Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа
Целью работы является определение основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.
Классикой менеджмента сегодня принято считать новаторов и пропагандистов управленческого опыта начала XX в., который получил универсальное значение. Глава администрации французского горнометаллургического комбината Файоль создал синтезированную концепцию управления фирмой, американские инженеры Тейлор и Эмерсон разработали соответственно основы рационального управления производством и общие принципы эффективной хозяйственной деятельности. В этой связи Анри Файоля обычно называют основоположником классического, или административного менеджмента, а Тейлора и Эмерсона относят к основателям научного (рационального) менеджмента. Предпринимателя Форда причисляют либо к той, либо к другой школе. Названия этих школ стали у нас общепринятыми, даются без кавычек, но если внимательно присмотреться, можно заметить неудобства при их использовании. Очевидно, что не одна, а обе школы стали классическими, обе опирались на научную (экспериментальную и логическую) основу и вырабатывались администрацией компаний. Тейлор называл свою модель управления одновременно и научной, и административной. В контексте же дальнейшего развития методов управления сформулированного почти 100 лет назад понятие "научный менеджмент" (scientific management) может вызвать недоумение - разве современный менеджмент, например психологический, не является научным? Английское слово "science" (наука) как собирательное понятие означает естественные науки, и создатели «научного» управления пользовались приемами естественнонаучного познания, что считалось тогда единственно объективным. Тем самым они отделяли результаты своих разработок от традиционной организации труда, которая сводилась к простой поддержке дисциплины (supervision). Когда же методы измерений, экспериментов и т.д. стали использоваться для более достоверного познания общественных явлений и человеческого фактора (например экспериментальная психология), понятие "научный метод" приобрело более широкий смысл. Так что в принципе все школы менеджмента являются научными, а "scientific management» - просто историческое название.
Итак, развитие и усложнение общественных отношений неразрывно связаны с развитием менеджмента. Если на первых уровнях организации общества менеджмент был неразрывно связан с властью, то на развитии капиталистических отношений менеджмент формируется как наука управления.
Современное общество характеризуется
качественно новым развитием
экономики в сравнении с
Признание этой очевидной истины позволяет увидеть, что новая экономика отводит специалистам по менеджменту, особенно в области управления человеческими ресурсами, принципиально новую роль.
Современное общество характеризуется стремительным ростом количества самых разнообразных процессов во всех сферах общества, а также нарастающей скоростью их протекания. При таких условиях менеджмент начинает играть своеобразную роль "цемента общества" как совокупность механизмов координации, сотрудничества и средств интеграции (рис.2):
Рис.2 Роль менеджмента в обществе
Именно менеджмент во всех сферах, от отдельных предпринимательских структур до государства и межгосударственного регулирования, позволяет избежать хаоса и стихийности.
Как уже показано в предыдущем разделе, именно развитие менеджмента является необходимым условием развития общественных отношений.
Общее мнение свидетельствует о том, что эффективность управления будет играть стойкую и решающую роль, так как организации начинают приспосабливаться к тем новым видам бизнеса, которые могут с успехом существовать в глобальном мире новой экономики. Но глобализация, хотя и предоставляет экономическим структурам ресурсы всей планеты - они в целом ограничены. Поэтому на первый план выступает эффективность менеджмента как науки управления имеющимися ресурсами и человеческими прежде.
При этом менеджмент поворачивается лицом к человеку с его потребностями, возможностями, запросами.
На это можно посмотреть следующим образом. Чтобы организации могли набирать силу и процветать, им нужно со знанием дела поддерживать активный обмен идеями в своей области бизнеса, и давать возможность незнакомым друг с другом людям делиться мыслями и профессиональным опытом. Чтобы все это заработало, от компании требуется нечто большее, чем установка на каждом рабочем месте программы Lotus Notes. Нужно создать такой рабочий климат, в котором желание поделиться идеями будет для сотрудников чем-то таким, что само собой разумеется. Область человеческих ресурсов, со своей длинной историей помощи людям в развитии своих умений и в оправдании их растущих ожиданий, является той частью бизнеса, за которую необходимо нести особую ответственность.
Если говорить о людях,
то ведущие менеджеры в области
управления человеческими ресурсами
уже используют мощные технологии новой
экономики для улучшения
Для поиска и отбора сотрудников создаются все более и более мудрые веб-сайты, и они как своеобразные "сетки", отлавливают нужных специалистов.
Что касается текучести кадров, то для борьбы с ней в ход идет все - умение создавать сложные программы карьерного продвижения работников и выстраивания ролевых структур; компенсационные схемы, возможности для обучения и повышения квалификации. В некоторых организациях новые технологии используются и для того, чтобы не упустить из виду своих бывших сотрудников и на регулярной основе поддерживать с ними связь. В организациях, где разрабатывают такие подходы, говорят, что им удается возвращать бывших сотрудников, когда важные проекты нуждаются в наборе дополнительного персонала.
