Роль бизнес-плана в совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.

Содержание

Введение 3
1. Бизнес-план как инструмент совершенствования управления хозяйственной деятельности предприятия 7
1.1.Функции бизнес-плана и его роль в совершенствовании
хозяйственной деятельности предприятия 7
1.2. Структура бизнес- планବ¬¬¬¬¬¬¬¬ 11
Бизнес-план ООО "Льдинка": "Модернизация
компрессорного оборудования" 51
Заключение 66
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

6062.rtf

— 564.21 Кб (Скачать файл)

   На основе отмеченных трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов.

   Необходимо иметь в виду, что сумма собственного и заемного капитала фирмы должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины денежных средств в любой период времени, рассматриваемого в плане.

   Каждая из схем финансирования тщательно просчитывается и оценивается по последствиям его использования. В плане учитываются как показатели финансового состояния фирмы, так и показатели эффективности инвестиций. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности фирмы в ходе реализации намеченного - прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости) Вторая группа свидетельствует об эффективности инвестиций в конкретные проекты - сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта; чистая величина дохода, отражающая масштабы намеченного и размеры прибыльности нового производства или новой услуги; индекс прибыльности фирмы вообще и норму прибыльности инвестиций. Последние показатель является главным оценочным показателем эффективности инвестиционных проектов.

    Баланс не отражает результатов деятельности фирмы за конкретный период, а представляет собой “мгновенный снимок”, фиксирующий слабые и сильные стороны с точки зрения финансов в данный момент. В нем сведены воедино активы компании, ее обязательства, а также собственный капитал (разница между активами и обязательствами).Он позволяет судить о финансовом здоровье фирмы. Еще больше можно узнать. анализируя ее баланс с отчетом о прибыли. 1

   В завершающей части финансового план  обычно присутствует  анализ безубыточности, который показывает уровень продаж (производства), необходимый для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои денежные обязательства. Уровень продаж, при котором покрываются все расходы, является уровнем безубыточности. Желательно, чтобы планируемые продажи были больше, чем уровень безубыточности. Должен быть подготовлен график безубыточности и обсуждена возможность снижения точки безубыточности, в случае снижения планируемого начального уровня продаж. Следует показать эффект от снижения себестоимости на графике безубыточности.2

   Широко используемым приемом анализа отчетности является изучение специальных коэффициентов, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку достаточно быстро и просто позволяют оценить финансовое положение компании. Их достоинством также является то, что они позволяют элиминировать влияние инфляции, что особенно актуально при анализе при долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во- первых, в расчете соответствующего показателя, а во-вторых, в сравнении этого показателя с какой либо базой. Такой базой могут являться: общепринятые стандартные параметры, среднеотраслевые показатели, показатели конкурирующих предприятий и другое.

   Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются базой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде всего акционерами и заимодателями.

   Все финансовые коэффициенты можно сгруппировать следующим образом:

  1. показатели ликвидности;
  2. показатели деловой активности;
  3. показатели рентабельности;
  4. показатели платежеспособности или структуры капитала;
  5. показатели рыночной активности.

    Показатели ликвидности позволяют определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства. Наиболее важными для финансового менеджмента являются показатели:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • оборотные средства;
  • краткосрочные обязательства;
  • коэффициент ликвидности;
  • денежные средства + легкореализуемые срочной ликвидности ценные бумаги + коэффициент срочной + чистая дебиторская задолженность;
  • краткосрочные обязательства;
  • чистые оборотные средства + оборотные средства - краткосрочные обязательства.

     Первый коэффициент отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Согласно общепринятым стандартам считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязятельств, иначе компания окажется перед угрозой банкротства.

   Частным показателем коэффициента текущей ликвидности является коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Необходимость расчета этого показателя вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова.

   Большое значение в ходе анализа ликвидности предприятия имеет изучение чистых оборотных средств. Помимо общей их суммы, изменений за период и причин этих изменений, может быть также рассчитан коэффициент, характеризующий долю чистых оборотных средств, связанных в нереализованных материально- производственных запасах. Искомый коэффициент рассчитывается как частное от деления материально- производственных запасов на чистые оборотные средства.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать , насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этим показателям относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, то есть. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.

Оборачиваемость активов =  Объем реализации/среднегодовая стоимость активов

  • показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.

Для более конкретных видов оборачиваемости средств компании необходимо рассмотрение частных показателей оборачиваемости. К ним относятся следующие:

Оборачиваемость дебиторской задолженности   =      объем реализации в кредит/ среднегодовая стоимость чистой  дебиторской задолженности

  • показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение года.

