Роль менеджмента в развитии современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

С развитием кибернетики  стало формироваться понимание  менеджмента как информационного  процесса. Безусловно, наличие информации является важной предпосылкой выполнения функций субъекта управления, т.е. менеджера. С помощью информационных процессов  реализуются все функции менеджмента. Поэтому каждая организация создает  информационную систему. Однако, несмотря на значимость информационного процесса, отождествлять с ним менеджмент нельзя. Это - один из важных аспектов менеджмента  и условие его реализации. Группа математиков, в основном представители "науки управления" (management science), тесно связанной с такой научной дисциплиной, как исследование операций (операционный анализ), рассматривают менеджмент как систему математических формул или моделей. В действительности в "науке управления" (исследование операций) функции менеджмента не сводятся к применению математических методов и моделей. В менеджменте много проблем, которые невозможно выразить в математической форме. В частности, при указанном подходе игнорируются человеческие аспекты деятельности организации. Математика в менеджменте нужна, но вряд ли можно управлять пользуясь только ее средствами.

Разнообразные подходы к  менеджменту не являются самостоятельными, независимыми теориями, а представляют собой результат интеллектуального разделения труда при изучении и разработке процесса управления и поэтому в своей совокупности составляют логически упорядоченную теорию. Для комплексного понимания и наилучшей реализации менеджмента необходимы разнообразные знания, получаемые при использовании всех известных подходов. Каждый из них в определенной мере способствует объяснению и совершенствованию управления. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных дисциплин в сочетании с практическим опытом могут дать целостное представление о менеджменте и помочь при разработке его теории.

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно  рассматривать как непрерывный  процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. 

Функция — это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция — это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности. Эти функции называются (рис.1):

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация

 

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА


 

 

        Общие функции


Рис.1 Функции менеджмента

Что означает каждая из этих функций? И как они связаны  между собой?

 Планирование — это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

1) цели деятельности организации;

2) ресурсы, необходимые  для достижения этих целей;

3) способы достижения  поставленных целей.

Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления  о целях деятельности не имеет  смысла приступать к работе. Кроме  того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов  любого плана является указание на сроки выполнения каждого его  пункта (сроки достижения целей).Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления — организации (иначе говоря — организовыванию) работы. Термин «организация» в менеджменте используется в двух значениях:

1) организация как объект  управления — компания, предприятие;

2)организация как функция менеджмента —процесс        организационной деятельности.

Здесь мы будем употреблять  это слово в его втором значении.

Организация — это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы. Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления (ОСУ) компанией. Поэтому функция организации — это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия. Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности. Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто мотивацией.

Мотивация — это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления — действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда. 

Производительность  труда — это эффективность труда в процессе производства. Она измеряется количеством продукции, произведенным работником за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.

Контроль — это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке. Другими словами, контроль — это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое. В современном менеджменте крайне важна роль еще одной, пятой функции, — координации. Иногда специалисты полагают, что координация «растворена» в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?

Координация — это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями.Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций менеджмента. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:

  • разработка и принятие управленческих решений;
  • создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);
  • управление качеством продукции;
  • обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий);
  • прогнозирование развития событий;
  • организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);
  • проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;
  • ведение документации и многое другое.

 

 

 

 

 

 

  1. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

2.1. Эволюция менеджмента  с развитием общественных отношений

 

Вопрос о том, когда  управленческая деятельность перестала  быть только косвенным проявлением  власти и превратилась в самостоятельный  вопрос, давно интересует историков  менеджмента.

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех революций древности, что пробили определенную "нишу" для его существования.

Первую революцию автор  назвал религиозно-коммерческой. Она  состоялась в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности. Потому что на определенном этапе они отказались от пожертвования кровавых жертв богам, а стали собирать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

Вторая связана с деятельностью  вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Создав огромную империю, которая включала соседние государства Месопотамию и Ассирию, он попытался организовать эффективную систему управления. Изучив опыт своих предшественников, Хаммурапи считал недостаточным управлять только на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый кодекс Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Также Хаммурапи, по мнению автора, был первым, из тех, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа "заботливого покровителя народа". То есть это был первый опыт формирования имиджа правителя. Эту революцию в менеджменте Р.Ходжеттс охарактеризовал как светско-административную.