Там, где сотрудники всех
уровней требуют от своих компаний
большей прозрачности, технологии позволяют
специалистам в области управления
человеческими ресурсами не только
публично сообщать о том, что происходит,
но и целенаправленно
Это подводит нас к другой ключевой роли, которую менеджеры должны играть в организации - специалист по распространению информации ("официального коммуникатора"). Если люди - это ключ к будущему успеху компании, тогда держать их в курсе последних событий и хода развития организации просто обязательным условием. Роль менеджера и состоит в том, чтобы делать сообщения понятными и доводить их до соответствующей аудитории.
Вся система должна носить интерактивный характер для того, чтобы сотрудники могли задавать вопросы и оперативно получать на них ответы. На такой основе менеджер должен иметь возможность быстрого развития соответствующих служб как в сети Интернет, так и в корпоративной локальной сети. Такому менеджеру потребуется персонал, который будет не только контролировать исходную информацию, но и выполнять роль центра по анализу и синтезу всей входной информации. Некоторые организации дорого заплатили за знание того, что отсутствие надлежащего контроля за информационными потоками в сети Интернет и во внутренней корпоративной сети может привести к очень серьезным проблемам, особенно в тех случаях, когда ложные сообщения широко распространяются в деловом сообществе. Эту роль менеджер может и должен играть для того, чтобы содержание веб-сайта и любого другого контента соответствовало принятым в компании нормам и критериям.
Все указывает на то, что во многих сегодняшних и будущих организациях менеджер в своих действиях все чаще следует за событиями. Кадры становятся все более и более важным товарным ресурсом, и работа внутри организаций должна приобретать все более стратегическую направленность. Определение будущих ресурсных потребностей, консультирование по вопросам кадрового обеспечения, глубокое понимание кадровой политики в фирмах - именно этого будут ждать от специалистов в области управления человеческими ресурсами по мере втягивания компаний в борьбу за выживание в условиях новой глобальной экономики.
В рамках этой стратегической перспективы, практический опыт в области управления человеческими ресурсами потребуется и для поиска новых путей организации работы. Все больше и больше людей требуют гибкого подхода к своей трудовой деятельности. Возможность работать не на рабочем месте, а дома или в других местах все чаще становится ключевым вопросом в деятельности организации. Помощь менеджера по человеческим ресурсам в разъяснении организациям этих потребностей и в изыскании путей применения соответствующих технологий для их удовлетворения, занимает все более центральное место в работе с кадрами.
Так же стратегическое видение менеджера по человеческим ресурсам потребуется и для привлечения внешних ресурсов к решению не первоочередных задач. Базовый набор работников и их обучение, управление фондом заработной платы и пособий могут ресурсно обеспечиваться другими компаниями. Добавим к этому, что с выделением многих направлений деятельности в такие самостоятельные задачи, как, например, услуги центра обработки заказов, роль менеджера по человеческим ресурсам в новой экономике становится не только более разнообразной, но и жизненно важной для будущего успеха всего бизнеса. Без глубокого понимания технологий, двигающих новую экономику вперед, и того, как они влияют на людей, занимающихся бизнесом, организациям не удастся достаточно долго процветать в будущем. Менеджер в сегодняшнем обществе - это не просто руководитель, это наставник, советник и стратегический провидец в деле доведения технологий до каждого сотрудника – вот та роль, что фирмы должны ему отвести, если еще этого не сделали.
Рассмотрим что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в теоретическом, и в практическом плане - сегодня, в третьем тысячелетии.
Во-первых, это интернационализация
менеджмента, коллективное осмысление
новых реальностей, порождаемых
углублением международного разделения
труда, ростом конкуренции и
Во-вторых, особенность последних лет - все большее обращение к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этот путь. Менеджмент, как наука, во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Однако, в настоящее время, даже широкая публика проявляет большой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов как Д.Карнеги, У.Оучи, Р.Уотерменом, мемуаров Л.Якокка - президента автомобильного гиганта "Крайслер", А.Морита - президента и одного из основателей электронной фирмы "Sony" и целого ряда других. Появился даже термин "управление по бестселлерам", по аналогии с "управлением по целям" и "управлением по отклонениям".
Итак, менеджмент на сегодняшнем этапе общественных отношений играет ключевую роль в организации и управлением всеми звеньями общества. При этом менеджер играет роль не только руководителя, но и носителя информации, советчика и т.п.
3. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Условия развития и перспективы менеджмента в России
Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.
Важнейшими функциями
Специфические условия хозяйственной
деятельности в России ставят перед
отечественными менеджерами особые
задачи:
1) обеспечить жизнеспособность своего
предприятия в условиях возрастающей
конкуренции, несмотря на любые изменения
рынка;
2) максимизировать прибыль в конкретных
условиях рынка;
3) осуществить программу развития коллектива
фирмы, включая решение его социальных
проблем;
4) совершенствовать работу компании на
основе внедрения новых форм ведения бизнеса,
применения современных методов управления.
Заблаговременно готовить нововведения,
улучшать структуру и функции предприятия;
5) уметь в разумных пределах идти на риск
и исключать его воздействие на рыночное
положение фирмы.
Информация о работе Роль менеджмента в развитии современного общества