Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
раскрыть общие элементы управления персоналом;
определить роль руководителя в управлении персоналом;
рассмотреть личность руководителя и стили управления.
Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Понятия и цели управления персоналом 5
1.2 Субъекты, объекты, функции и методы управления персонало 6
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления………………….10
ГЛАВА 2 ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 15
2.1 Роль и функции руководителя 15
2.2 Характеристики и личные качества руководителя 17
2.3 Стратегия руководства коллективом…………………………………….21
2.4 Стили руководства………………………………………………………. 25
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕИЯ ЗАО «ТРАСТБАНК»………….…………………………… 27
3.1. Характеристика организации……………………………………............. 27
3.2. Анализ используемых методов менеджмента 28
3.3 Анализ роли руководителя……………………………………………... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 34
Поведение менеджеров, должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения, а также готовностью к принятию решений, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, тактичностью, терпимостью, уважением к людям, положительным отношением к состязательности, ориентированностью на достижение поставленных целей.
К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирования информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.
К числу наиболее важных характеристик деятельности менеджеров относят: получение реалистической оценки сильных и слабых сторон подчиненных; умение мыслить стратегически; умение вести переговоры с вышестоящими руководителями; обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности у подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей.
Взаимоотношения между менеджерами и работниками, установление оптимальных взаимоотношений между управляющими и подчиненными - важнейшая социально-психологическая проблема, во многом определяющая результаты управленческой деятельности. Установлено, что разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30 %. Предполагается, что мотивация персонала при оптимальных взаимоотношениях может быть улучшена примерно на такой же процент.
Вместе с тем, в настоящее время в некоторых акционерных обществах наметилась проблема ухудшения взаимоотношений между рабочими и руководителями. Из-за несвоевременности выплаты заработной платы, не решение социально-экономических проблем, возникающих в коллективах.
В связи с этим руководители должны анализировать необходимые шаги по созданию реалистических ожиданий у работников: кандидаты на вакантные должности должны иметь реалистическое представление о своей работе уже при найме; необходимо делегировать работникам разного уровня права и ответственность за принятие решений в их повседневной деятельности; необходимо укреплять профессиональную этику занятых.
Например, если такие проблемы возникают в зарубежных компаниях, разрабатываются рекомендации по их преодолению. Называются 8 типичных ошибок: установление недостаточной цены на продукцию; игнорирование собственной интуиции; боязнь нововведений; неумение внимательно слушать; пренебрежение заботой о клиентах; игнорирование положительного влияния дружеских взаимоотношений людей; торопливость в принятии решений; недооценка способностей человека. При этом отмечается, что предвидение возможных ошибок позволяет избежать их или, по крайней мере, выявить на ранней стадии, что делает процесс управления более успешным.
Большое значение в современном менеджменте уделяется деловой и поведенческой этике. Например, ряд зарубежных фирм уже открыли курсы и выпускают пособия с рекомендациями по методам общения и поведения. Особого внимания заслуживает проблема улучшения взаимодействия менеджеров с инженерным персоналом. Подчеркивается необходимость поддержания творческой атмосферы и высокой работоспособности, создания у инженерного персонала уверенности в завтрашнем дне, использования новых возможностей и технических средств для роста производительности инженерного труда. Приводятся соответствующие рекомендации по улучшению взаимодействия менеджеров с инженерно-техническим персоналом: обеспечение безопасности людей, соблюдение этики при выборе стратегии маркетинга, доверие к высокому профессионализму персонала и учет конструктивных предложений.
Отдельное место занимает проблема управления талантливыми сотрудниками. Эксперты указывают, что деятельность таких служащих может стать важной составляющей успеха компании, но управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Анализируются их положительные качества: отношение к работе, нацеленность на будущее, желание быстро добиться всего в жизни, огромная энергия, творческий подход к делу.
Нестандартность таких людей ставит проблему измерения их вклада в общую производительность компании. Вклад этот анализируется по обычным направлениям, но особая роль талантливых сотрудников модернизирует критерии оценки их деятельности - труд (его качество), материальная отдача (стратегический потенциал идей и исследований), энергия (энтузиазм и достижения), капитал (творчество и образ действия).
Зарубежные исследователи уделяют также существенное внимание проблемам взаимоотношения в системе «руководитель-заместитель», что имеет важное значение для эффективного управления. В исследованиях анализируются существующие варианты взаимоотношений руководителей и их заместителей, распределение между ними обязанностей и полномочий: например, начальник и заместитель руководят определенными организационными подразделениями в рамках отдела; начальник распределяет руководство отдельными структурами между своими заместителями, оставляя за собой общее руководство отделом; начальник и заместитель имеют различные функции.