Третья революция произошла  также в Вавилоне во времена нового расцвета этого государства. Она связана с правлением царя Навуходоносора 11 (605-562 г. до н.э.), который явился автором проекта не только Вавилонской башни, но и он значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных мастерских и зернохранилищах. Это позволило Р.Ходжеттсу выделить третью революцию в менеджменте и охарактеризовать ее как производственно-строительную.

Автор данной концепции, безусловно, с легкостью оперирует историческими  фактами. Можно предположить, что  эти революции выделены им достаточно условно. Однако, в целом, им логически  обоснованный процесс зарождения практической деятельности в области менеджмента.

Далее менеджмент как наука управления приобретает дальнейшее развитие, связанное прежде всего с развитием цивилизации древнего Египта, сложившейся 4-5 тысяч лет назад.

Вклад египетской цивилизации  в развитие управления кратко можно  сформулировать так:

- осознание необходимости планирования, организации и контроля;

- признание важности выработки и сохранения в течение всего проекта некоторых "правил игры";

- необходимость децентрализации в управлении огромным проектом и, в связи с этим, использование "письменных документов" в управлении и выделение штабных функций.

Следующим этапом в развитии идеи менеджмента был "городской  муравейник". Античный город стал новой альтернативой организации  труда больших масс народа.

В развитие идей менеджмента  античные греки внесли следующие  основные идеи:

- этический принцип - как универсальную основу для регуляции человеческих отношений;

- признание управления как особый вид искусства;

- применение научных методов изучения трудовой деятельности людей и управления этой деятельностью.

Новым историческим местом, где искусство управления нашло  новое дыхание, вобрав все лучшее, что было в прошлом, были христианские монастыри.

Важным этапом в развитии новых принципов управления было:

- изобретение трудосберегающих машин (водяные или ветряные мельницы и т.п.);

- осознанное чередование умственного и физического труда;

- совместное (коллективное) планирование работ.

Особенно бурные темпы  развития менеджмента приобрело  в двадцатом веке.

Если рассматривать возникновение  управления, как области научного исследования, то в зарубежной историографии  единодушно называется 1911. В этом году вышла книга Ф.У.Тейлора "Основы научного менеджмента". Эта дата является точкой отсчета, с которым  стала развиваться наука управления. На первом этапе своего становления  как науки, в начале ХХ века, управление структурировалось по производственному принципу. Дело в том, что во времена Ф.У. Тейлора потребность в научном управлении была вызвана в первую очередь тем, что рост производительности труда, в связи с промышленной революцией, исчерпал себя, и нужно было искать новые рычаги его повышения. Именно тогда произошел прорыв в общественном сознании относительно роли управления в производственном процессе. Осложнение промышленного производства требовало для обслуживания машин высококвалифицированных инженеров-механиков. В связи с этим на производство пришли высокообразованные, специально подготовленные, думающие люди. Их интересовали не только технические операции, но и сам процесс организации труда на промышленном предприятии. На это указывает и деятельность Американского общества инженеров-механиков, проблемы, там поднимались и обсуждались. В частности, в известном докладе Г. Тауна, прозвучавшие на одном из собраний, провозглашался принцип необходимости каждому инженеру иметь экономические знания. "Он отчасти сформулировал уже назревшую фактически тенденцию, отчасти уже указывал ближайшие практические перспективы". Таким образом, появилось определенное стремление к интеграции технических и экономических сфер производства, и именно на стыке этих отраслей в дальнейшем произошел прорыв, который выделил такую самостоятельную отрасль как управление. Однако в развитии управленческой мысли это не начало, а определенный качественно новый этап. Первые элементы примитивной управленческой деятельности можно встретить уже в первобытном обществе. Это проистекает из того, что два понятия "власть" и "управление" исторически взаимосвязаны. Долгое время управление воспринималось как средство реализации власти. Вебер, в частности, отмечает, что "... государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие как средство". Таким образом, согласно Веберу, господство людей над людьми есть власть, следовательно, легитимное насилие является примитивной формой управления.

Информация о работе Роль менеджмента в развитии современного общества