Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль руководителя в современной организации.
Задачи работы: 1. Рассмотреть портрет современного руководителя. 2. Проанализировать роли руководителя и лидера в организации. 3. Изучить функции и роли руководителя в организации.
Введение.
Каждому руководителю, менеджеру
важно помнить, что объектом управления
является в первую очередь человек,
личность. После осознания роли групп
и составляющих её членов в процессе
труда, начали активно изучать основные
характеристики групп, человеческий фактор,
поведение личности. Исследование роли
руководителя в эффективном управлении
организацией, оценка результативности
управленческого труда – одна
из функций по управлению персоналом,
направленная на определение уровня
эффективности выполнения работы руководителя.
Она характеризует способность
руководителя оказывать непосредственное
влияние на деятельность какого-либо
производственного или
На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значение самому понятию «управление». Руководители управляли, опираясь на интуицию и не задумываясь над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.
Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса сегодня составляет культуру управления.
Актуальность данной работы
заключается в том, что в ней
делается акцент на значении индивидуальных
особенностей руководителя, обеспечивающих
ему эффективность
Цель работы: рассмотреть роль руководителя в современной организации.
Задачи работы: 1. Рассмотреть портрет современного руководителя. 2. Проанализировать роли руководителя и лидера в организации. 3. Изучить функции и роли руководителя в организации.
Глава I. Характеристика современного руководителя.
В работе руководителя много
привлекательных сторон: она предоставляет
большие возможности для
В прошлом на должность
руководителей старались
У руководителей особый предмет
труда – информация, работая с
которой они принимают решения,
необходимые для изменения
В процессе управления руководитель
осуществляет ряд конкретных функций,
которые характеризуются
Чтобы выполнять свои сложные
и ответственные функции, руководители
должны иметь специальные знания
и обладать способностью использовать
их в повседневной работе по управлению
предприятием.Они должны уметь обосновывать
и принимать решения в
Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения, потому что от продуктивного взаимодействия с ними в какой-то мере зависит и деятельность фирмы в целом. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить несколько возможных и рациональных вариантов её решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным - от них, как известно, в решающей степени зависит судьба менеджера и предприятия в целом.
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основные роли:
Во-первых, это роль
координатора, связывающего одну
группу людей с другой и
упрощающего диалог между ними,
во-вторых, это роль информатора,
обеспечивающего прием,
Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена - мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака.
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. Это яркий пример руководителей с диктаторскими замашками – руководителей прошлого.В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций.
В противоположность пассивному, руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни и постоянном творческом и трудовом поиске, непрерывно вырабатывает и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности.
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства и подчинённых, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Руководитель – это
член организации, способный
Руководство и лидерство – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Существует различие между формальным лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации, и естественным лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.
Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены, работой на благо предприятия и повышением производительности.
Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей, в свою очередь лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений наиболее беспроблемно.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Руководители предпочитают
порядок во взаимодействии с подчиненными.
Они строят свои отношения с ними
соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя, поощряя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм,
различные способности и
Управление является в некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы.
Талантливый руководитель всегда
выступает в роли примера для
подражания среди подчиненных, коллег,
равных по должности, и даже для более
высоких начальников. Оригинальные
методы управления, нормы поведения
трудно передать путем бесед и
нравоучений, они более эффективно
передаются путем поведения, действий,
которые можно наблюдать
Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей. Но при этом не следует забывать о потребностях и интересах работников, от которых зависит судьба самой организации.
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация.
Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством. И здесь мало просто оригинального подхода к решению спектра проблем, которые стоят перед организацией, и достижения ею поставленных целей любыми средствами. Талантливый руководитель – это ещё и тонкий психолог, расчётливый стратег и тактик, умеющий найти индивидуальный подход к любой ситуации и любому человеку. Также он должен уметь извлекать пользу из любой конфликтной ситуации либо ошибки и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд со всевозможными вариантами её разрешения; быть склонен к разумному риску. Совмещать в себе руководство и лидерство – задача не из лёгких, которая под силу лишь умному, организованному и тактичному человеку, но, по моему мнению, лишь такой человек сможет эффективно и продуктивно управлять коллективом и получать при этом наилучшие результаты организации рабочего процесса и достижения поставленных перед производством целей.
Когда мы думаем о конфликте, на ум, как правило, приходят агрессия, угрозы, споры, вражда, войны и т.д. В итоге люди часто воспринимают конфликт как нежелательное явление, которого, по возможности, следует избегать, и считают, что его надо разрешать как можно скорее. Такое отношение четко прослеживается в трудах ранних теоретиков менеджмента. Все первые подходы к организационной эффективности опирались, прежде всего, на определение задач, процедур и правил, на взаимодействие властных полномочий и на разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что эти механизмы способны предотвратить большинство конфликтов и могут быть использованы для разрешения уже возникших конфликтных ситуаций.
Информация о работе Роль руководителя в современной организации