Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:06, курсовая работа
Целью работы является оценка эффективности процесса реструктуризации на примере конкретной организации.
Задачи курсовой работы:
Оценить, насколько эффективной может быть реструктуризация предприятия.
Определить, с какими рисками (проблемами) может столкнуться предприятие при проведении реструктуризации.
Рассмотреть основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к реструктуризации и её осуществлении.
Рассмотреть этапы проведения реструктуризации.
На примере конкретного предприятия рассмотреть ход и ожидаемые результаты процесса реструктуризации.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Концепция реструктуризации……………………………………………………….5
1.1. Основные положения концепции реструктуризации………………………….5
1.2. Место реструктуризации в пирамиде стратегий……………………………….8
1.3. Этапы реструктуризации………………………………………………………...9
1.4. Методы и средства реструктуризации………………………………………...11
1.5. Основные риски, проблемы и факторы успеха реструктуризации………….12
2. Организация проведения реструктуризации……………………………………...14
2.1. Проект реструктуризации предприятия……………………………………….14
2.2. Разработка программы реструктуризации…………………………………….16
2.3. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации………………..19
3. Реструктуризация предприятия на примере стратегии развития ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………………22
3.1. Банк сегодня……………………………………………………………………..22
3.2. Стратегия развития……………………………………………………………...24
3.2.1. Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года……………….26
3.2.2. Сотрудники Сбербанка России…………………………………………...27
3.2.2.1. Навыки, обучение и профессиональное развитие………………..27
3.2.2.2. Система мотивации и оплаты труда……………………………….29
3.2.2.3. Управление численностью персонала…………………………….30
3.3. Реализация стратегии…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………………....38
И, наконец, пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе. [3, стр.23]
1.4. Методы и средства реструктуризации
Спектр средств, используемых в рамках реструктуризационных программ, весьма широк. В него входят и простые мероприятия, и долгосрочные, сложные программы целенаправленного развития фирменной культуры.
Таблица 1. «Характеристика методов реструктуризации»
|
Организационный инструментарий | ||
Структурные факторы |
Человеческие факторы |
Учет требований технологического менеджмента | |
Базисные организационные элементы |
|
- повышение профессиональной квалификации; - повышение общей квалификации;
- отказ от принципов тейлоризма; - изменение представления о человеке; - стимулирование |
|
Интегрированные организационные концепции |
|
|
1.5. Основные риски, проблемы и факторы успеха реструктуризации
В ходе реализации проекта по реструктуризации никто не застрахован от отрицательных результатов. Существует несколько наиболее важных для компаний рисков, которые могут негативно повлиять на проведение реструктуризационных программ:
Риск 1. Риск неправильного
выбора метода реструктуризации.
Риск 2. Риск преждевременной оценки результатов
реструктуризации
Риск 3. Риск недостаточной квалификации
представителей органов управления компании.
Риск 4. Риск неправильной оценки необходимых
для реструктуризации ресурсов.
Риск 5. Риск низкой мотивации лиц, участвующих
в процессе реструктуризации.
Риск 6. Риск появления негативных социальных
последствий
Риск 7. Риск некачественного юридического
сопровождения проекта. [6]
По результатам экспертных исследований, среди проблем можно выявить следующие наиболее актуальные и часто встречающиеся:
1) кадровая – большинство менеджеров высшего и среднего уровней до сих пор не владеют необходимым для конкурентной экономики арсеналом знаний и методов, не говоря уже о неадаптированных целях и ценностях;
2) система маркетинга
все еще ориентирована на
3) система бухгалтерского учета по-прежнему решает в основном проблему сохранности имущества, а не оптимизации расходов и платежей, при этом часто и задача сохранности не решается из-за допотопного технического уровня, отсутствия автоматизации;
4) устаревающая, изношенная производственно-техническая база, низкий коэффициент ее использования, что порождает высокие амортизационные и эксплуатационные расходы;
5) проблема излишне высокой текущей дебиторской и кредиторской задолженности, именуемой обычно кризис неплатежей, задержка заработной платы и задолженность перед бюджетом, сейчас уже объясняется в основном внешними причинами (денежно-кредитной политикой государства и крупных московских коммерческих банков), а не деятельностью руководителей предприятий;
6) высокие затраты на содержание социальной сферы, резко снижающие инвестиционную привлекательность предприятий;
7) низкая покупательная
способность потребителей
8) результирующей проблемой можно назвать отсутствие инвестиционных источников и ресурсов для развития производства.
Причины проблем можно разделить на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние); 1 – 4 позиции имеют преимущественно внутреннюю природу, 5 – 7 – внешнюю. [1, стр.34]
На успех реструктуризации влияют следующие главные факторы:
• перспектива и финансовое состояние предприятия;
• обязательства руководства;
• соответствие ожиданий руководства и консультантов;
• четко определенные цели и ожидаемые результаты проекта;
• практический подход консультантов. [1, стр.38]
2. Организация проведения реструктуризации
2.1. Проект реструктуризации предприятия
Цель проектов реструктуризации
– улучшение производственно-
В качестве оправдавшего себя механизма преобразований проявили себя проекты реструктуризации, осуществляемые силами специально подготовленных команд специалистов предприятий с участием консультантов. Проекты реструктуризации (реформирования) стали высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий (организаций) и рассматриваются как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития.
