объектов и признаков. Используются случайные комбинации объектов и признаков, в результате чего формируются случайные ассоциации.
Метод контрольных вопросов
Данный
метод применяется для
Метод коллективного блокнота
Метод позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения.
Каждый участок получает блокнот, в котором записывает в общих чертах существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течении месяца каждый участник записывает в блокнот возникающие идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение проблемы. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования. Кроме того, фиксируются идеи, не касающиеся данной проблемы, но развитие которых, может оказаться полезным для нахождения окончательного решения.
Метод матриц открытия
Этот
метод получил широкое
Метод
матриц открытия, как правило, не даёт
законченных решений и служит
для систематизации имеющегося материала
и определения отправных
Синектика
Это
комплексный метод
Само
слово «Синектика» - неологизм, означающий
объединение разнородных
В основе метода лежит поиск нужного решения с помощью преодоления психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путём. Синектика позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления непривычного привычным.
Метод
синектики широко использует личную
аналогию (эмпатию). Человек мысленно
вживается в образ
Синектика
успешно применяется при
Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив
После
составления перечня вариантов
решения следует переходить к
оценке каждой альтернативы. Оценка решений
включает определение достоинств, недостатков
и возможных последствий
Для сравнения решений используют методы:
§ многокритериальной оценки;
§ экспертной оценки.
Эти методы позволяют провести сравнение альтернатив решений по установленным ранее (на этапе формулировки критериев и ограничений) критериям. Для определения возможных последствий принятия каждой из альтернатив широко используются методы: