Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
раскрыть общие элементы управления персоналом;
определить роль руководителя в управлении персоналом;
рассмотреть личность руководителя и стили управления.
Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Понятия и цели управления персоналом 5
1.2 Субъекты, объекты, функции и методы управления персонало 6
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления………………….10
ГЛАВА 2 ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА 15
2.1 Роль и функции руководителя 15
2.2 Характеристики и личные качества руководителя 17
2.3 Стратегия руководства коллективом…………………………………….21
2.4 Стили руководства………………………………………………………. 25
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕИЯ ЗАО «ТРАСТБАНК»………….…………………………… 27
3.1. Характеристика организации……………………………………............. 27
3.2. Анализ используемых методов менеджмента 28
3.3 Анализ роли руководителя……………………………………………... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 34
Экономические методы воздействуют на имущественные интересы ЗАО «Трастбанк» и ее персонала. С одной стороны, они стимулируют деятельность банка по удовлетворению интересов общества (система налогов, банковских кредитов и т. д.), с другой -- служат для мотивации работы персонала (заработная плата, премии, вознаграждения за инновации).
Методы властной мотивации
предусматривают ориентацию на дисциплину,
организационно-
Организационно-
Организационно-
Распорядительные методы руководства обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью персонала и проявляются в форме договоров, приказов, распоряжений.
Дисциплинарные предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.
Сущность социально-психологических методов сводится к способам воздействия на личность, на коллективы с целью изменения ими своих установок в трудовой деятельности и творческой активности, а также на социальные и психологические интересы банка и его персонала (роль и статус личности, группы, фирмы, психологический климат, этика поведения, общения и т. д.). При этом используются знания общей и социальной психологии.
Социально-психологические методы менеджмента состоят из социальных и психологических. К социальным методам относятся: повышение социально- производственной активности (копирование лидеров, установление стандартов образцового поведения во всех сферах деятельности); поддержание социальной преемственности (конкурсы мастерства, присвоение квалификационных отличий, праздники основания и успешного завершения крупных деловых операций и т. д.); социальное нормирование (установление норм отношений между работниками фирмы, правил внутреннего распорядка, производственного этикета, выработка и неукоснительное соблюдение ценностей, единых для всего персонала банка и т. д.); моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).
Механизм использования социальных методов включает: социальные исследования, или выявление проблем и направлений воздействия; социальное планирование, или выработку конкретных способов влияния на людей; социальное регулирование, или реализацию выявленных проблем и выработанных способов влияния на людей.
Социальное планирование -- это планирование решения социальных проблем коллектива банка: улучшения условий труда, быта, отдыха, духовного и физического развития.
Такие планы включают разделы: изменение структуры кадров; повышение уровня квалификации; улучшение условий труда, быта, охраны здоровья; повышение жизненного уровня; удовлетворение потребностей духовного и физического развития.
Психологические методы используются в целях гармонизации взаимоотношений работников ЗАО «Трастбанк» и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся: поощрение творчества, инициативы и самостоятельности; удовлетворение профессиональных интересов, повышение творческого содержания труда; отбор целей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств; комплектование малых групп исходя из критерия психологической совместимости работников; установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчиненными.
Методы менеджмента формируются в следующей последовательности:
3.3 Анализ роли руководителя
Для выявления стиля руководства, которого придерживается Председатель Правления ЗАО «Трастбанк» было проведено анкетирование. В ходе него стало понятно, что руководитель обладает смешанным стилем - либерально-демократическим.
Руководитель децентрализует свою управленческую власть, консультируется с подчиненными при выборе решений, что способствует двустороннему обмену мнениями для достижения взаимопонимания; передает им имеющуюся информацию, часто делегирует подчиненным свои полномочия. Руководитель всячески поощряет инициативу, поэтому подчиненные заинтересованно воспринимают новые задания и принимают участие в их реализации. Интеллект, культура, уровень профессиональной подготовки, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относиться к подчиненным обеспечивают возможность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой. Можно сказать, что у данного руководителя в равной и притом максимальной степени проявляются ориентированность на достижение целей организации и на заботу о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Руководитель способен успешно решать поставленные задачи и создавать атмосферу, способствующую раскрытию творческих способностей членов коллектива. Также руководителю была предложена анкета на определение его способностей к руководству и склонности к лидерству. Результат однозначно говорит о том, что руководитель имеет ярко выраженную склонность к лидерству, что является залогом эффективного руководства.
Сотрудникам ЗАО «Трастбанк» также была предложена анкета с открытыми вопросами, целью которой было определить отношение коллектива к своему руководителю. В целом персонал доволен своим Председателем, что подчеркивает высокий престиж руководителя.
Сотрудники отмечают тот факт, что жизненные установки руководителя, его манера общаться с людьми, давать указания к работе являются образцом для подражания. Также отмечают, что руководитель всегда интересуется личными делами работников, старается помочь в сложной, спорной ситуации, если у него есть такая возможность; способен войти в положение человека. Обладает способностью создавать атмосферу доверия и доброжелательности людей друг к другу. Всегда ответственно подходит к работе и соответственно требует того же от работников. C удовольствием делится своими идеями, мыслями по поводу организации бизнес процесса и организации развлекательных мероприятий, с вниманием выслушивает предложения как вышестоящих, так и ниже стоящих сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Как правильно отмечает Аджирис: ''…эффективные руководители -- это те, кто может вести себя по-разному -- в зависимости от требований реальности''.
Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. «Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу».
В целом результат руководства зависит от трех переменных: руководителя, подчиненного и изменения ситуации. В руководстве людьми нет абсолютных истин, так как поведение тех не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, воздействие руководителя, так и субъективные моменты.
Управлять людьми труднее всего, потому что они самый трудный объект для этого. Для успеха в этом деле необходимо понять, чем вызвано то или иное поведение подчиненных.
Особенность современного взгляда на руководителя состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат.
Таким образом, от прежней роли руководителя, который служил только делу, жизнь заставляет перейти к новой роли руководителя, который служит своим работникам, не переставая служить делу. При этом он, так же как и другие сотрудники, осуществляет все перечисленные функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций. Выполняемые руководителем функции по управлению персоналом не ограничиваются рассмотренными в данной курсовой работе. Они связаны практически со всеми вопросами обеспечения организации сотрудниками и использования персонала: его маркетингом, привлечение на предприятие, оценкой, отбором, обучением, стимулированием, перемещением, карьерой, социальным обеспечением, взаимоотношениями с органами трудового коллектива, профсоюзами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва : Экономика, 2009. -- 358 с.
2. Армстронг, М. Менеджмент: методы и приемы / М. Армстронг, Д. Ланкастера; под. ред. О.О. Чистякова. -- Киев : Знання-Прес, 2006. - 876 с.
3. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Вихансткий. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- Москва : Гардарика, 2009. -- 296 с.
4. Вязгин, А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена / А.В. Вязгин. - Москва : Вершина, 2006. -- 256с.
5. Гэндосси, Р. Как вырастить руководителей: три истины от топ-компаний для лидеров / Р. Гэндосси, М. Эффрон. - Новосибирск : Сибирское унив. изд-во, 2005. - 207 с.
6. Крейнер, С. Ключевые идеи менеджмента: Мыслители, которые изменили мир менеджмента / С. Крейнер. -- пер. с англ. -- Москва : Инфра-М, 2002. - 346 с.
7. Кричевский, Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. -- 5-е изд. -- Москва : Дело, 2003. -- 352 с.
8. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О. И. Медведь. -- Киев : Вильямс , 2006. - 665 с.
9. Михайлина, Д.Л. Управление персоналом / Д.Л. Михайлина, Г.И. Михайлин, под. ред. Л.В. Матраева. -- Москва : Дашко и К, 2012. -- 280 с.
10. Одегов, Ю.Г/ Аудит и контроллинг персонала / Т.В. Никонова - Москва : Альфа-Пресс, 2006. -- 560 с.
11. Пашкус, В. Ю. Современные теории управления: теории менеджмента на пороге XXI века / В. Ю. Пашкус, Н. А. Пашкус, З. А. Савельева. - Санкт-Петербург : Сентябрь, 2003. - 269 с.
12. Пугачев, В.П. Руководство персоналом / В.П. Пугачев. - Москва : Аспект-Пресс, 2002. -- 278 с.
13. Пугачев, В.П. Управление свободой / В.П. Пугачев. -- 2-е изд. -- Москва : Аспект-Пресс, 2010. -- 272 с.
14. Стеттнер, М. Карьера начинающего менеджера: Ступени роста и подводные камни / М. Стеттнер, М. Котельниковой. - Москва : Фаир-Пресс , 2003. - 212 с.
15. Сундин, Х. Организованный менеджер: Вначале подумай - затем приступай к работе / Х. Сундин, М. Н. Коняевой. - Москва : Финансы и статистика, 2002. - 159 с.
16. Уорд, М. 50 методик менеджмента / М. Уорд, А. П. Колесник. - Москва : Финансы и статистика , 2003. - 200 с.
17. Филонович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / С.Р. Филонович. - Москва : Инфра-М, 2009. -- 328 с.
18. Хажински, А. Гуру менеджмента: Дорога к успеху / А. Хажински, Н. Габенова, Ю. Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 480 с.
19. Холден, Ф. Библиотека успешного менеджера / Ф. Холден, И. Ющенко. - Москва : HIPPO , 2003. - 324 с.
20. Царский, В. Менеджмент: просто о сложном / В. Царский. - Москва : Альфа-Пресс, 2004. - 283 с.
21. Чудновская, С. Н. История менеджмента: учебник для вузов / С. Н. Чудновская. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 239 с.
22. Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современной организации / С.А. Шапиро. - Москва : Гросс-Медиа, 2008 - 199 c.
23. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн, под. ред. В.А. Спивака. - Санкт-Петербург : Питер, 2010 - 336 с.
24. Шепель, В. М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / В. М. Шепель. - Москва : Финансы и статистика, 2005. - 383 с.
25. Эвангелиста, Р. Бизнес победы: рук. для менеджера по созданию команды победителей на работе / Р. Эвангелиста, А. П. Колесника. - Москва : Финансы и статистика, 2005. - 247 с.
Информация о работе Роль руководителя в системе управления персоналом