Роль личности в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Знание психологических особенностей личности, умение анализировать свойства и качества личности умение, учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Для этого было необходимо наполнить управленческий труд осознанным психологическим содержанием, учет которого - не просто благое пожелание, а обязательное требование для руководителей всех рангов. Руководитель современной организации - не солист, а дирижер хора, согласованность которого определяет гармоническое развитие дела, которому он служит. В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как "Психология управления".

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Структура направленности складывается из таких компонентов: - потребностей (естественных и социальных как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития); - интересов - форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной должности в коллективе и т.д.; - идеалов - ориентация на конкретные образцы поведения, на эталоны профессиональной деятельности;

Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному решению учебных, производственных и творческих задач. Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают: - общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.); - специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, спортивной, трудовой). Например, управленческая деятельность требует от руководителя таких способностей, как коммуникативность, решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности исполнительные и творческие (например, работа чертежника и конструктора). По уровню сформированности различают: - задатки как природную основу способностей; - одаренность - благоприятное сочетание задатков для какой-либо деятельности; - способности - качества личности, обусловливающие успешность овладения и выполнения определенной профессиональной деятельности; - талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющий возможности выдающихся достижений в избранной деятельности; - гениальность - высшая степень развития таланта, проявляющаяся в разработке новых отраслей науки, искусства, практической деятельности. Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом. Способности можно определить только методами анализа конкретной деятельности субъекта, оценки ее успешности, целенаправленности, тестированием и т.п. Но это всегда должен быть рационально подобранный комплекс методов. Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие в деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности.

 

Глава 2. Личность руководителя в управлении

 

2.1 Профессиональные качества руководителя

 

Профессионально важные качества личности руководителя - это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.

К началу 50-х годов XX в. было проведено множество исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:

1. интеллект как способность  решать сложные и абстрактные  проблемы;

2. осознание потребности  к действию и существующие  мотивы;

3. уверенность в себе, высокая самооценка компетентности  и уровня притязаний.

В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей выделены следующие профессионально важные свойства личности руководителя:

1. практически-психологическая  направленность ума - овладение знаниями  и умениями в сфере практической  психологии, готовность применить  их в практике решения организаторских  задач;

2. психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях  с людьми, "организаторское чутье";

3. общественная энергичность - способность личности заряжать  своей энергией организуемых  людей;

4. требовательность - способность  предъявлять адекватные требования  в зависимости от особенностей  ситуации;

5. критичность - способность  обнаружить и выразить значимые  для данной деятельности отклонения  от условий, диктуемых поставленной  задачей.

Наконец, выделяются такие свойства личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и истинность чувств при ее выполнении. При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как "питательная почва", обеспечивающая "высокий тонус" организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности на членов коллективов.

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными для руководителя предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия.

Исходя из основных задач управления, можно определить наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Профессионально важными из них для управленца являются:

1. способность к стратегическому  планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования  стратегии развития организации, ее экономической политики, а  следовательно, и методов управления  персоналом;

2. способность полностью  реализовывать возможности сотрудников  с помощью правильной расстановки  кадров и справедливых санкций, учитывая необходимость удовлетворения  потребности в признании, поддерживать  и способствовать развитию и  самореализации сотрудников;

3. способность формировать  коллектив и психологическую  атмосферу в нем, адекватную профессиональной  ситуации;

4. выработка организаторских  и коммуникативных свойств в  связи с особенностями профессиональной  деятельности. К ним относятся: уверенность  в себе, инициативность, воля и  решительность, готовность выслушивать  мнения других, коммуникабельность  и коммуникативная компетентность.

5. Важное значение для  успешного руководителя имеет  стремление к саморазвитию в  контактах и общении и любознательность. Самосовершенствование и творческий  рост - залог успеха руководителя  в организации и окружающем  мире, в которых непрерывно меняются  как сами люди, так и условия  их деятельности;

6. развитие самообладания  и самоконтроля. Члены коллектива (подчиненные, коллеги) неодинаково  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются и где по-разному  удовлетворяются их потребности  и ожидания. Различия могут привести  к противоречиям, несогласию между  людьми, возникновению конфликтной  ситуации. В этом случае руководителю  необходимы самообладание и самоконтроль, т.к. согласно своей роли он  находится обычно в центре  конфликта.

Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности.

Способности руководителя представляют отдельный блок его характеристик, которые делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения).

Интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы должен быть выше среднего, но необязательно на самом высоком уровне.

Специфические способности личности руководителя - это специальные знания, умения, компетентность, информированность, которые чаще проявляются у него в конкретной профессиональной деятельности. Успешный руководитель должен уметь творчески использовать эти знания в различных, часто неповторимых ситуациях, постоянно возникающих в процессе работы. В основе такого умения лежат организаторские способности.

Черты личности - это последний блок характеристик профессионально успешного руководителя. Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность. Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать.