Реструктуризация включает: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции/услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности. Началу работ по реструктуризации предшествует комплексная диагностика, по результатам которой принимается решение о конкретном наборе мероприятий и работ, связанных с преобразованиями.
Важно заметить, что необходимость реформирования возникает не только у предприятий и компаний, находящихся в неблагополучном состоянии. Как ни парадоксально, наибольший интерес к реструктуризации проявляют руководители процветающих предприятий и компаний.
Начальная фаза – разработка концепции |
Фаза подготовки реструктуризации |
Фаза реализации |
Фаза завершения | |||||
Комплексная диагностика |
Разработка концепции |
Анализ ключевых сегментов реструктуризации |
Разработка программы реструктуризации |
Система бизнес-планов реструктуризации |
Организация реализации |
Управление проектом реструктуризации |
Завершение проекта |
Анализ результатов реструктуризации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема 3. «Жизненный цикл проекта реструктуризации» [1,стр.40]
2.2. Разработка программы реструктуризации
Разработка программы реструктуризации – это целый комплекс работ, начиная от проработки концепции реструктуризации предприятия, целей и стратегий его развития до формирования конкретного бизнес-плана реструктуризации.
Качественная программа реструктуризации, основанная на реальном представлении о внутренней и внешней среде предприятия, является залогом дальнейшей ее реализации.
Основные этапы работы по созданию программы реструктуризации
Э т а п 1. Проведение комплексного анализа состояния предприятия.
В рамках этого этапа работ проводится анализ следующих основных характеристик бизнеса:
• юридического статуса предприятия;
• сильных и слабых сторон предприятия, благоприятных возможностей и угроз (SWOT-анализ);
• основных направлений деятельности;
• рыночного потенциала (платежеспособного спроса, покупателей и поставщиков, конкурентов и партнеров и т.д.);
• имеющейся стратегии ведения бизнеса (системы сбыта, снабжения, особенностей расчетов и т.д.);
• видов выпускаемой продукции (или услуг), уровня качества продукции;
• экономических характеристик продукции (цен реализации, себестоимости и рентабельности по видам продукции);
• финансовых показателей деятельности предприятия (структуры затрат, прибыли и т.д.);
• наличия непроизводственной сферы деятельности и затрат на ее содержание;
• имеющихся технологий производства, инженерных сетей и коммуникаций;
• состава оборудования, машин и механизмов и ресурсных возможностей их использования;
• осуществляемых капитальных вложений в развитие предприятия;
• запасов товарно-материальных ценностей всех видов и возможностей их реализации;
• состава прочих активов предприятия (дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств);
• формирования собственного капитала предприятия;
• состава кредиторской задолженности;
• системы управления и организационной структуры подразделений предприятия;
• кадрового потенциала предприятия.
Э т а п 2. Выявление внутренних резервов и возможностей экономии материально-технических ресурсов.
Э т а п 3. Детальная проработка возможностей сокращения просроченной кредиторской задолженности.
Э т а п 4. Проработка целесообразности и возможности реструктуризации имущественного комплекса предприятия.
По результатам анализа могут быть выявлены необходимость и целесообразность реструктуризации предприятия, т.е. разделения имущественного комплекса или выделения структурных подразделений в ряд самостоятельных юридических лиц.
Э т а п 5. Проработка возможностей и наиболее реальных перспектив развития предприятия.
Этот этап напрямую связан с вероятной необходимостью корректировки стратегии развития предприятия, которая основывается на результатах анализа ситуации на рынках сбыта продукции, а также на технологических и ресурсных возможностях производства.
Э т а п 6. Разработка предложений по оптимизации системы управления предприятием.
По данным проведенного
анализа прорабатываются
Э т а п 7. Проработка целесообразности и возможности привлечения внешнего финансирования для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности и перспективного развития предприятия.
В ряде случаев, несмотря на текущее критическое финансовое состояние (если таковое имеет место), отдельные предприятия имеют потенциальные возможности для привлечения внешнего финансирования (в виде кредитов, займов или путем продажи пакета акций).
На этом этапе работы оцениваются по результатам проведенного анализа целесообразность и возможность привлечения внешнего финансирования для предприятия.
Э т а п 8. Оформление основных предложений по результатам выполненных предшествующих этапов работы в виде "бизнес-плана реструктуризации".
На данном этапе программа и бизнес-план оформляются в виде единого документа, проводится их окончательное согласование с руководством предприятия и утверждаются график реализации программы и ответственные за это должностные лица.
По итогам этого этапа
работы формируется оформленный
окончательный вариант
Заключительным этапом данной работы являются процессы реализации утвержденной программы реструктуризации предприятия.
Следует отметить, что программа может включать как все перечисленные этапы работы, так и только часть их, наиболее актуальную (с точки зрения руководителей предприятия) для данного конкретного предприятия. [1, стр.45]
2.3. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
Планирование проекта реструктуризации
Планирование проекта реструктуризации – неотъемлемая часть реализации проекта, продолжающаяся на протяжении всего его жизненного цикла и ставящая своей целью обосновать цели проекта и способы их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определения эффективных методов и способов их выполнения, необходимых для его осуществления, ресурсов всех видов, установления взаимодействия между участниками проекта.
Информация о работе Реструктуризация предприятия на примере стратегии развития ОАО «Сбербанк России»