Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:24, курсовая работа
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствует достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Введение 3
Часть 1. Практическая психология о конфликтах и путях их разрешения 4
Классификация конфликтных ситуаций 4
Причины конфликтов 8
Общие рекомендации по управлению конфликтами 11
Варианты и методы управленческих решений в конфликтных ситуациях 13
Часть 2. Разработка управленческого решения на примере конкретной конфликтной ситуации 17
Описание конфликтной ситуации 17
Анализ проблемы 19
Вариант решения проблемы 21
Заключение 23
Список использованной литературы
Существование перечисленных источников или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, бывают ситуации, когда при большой возможности конфликта стороны в конфликтное взаимодействие не вступают. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1. Проблема решается
таким путем, который
2. Совместно принятое
решение быстрее и лучше
3. Стороны приобретают
опыт сотрудничества при
4. Эффективное разрешение
конфликтов между
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.
Основные дисфункциональные последствия конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление о
противоположной стороне как
о "враге", о своей позиции
- как об исключительно
4. Сворачивание или
полное прекращение
5. Убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды,
Различают структурные (организационные)
и межличностные способы управл
Общие рекомендации по управлению конфликтами
По управлению конфликтами психологами были разработаны некоторые общие рекомендации.
Надо знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов:
- возникновение разногласий;
- возникновение напряженности в отношениях;
- осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;
- собственно конфликтное
взаимодействие, использование различных
межличностных стилей
- исход (разрешение) конфликта.
При рациональном поведении участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешение конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.
При улаживании конфликтной ситуации очень полезным бывает привлечение посредника. Существуют определенные рекомендации, регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника:
- конфликтующие стороны
должны рассматривать
- посредник должен являться нейтральным лицом не вовлеченным в конфликт;
- конфликтующим сторонам
следует согласиться с
- посредник может быть более всего полезен, если он выслушивает соответствующие взгляды каждой из сторон в отдельности;
- основная задача посредника - сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решений;
- посредник должен
стремиться поддерживать
- посреднику следует
помочь конфликтующим сторонам
решить, в чем они могут уступить
друг другу. Их необходимо
Варианты и методы управленческих решений в конфликтных ситуациях
В зависимости от социально-психологической
проработки управленческое решение
может встретить
При управлении конфликтами в первую очередь необходимо:
1. Четкая формулировка требований.
2. Использование координирующих механизмов.
3. Установление общих целей, формирование общих ценностей.
4. Система поощрений.
Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.
Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Участники конфликтной ситуации выбирают одну из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах:
1. Всеми средствами добиваться желаемого;
2. уйти от конфликта;
3. начать переговоры с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.
Каждая их этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Выделяется пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
1. Настойчивость (принуждение). Попытка заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, не интересуясь мнением и интересами других и игнорируя "цену" своей победы. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.
Эффективен этот стиль если ситуация угрожает существованию организации или достижению ее целей. Руководитель, отстаивая интересы дела должен проявить настойчивость. Недостаток этой стратегии - подавление инициативы подчиненных и возможность повторных конфликтов из-за ухудшения взаимоотношений.
2. Уход (уклонение). Стремление ухода от конфликта уместно, если ситуация может разрешиться сама собой, или же нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся, или же конфликты нереалистические.
3. Приспособление (уступчивость). Предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность пойти навстречу другому. Эта стратегия рациональна, когда разногласия менее выигрышны, чем взаимоотношения, а "тактический проигрыш" гарантирует "стратегический выигрыш". Однако, если такая стратегия станет доминирующей для руководителя, эффективного руководства подчиненными добиться будет крайне затруднительно.
4. Компромисс. Точка зрения другой стороны принимается обусловлено, до определенной степени. Решение принимается путем взаимовыгодных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, т.к. уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Дисфункциональные последствия компромиссного решения - неудовлетворенность половинчатостью решений, а конфликт может возникнуть вновь, поскольку проблема не разрешена до конца.
5. Сотрудничество (решение проблемы). Когда существует убежденность участников конфликта, что расхождение во взглядах - это результат различных представлений о справедливости и правильности вопроса, участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, а при анализе разногласий найти выход из сложившейся ситуации. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Стратегия нацелена не на отношения между людьми, а на их совместные действия против проблемы.
Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, руководитель должен применить различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако, стратегия сотрудничества должна быть основной, т.к. именно она чаще всего делает конфликт функциональным.
При анализе какой-либо
конфликтной ситуации большую роль
играет позиция руководителя. Еще
до разговора с сотрудниками руководитель
должен дать понять, что конфликт - это
не что-то такое, что обязательно
затрагивает честь и
В процессе обсуждения конфликта необходимо обратить внимание на ряд моментов:
- надо показать сотруднику, что он вам интересен, что к его проблемам вы относитесь серьезно;
- дать понять, что его проблема не выйдет из помещения, в котором происходит беседа;
- покажите, что его проблема рассматривается не как его "вина";
- дайте сотруднику выговориться, не перебивайте его, даже если он говорит долго и возникают паузы. Перебить значит продемонстрировать нетерпение и неуважение;
- задавайте вопросы,
которые помогут ему четче
увидеть его же проблему. Бывает,
что то, что предстает серьезной
проблемой, на самом деле
- вместе с сотрудником ответьте на вопрос: насколько велика проблема.
Часть 2.
Разработка управленческого решения на примере конкретной конфликтной ситуации
Описание конфликтной ситуации.
В крупной оптовой фирме ЗАО "Восход", занимающейся продажей продуктов питания и косметикой, за последнее время было открыто несколько филиалов в городах области и ближайших соседних регионах. Продажи в филиалах компании были организованы по системе кросс-док.
Данная система
Информация о работе Разработка управленческого решения на примере конкретной конфликтной ситуации