1. стрессоустойчивость, проявляющуюся  в адекватном реагировании руководителя  на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию, требующую усиления  активности и перестройки поведения  в целях адаптации к изменившимся  условиям, или для изменения ситуации  в согласии с целями и задачами  управления;

2. способность доминировать, которая рассматривается как  умение руководителя влиять на  подчиненных и изменять их  поведение в соответствии с  задачами управления;

3. стремление к победе  как особое качество, которое  базируется на мотивации достижения  цели (достижения успеха);

4. уверенность в себе - дополнительное качество, основанное  на высокой адекватной самооценке.

Стремление к победе, уверенность в себе - две взаимосвязанные характеристики, т.к. успешное достижение человеком поставленных перед собой целей, или достижение субъективно значимых целей, приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая и воспринимается окружающими как уверенность в себе;

5. креативность - способность  к творческому решению задач, которая рассматривается не только  как характеристика интеллекта  руководителя, но и как желание  и способность поощрять творчество  своих подчиненных;

6. эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности  руководителя поддерживать оптимальное  эмоциональное состояние в изменяющихся  условиях;

7. предприимчивость, надежность  и независимость, определяющие возможность  менеджера формировать свои представления  по профессионально важным проблемам  и способность достигать успеха  вместе со своими подчиненными.

Профессионально важные качества личности управленца - это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.

Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства характеристик руководителя, вместе с тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально важных личностных качеств, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления.

 

2.2 Оценка деловых и личностных  качеств менеджера

 

Необходимость оценки деловых качеств руководителя возникает не только при аттестации либо определении степени соответствия того или иного работника занимаемой должности. Она требуется также при формировании резерва руководителей или отборе кандидатур на возникшую вакансию. Для оценки лиц, проработавших на предприятии достаточно продолжительное время, можно использовать Стандартизованную методику составления деловых характеристик (СМСДХ) руководителя, разработанную Е.С. Жариковым. Эта методика представляет собой набор специальных субтестов с перечнем оценочных высказываний, характеризующих следующие стороны деятельности и свойства руководителя:

мышление;

умение принимать решения;

компетентность;

функциональные особенности;

стимулы побуждения к работе;

отношение к работе;

психические черты;

этические характеристики.

Методика предназначена для определения степени соответствия руководителей требованиям выполняемой работы; для самооценки руководителей; для ориентирования работников, ответственных за подбор, расстановку и подготовку руководящих кадров. Стандартизованная методика составления деловых характеристик может применяться в нескольких вариантах.

1. Произвольная стандартная  характеристика. Строится из стандартизованных  высказываний, выбранных из опросных  листов и зафиксированных в  любом удобном порядке. Выбор  в данном случае определяется  целью - отразить в характеристике  наиболее развитые у конкретного  лица качества либо свойства, которые необходимы для выполнения  определенной работы. Иными словами, СМСДХ используется в качестве "склада заготовок" четко сформулированных  оценочных высказываний. Такая характеристика  требует от составителя детальных  знаний условий работы, личностных  и профессиональных качеств характеризуемых  руководителей. Недостатки такого  варианта использования СМСДХ - возможность  произвольного выбора высказываний  для оценок и трудность для  сравнения характеристик двух  и более работников из-за отсутствия  общего списка критериев.

2. Экспертная оценка. Опросные  листы СМСДХ используются также  как бланки коллективной экспертизы  работника управления, в результате  которой создается усредненное  представление о руководителе  по всем критериям, заложенным  в методику. Для составления характеристики  таким способом требуется проведение  специальной организационной работы, подбора и подготовки экспертов. Для более объективной оценки  деловых и личностных качеств  экспертную оценку целесообразно  проводить "сверху” (руководителями  выше), "по горизонтали" (лицами  одного ранга с характеризуемым) и "снизу" (подчиненными). Каждая  группа экспертов должна состоять  не менее чем из трех человек. Все лица, входящие в экспертные  группы, должны хорошо знать характеризуемого  по совместной работе. Процедура  проведения оценки руководителя  заключается в следующем. Экспертам  раздают бланки с оценочными  высказываниями и знакомят с  инструкцией по их заполнению. Оценка проводится в три этапа. Вначале эксперты должны соотнести  содержащиеся в бланках высказывания  со свойствами, способностями, умениями, особенностями и качествами аттестуемого, а также интуитивно оценить частоту их проявления в работе. Результаты должны фиксироваться в соответствующей графе. Затем эксперты должны соотнести высказывания не с частотой проявления свойств аттестуемого в реальной практической работе, а с его потенциальными возможностями. После этого нужно соотнести высказывания с требованиями работы (ТР), которую выполняет (или будет выполнять) обследуемый. Материалы экспертной оценки обрабатываются следующим образом. Сначала на каждом бланке подсчитывается сумма баллов по каждому этапу оценки отдельно: РК (реализация качеств), ПВ (потенциальные возможности) и ТР (требования работы). Затем суммируются баллы по каждому бланку всех экспертов, и эта сумма делится на количество экспертов (деление необходимо производить с точностью до десятых долей). Таким образом, по каждому качеству (бланку) определяется средний балл по реализации качеств, по потенциальным возможностям руководителя и по требованиям работы.

Информация о работе Роль личности в управлении