Роль руководителя в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть роль руководителя в современной организации.
Задачи работы: 1. Рассмотреть портрет современного руководителя. 2. Проанализировать роли руководителя и лидера в организации. 3. Изучить функции и роли руководителя в организации.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 60.77 Кб (Скачать файл)

Введение.

Каждому руководителю, менеджеру  важно помнить, что объектом управления является в первую очередь человек, личность. После осознания роли групп  и составляющих её членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. Исследование роли руководителя в эффективном управлении организацией, оценка результативности управленческого труда – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителя. Она характеризует способность  руководителя оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого  звена.

На протяжении всей жизни  человеческого общества были те, кто  руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали  значение самому понятию «управление». Руководители  управляли, опираясь на интуицию и не задумываясь над  этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную  науку и продолжает развиваться  в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация  работала эффективно.

Новый подход к управлению все более базируется на признании  приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса сегодня  составляет культуру управления.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней  делается акцент на значении индивидуальных особенностей руководителя, обеспечивающих ему эффективность управленческой деятельности.

Цель работы: рассмотреть  роль руководителя в современной  организации.

Задачи работы: 1. Рассмотреть  портрет современного руководителя. 2. Проанализировать роли руководителя и лидера в организации. 3. Изучить  функции и роли руководителя в  организации.

 

 

 

 

Глава I. Характеристика современного руководителя.

    1. Портрет современного руководителя.

В работе руководителя много  привлекательных сторон: она предоставляет  большие возможности для достойного развития личности, является захватывающей  и увлекательной.

 В прошлом на должность  руководителей  старались подобрать  людей с ярко выраженными диктаторскими  замашками, поскольку рабочие  были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой  и наилучшим способом обращения  с ними считалось принуждение.  Кризисные ситуации, все больше  и больше потрясавшие западную  экономику, потребовали от управляющих  новых качеств. Просто ужиться  с людьми было не достаточно - взаимодействие нужно было обеспечить  надежной материальной базой,  которую создавал надежный бесперебойный  сбыт товаров. И наконец, сегодня  фирмы выросли настолько, что  единоличное управление ими стало  практически невозможным. Кроме  того, у руководителей добавилось  и много внешних функций, в  том числе взаимодействие с  партнерами, профсоюзом, государственными  и политическими деятелями. Каждым  направлением занимался самостоятельный  управляющий, поэтому глава корпорации  становился менеджером-организатором,  основная обязанность которого - координировать деятельность группы  менеджеров.  Это управляющий,  облеченный властью, руководящий  большим коллективом людей.

У руководителей особый предмет  труда – информация, работая с  которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния  управляемого объекта.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, которые характеризуются огромным количеством разнообразий форм самих  этих действий и мест их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Чтобы выполнять свои сложные  и ответственные функции, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая  динамичность и неопределенность, а также они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие, уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли, но не стоит забывать о том, что руководитель управляет не просто предприятием, а людьми, интересы, потребности и мнения которых также должны учитываться.

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это  партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в  любом случае обращаться с ними нужно  корректно, не показывая раздражения, потому что от продуктивного взаимодействия с ними в какой-то мере зависит и деятельность фирмы в целом. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить несколько возможных и рациональных вариантов её решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным - от них, как известно, в решающей степени зависит судьба менеджера и предприятия в целом.

В процессе общения менеджеру  приходится выполнять три основные роли:

 Во-первых, это роль  координатора, связывающего одну  группу людей с другой и  упрощающего диалог между ними, во-вторых, это роль информатора,  обеспечивающего прием, передачу  и обработку различного рода  информации, и в-третьих, это роль, связанная с принятием решений.

Менеджеры высшего звена  фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена  чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена - мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака.

По своему отношению к  работе менеджеры делятся на пассивных  и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно  на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. Это яркий пример руководителей с диктаторскими замашками – руководителей прошлого.В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций.

В противоположность пассивному, руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни и постоянном творческом и трудовом поиске, непрерывно вырабатывает и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности.

Лидер прекрасно чувствует  и понимает психологические особенности  партнеров, противников, начальства и подчинённых, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

 Руководитель – это  член организации, способный занять  в ней должное место и готовый  взять на себя ответственность  и соответствующие обязанности,  поддерживающий распорядок и  соблюдающий принятые нормы поведения, что немаловажно.

 

    1. Руководитель и лидер. Сравнение. Основные различия.

Руководство и лидерство  – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Существует различие между  формальным лидерством - когда влияние  исходит из официального положения  в организации, и естественным лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.

Лидерство - это психологическая  характеристика поведения отдельных  членов группы, а руководство - это  социальная характеристика отношений  в группе, и в первую очередь  с точки зрения распределения  ролей управления и подчинения.

Однако, несмотря на приведенные  различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем  же типом проблем, связанных со стимулированием  персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены, работой на благо предприятия и повышением производительности.

Руководитель - это человек, который направляет работу других и  несет персональную ответственность  за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных  целей, в свою очередь лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм  в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений наиболее беспроблемно.

Руководители имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению  к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу.

Официально назначенный  руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически  считаться лидером, так как лидерство  в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые  подчиненные играют в запрограммированной  цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Такие люди нередко забывают о том, что управляют они не просто коллективом, а, в первую очередь, людьми, каждый из которых является личностью. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении,  учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Они склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя  их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя, поощряя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они  пытаются сузить набор путей решения  проблемы. Решения часто принимаются  на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки  разработки новых и неоднозначных  решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя  выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения  соответствующего вознаграждения.

Управление является в некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы.

Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для  подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более  высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения  трудно передать путем бесед и  нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно  во время производственных контактов. Личный пример руководителя для подчинённых и коллег будет более действенен, нежели вербальные указания.

Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь  с окружающей средой. Его главная  задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей. Но при этом не следует забывать о потребностях и интересах работников, от которых зависит судьба самой организации.

Лидерство и руководство  присутствуют везде, где есть власть и организация.

Эффективное руководство  всегда должно совмещаться с лидерством. И здесь мало просто оригинального подхода к решению спектра проблем, которые стоят перед организацией, и достижения ею поставленных целей любыми средствами. Талантливый руководитель – это ещё и тонкий психолог, расчётливый стратег и тактик, умеющий найти индивидуальный подход к любой ситуации и любому человеку. Также он должен уметь извлекать пользу из любой конфликтной ситуации либо ошибки и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд со всевозможными вариантами её разрешения; быть склонен к разумному риску. Совмещать в себе руководство и лидерство – задача не из лёгких, которая под силу лишь умному, организованному и тактичному человеку, но, по моему мнению, лишь такой человек сможет эффективно и продуктивно управлять коллективом и получать при этом наилучшие результаты организации рабочего процесса и достижения поставленных перед производством целей.

 

    1. Процесс управления конфликтами.

Когда мы думаем о конфликте, на ум, как правило, приходят агрессия, угрозы, споры, вражда, войны и т.д. В итоге люди часто воспринимают конфликт как нежелательное явление, которого, по возможности, следует избегать, и считают, что его надо разрешать как можно скорее. Такое отношение четко прослеживается в трудах ранних теоретиков менеджмента. Все первые подходы к организационной эффективности опирались, прежде всего, на определение задач, процедур и правил, на взаимодействие властных полномочий и на разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что эти механизмы способны предотвратить большинство конфликтов и могут быть использованы для разрешения уже возникших конфликтных ситуаций.

Информация о работе Роль руководителя в современной организации