Исследователи считают, что распределение обязанностей между руководителем и заместителем должно определять перечень функций и проблем, по которым заместитель уполномочен сам принимать решения. Такая модель распределения обязанностей (модель «А») может быть применена в любом отделе, независимо от его величины, вида и целей. В небольших отделах роль заместителя может выполнять один из работников, а в крупных (около 20 человек) должен быть штатный заместитель. В особо крупных отделах следует предоставить максимальную самостоятельность, руководителям подразделений, создавая одну должность штатного заместителя с соответствующими функциями.
При распределении руководства отдельными подразделениями между разными заместителями (модель «Б») следует оговаривать компетенцию первого заместителя. Популярность модели «Б» обуславливается следующими причинами: закрепление звания заместителя руководителя отдела за руководителем подразделения упрочит положение последнего как во внешних контактах, так и в отделе, а также увеличит престиж руководителя, имеющего несколько заместителей в глазах окружения. Руководитель отдела имеет в этом случае преимущество над руководителями каждого из подразделений, поскольку только он видит деятельность отдела в целом, а его заместители владеют ситуацией только во вверенных им участках. В то же время, заместитель в модели «А», как и руководитель, владеющий ситуацией деятельности отдела, может расцениваться как соперник. Модель «Б» по сравнению с моделью «А» более выгодна для заместителя, ибо руководитель отдела, имея более широкую сферу деятельности, склонен предоставлять своим заместителям большую самостоятельность в выполнении закрепленных за ними функций. Даже при существовании в модели «Б» первого заместителя его позиция как соперника руководителя значительно ослаблена наличием других заместителей [3, c. 41].
2.4 Стили руководства
Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций. Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».
В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.
К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).
Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.
Попустительскому стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.
В современной интерпретации в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных стилю руководства делятся на:
Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.
Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.
Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-административной системы в СССР.
Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя. Данный стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля. Он сохраняет за руководителем функцию принятия решений в форме разнообразных нормативных актов, однако, максимально структурируя систему взаимоотношений руководства - подчинения, по существу усиливает власть аппарата, составителей и контролеров нормативных актов.
ГЛАВА 3
АНАЛИЗ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕИЯ
ЗАО «ТРАСТБАНК»
3.1 Характеристика организации
История закрытого акционерного общества «Трастбанк» начинается 21 августа 1994 года с момента подписания договора о совместной деятельности по созданию Закрытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «Инфобанк» между АО «Инфобанк Холдинг» (Россия) и рядом белорусских и зарубежных компаний. В рамках данного мероприятия был избран Совет Банка и Председатель Правления.
Официальный день рождения Банка -- 09 ноября 1994 года -- это день государственной регистрации ЗАО «АКБ «Инфобанк» в Национальном банке Республики Беларусь за номером 53, а также выдачи банку Национальным банком лицензий № 20 (Генеральная лицензия) и № 53 (Лицензия на совершение банковских операций).
В ходе дальнейшей деятельности лицензии, выданные Банку, претерпели ряд обновлений, связанных как с изменениями в законодательстве Республики Беларусь, так и с изменениями в структурной организации и структуре акционерного капитала Банка. Изменения, произошедшие в структуре акционерного капитала, а также реорганизация Банка послужили причинами для принятия акционерами решения о смене наименования Банка. Решением Общего собрания акционеров от 21.01.2005 (Протокол №1) наименование Банка изменено с «Закрытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк “Инфобанк”» на «Закрытое акционерное общество “Трастбанк”».
Акционерами ЗАО «Трастбанк» в настоящее время являются два юридических лица -- резидента Республики Беларусь (100% уставного фонда).
14 ноября 2008 года Национальный банк выдал ЗАО «Трастбанк» обновленную лицензию на осуществление банковской деятельности № 14. Также Банк имеет ряд специальных разрешений на право осуществления различных видов деятельности, с которыми можно ознакомиться в разделе «Лицензии».
Все семнадцать лет своего присутствия на банковском рынке Республики Беларусь ЗАО «Трастбанк» придерживается стратегии развития универсального банка, активно работающего как с корпоративными, так и с частными клиентами, позиционируя себя как универсальное кредитно-финансовое учреждение, которое стремится оказывать полный спектр банковских услуг, пользующихся спросом.
3.2 Анализ используемых методов менеджмента
Методы управления в ЗАО
«Трастбанк» ориентированы, прежде
всего на высокую производительность
и эффективность деятельности банка и
его персонала, на слаженную работу подразделений,
на четкую организацию многообразной
деятельности и управление им на уровне
мировых стандартов. По характеру действия
методы условно (формально) можно разделить
на методы материальной, социальной и
властной мотивации, или экономические,
организационно-
Информация о работе Роль руководителя в системе управления персоналом