Оборачиваемость материально-призводственных запсов =   себестоимость реализованной продукции / среднегодовая стоимость матер.-производственных запасов  отражает скорость реализации запасов.

   Очень важным индикатором качества управления финансами фирмы являются коэффициенты рентабельности. Они отражают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.

   Рентабельность всех активов предприятия рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Этот коэффициент отражает, сколько рублей потребовалось фирме для получения 1 рубля прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентноспособности предприятия.

   Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли. Первый показатель отражает изменение в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, то есть ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно- хозяйственной деятельности, выплаты налогов и так далее.

   Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

      Финансовый план предприятия обеспечивает взаимоувязку финансовых показателей, распределение доходов и образование фондов денежных средств. Стратегический финансовый план - это одна из коммерческих тайн предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, банками и акционерами, обеспечивая финансирование предпринимательской деятельности.1

Оценка и страхование рисков.

   Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха. Его надо уметь реализовать. Другими словами, речь идет об умении менеджера эффективно управлять имеющимися в его распоряжении различными видами ресурсов с учетом потребностей рынка. И здесь особое значение приобретает учет в должной степени возможного риска. Анализ риска производственной и финансовой деятельности фирмы является одним из важнейших разделов бизнес- плана. Для каждой фирмы риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов. При подготовке этого раздела учитывают возможные изменения на рынке, для чего проводят качественный и количественный анализ рынка. С помощью такого анализа выявляются факторы риска и этапы работ, при выполнении которых он возникает. Количественный анализ помогает определить размеры риска, что является сложной задачей, решаемой посредством различных методов ( статистического. анализа целесообразности затрат, метода экспертных оценок, метода применения аналогов). Для уменьшения риска обычно используют различные аналитические методы, позволяющие повысить надежность инвестиций (метод математической статистики, экономико- математическое моделирование и другие). В результате проведения анализа риска разрабатываются мероприятия по его уменьшению.

   В разделе бизнес- плана “Оценка рисков и страхование” помимо общей оценки возможных рисков, нужно провести анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также привести меры по минимизации ущерба, которые целесообразно принять в случае возникновения форс- мажорных обстоятельств, таких, как колебания курсов валют, забастовки, межнациональные конфликты, принятие новых нормативных актов или смена общегосударственного курса.

   Риск, как известно, - это вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Усиление риска - это оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная за нее плата. По мере развития рыночных отношений в России усиливается конкуренция, чтобы выжить в этих условиях, нужно решаться на внедрение технических и других новшеств, на смелые, нетривиальные действия. а это усиливает риск. Приходится смириться с неизбежностью риска, прогнозировать его, оценивать, не переходить за допустимые пределы. Вместе с тем, практика показывает, что чем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будет прибыль.1    Известны следующие виды рисков:

Производственный риск - связан с производством продукции, товаров, услуг, а именно с вводом в эксплуатацию новых технических средств и недостаточно высокого качества предоставляемых услуг. Оценку качества и рейтинга оказываемых услуг невозможно сделать с достаточной степенью точности, и поэтому есть риск, что она может быть недостаточно высокой.2 Также среди причин возникновения такого риска может быть уменьшение размеров производства, рост материальных и  иных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и так далее. 3

Меры по понижению риска:

  • четкое календарное планирование и управление реализацией проекта,
  • ускоренная разработка дизайн- концепции, включая критерии качества;
  • разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах ее создания;
  • обоснование и выделение достаточных финансовых средств для приобретения высококачественного оборудования;
  • подготовка квалифицированных кадров.

3. Коммерческий риск - возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска - снижение объема реализации вследствие негативного изменения коньюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, рост издержек обращения.

4. Финансовый риск - возникает в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Финансовый риск деятельности фирмы обычно измеряется отношением заемных средств к собственным: чем выше это отношение, тем выше и финансовый риск, поскольку ограничение или прекращение кредитования, ужесточение условий кредита влечет за собой остановку производства из- за отсутствия сырья, материалов и другого.

Меры по понижению риска:

  • неотложное проведение исследований требований потребителей;
  • система контроля качества на всех этапах;
  • обоснование и выделение достаточных финансовых средств для создания и приобретения высококачественного оборудования.
  • выход на фондовый рынок.

Другим важным фактором финансового риска является необходимость своевременного получения крупных инвестиций. Наличие инвестиций является необходимым условием начала проекта.

Меры по понижению риска:

Информация о работе Роль бизнес-плана в совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия