Роль деловой среды в повышении эффективности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 03:05, реферат

Краткое описание

Организация рассматривается как социальная система, и ее можно определить как объединение людей, занимающихся совместной деятельностью для достижения определенных целей.
Организация — это сложная динамичная система, в которой осуществляется множество различных процессов, направленных на достижение целей.

Содержание

Определение организации и ее признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 3
Жизненный цикл организации…………………………………………….4
Внешняя среда организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………..4
Внутренняя среда организации …………………………………………...6
Состав деловой среды организации . . . . . . . . . . . . . . …………………...7
Анализ и оценка деловой среды…………………………………………10
Адаптация организационной структуры к деловой среде. . . . . ……….10
Подходы к адаптации организации к изменениям и неопределённости деловой среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….12
Итоговые выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….13
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

rol_delovoy_sredy.docx

— 306.93 Кб (Скачать файл)

 

Реферат на тему:

«Роль деловой среды в  повышении эффективности деятельности организации»

 

 

 

 

 

Оглавление

 

  1. Определение организации и ее признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 3
  2. Жизненный цикл организации…………………………………………….4
  3. Внешняя среда организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………..4
  4. Внутренняя среда организации …………………………………………...6
  5. Состав деловой среды организации . . . . . . . . . . . . . . …………………...7
  6. Анализ и оценка деловой среды…………………………………………10
  7. Адаптация организационной структуры к деловой среде. . . . . ……….10
  8. Подходы к адаптации организации к изменениям и неопределённости деловой среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….12
  9. Итоговые выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….13
  10. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение  организации

Организация рассматривается как социальная система, и ее можно определить как объединение людей, занимающихся совместной деятельностью для достижения определенных целей.

Организация — это сложная динамичная система, в которой осуществляется множество различных процессов, направленных на достижение целей. Среди них можно выделить два основных: процесс производства товаров или услуг и процесс управления, суть которого состоит в разработке и реализации управленческих решений.

Признаки :

  • Организация — социальное образование, объединение людей. Организация состоит из людей или групп, которые представляют различные части организации.
  • Организация создается и существует для осуществления миссии, достижения общей цели, направленной на удовлетворение потребностей различных заинтересованных в ее деятельности лиц и групп.
  • Структурированная совместная деятельность. Для достижения поставленных целей необходима совместная деятельность: общественная, производственная, научная, посредническая. В процессе деятельности осуществляется управление, направленное на организацию взаимодействия людей и групп.
  • Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой.

Таким образом, в любой  организации реализуется три  ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производства продукта, передача во внешнюю среду.

 

 

Жизненный цикл

Это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью.

 

Внешняя среда

Внешняя среда организации представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации.

Внешняя среда многочисленна  и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное по степени, характеру и периодичности влияние на организацию. Сюда входит экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая и другие составляющие, со стороны которых организация испытывает воздействие.

Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень

экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, т. е. экономические условия, в которых  работают организации. Ее основные параметры: размер валового национального продукта, темпы инфляции, размер процентной ставки, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и др. Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т.п.

Политическая  составляющая, представленная органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено ее осуществлять.

Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и др.

Социальная составляющая представляет социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации. Она включает существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей. В нее входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие, как уровень рождаемости, средняя

продолжительность жизни, темпы  роста населения, миграция, уровень  образования, квалификации и т.п.

Технологическая составляющая включает научные и технологические факторы, развитие которых позволяет организации модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. При этом организация может не только использовать результаты научных исследований и разработок, полученных в данной отрасли, но и заимствовать их из других областей деятельности.

Природно-географические факторы связаны с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой. Природные катаклизмы, изменения климата, появление озоновых дыр, усиление солнечной активности, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие глобальные проблемы оказывают все более существенное влияние на деятельность организации.

 

Внутренняя среда  организации

В организации можно выделить следующие подсистемы:

социальную — совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними; основу этой подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие, обеспечение соответствующего качества рабочей жизни и т.п;

 производственно-техническую — материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии; призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услуги, предлагаемые организацией внешней среде;

информационную — совокупность организационно-технических средств,

обеспечивающих каналы и  сети организации соответствующей  информацией для эффективных  коммуникаций в управлении организацией;

экономическую — обеспечивает совокупность экономических процессов,

происходящих в организации: движение капитала, денежных средств, соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели;

маркетинговую — обеспечение потребностей клиентов в продуктах или услугах организации путем изучения рынка, создания системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

 

 

 

 

 

 

 

Состав деловой  среды организации

 

Потребители продукции  и услуг. В эту группу входят непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, фирмы-производители, индивидуальные покупатели и клиенты. Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности фирмы, специфики ее продукции и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и других факторов.

Конкуренты. К ним относят те организации, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. При изучении конкурентной среды менеджеры должны оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. Менеджерам необходимо знать позиции их организации и каковы ее конкурентные преимущества, чтобы уметь выработать определенную конкурентную стратегию.

Поставщики материальных и природных ресурсов. Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электро- и теплоэнергии, воды, газа могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Зависимость одних организаций от распределения ресурсов дает власть другим и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом на эффективность деятельности организации. При анализе следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объема поставок, на то, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов или возможна смена поставщика.

Инфраструктура. Это часть деловой среды, которая обеспечивает организацию необходимыми для ее деятельности финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами, транспортными, консультационными, аудиторскими, страховыми и другими услугами. В инфраструктуру входят многочисленные организации, такие, как банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, консультационные и аудиторские фирмы, лизинговые компании, арендаторы, охранные агентства, железные дороги.

Финансовые организации. Участившиеся в последние годы финансовые кризисы усиливают неопределенность и создают большие сложности для менеджеров организации. Банки приостанавливают текущие операции, прекращают свою деятельность, становятся банкротами, на фондовом рынке падает объем продаж ценных бумаг, происходят резкие колебания валютного курса и т.п. В такой кризисной ситуации менеджеры должны понимать, что, несмотря на макроэкономические факторы, роль государства и его влияние на финансовое положение страны, обоснованный выбор финансовых учреждений и тщательный анализ их текущей деятельности снижают риск потерь и создают условия для более стабильной работы организации.

Рынок рабочей  силы. Этот рынок включает кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения, биржи труда и т.п., с которыми организация устанавливает связи и непосредственно взаимодействует, чтобы обеспечить себя необходимыми трудовыми ресурсами.

Транспортные  организации. Стоимость транспортных услуг может составлять значительную часть себестоимости продукции. В случае с поставщиками сырья и материалов организация также испытывает сильное влияние со стороны транспортных предприятий. Стоимость транспортных услуг может составлять весомую долю себестоимости продукции.

Консультационные  фирмы. В последние годы в России наблюдается значительное оживление на рынке консультационных услуг.

Страховые компании. Страховой бизнес в России набирает силу, идет процесс формирования страховых групп. Страхование рисков превращается в инструмент бизнеса, все больше организаций обращается к страховым компаниям. Введено обязательное страхование, наряду с личным страхованием получают распространение такие его виды, как добровольное страхование ответственности и имущества.

Государственные и муниципальные организации  и органы власти. В деловую среду организации в зависимости от формы собственности, ее размера, масштаба деятельности, финансирования, видов выпускаемой продукции и других параметров могут входить различные федеральные, региональные и муниципальные организации или органы власти, с которыми она непосредственно взаимодействует (например, местная администрация, налоговая инспекция, налоговая полиция, суды и др.). Их влияние на организацию может проявляться по-разному - от прямого вмешательства до регулирования деятельности

Международный сектор. Международный сектор деловой среды все больше начинает оказывать прямое воздействие на деятельность российских организаций. В последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров.

Для того чтобы ответить на вопрос, в какой деловой среде  работает организация, необходимо оценить  ее по таким параметрам, как сложность, стабильность и неопределенность.

 

 

Анализ и оценка деловой среды

  • Под сложностью деловой среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
  • Стабильность и нестабильность связаны с динамичностью элементов деловой среды. Нестабильная среда характеризуется частыми изменениями, которые могут быть вызваны действиями конкурентов, колебаниями спроса, появлением новых продуктов и технологий. Как правило, они носят непредсказуемый характер. Деловая среда стабильна, если ее элементы не меняются в течение довольно, длительного времени.
  • Неопределенность означает отсутствие необходимой информации о деловой среде и непредсказуемость происходящих в ней изменений и существенно увеличивает степень риска.

 

Адаптация организационной  структуры к деловой среде

Информация о работе Роль деловой среды в повышении эффективности деятельности организации